Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 10 октября 2018
Федор Овчинников

Рынок по-прежнему не насыщен доставкой

Из столиц тренд придет в регионы и даже небольшие города – считает CEO «Додо Пицца»

– 2017 год многие характеризуют как период стабилизации и даже улучшения общеэкономической ситуации. Каким для Вас оказался прошедший год? Оправдались ли Ваши ожидания с точки зрения операционных и финансовых результатов?

На 2017 год мы ставили себе крайне агрессивные цели по развитию, планировали открыть более 250 новых ресторанов, но справились лишь наполовину и запустили 127 новых точки (из них 113 в России). Причина была в изначально чрезмерно агрессивном плане, а также в том, что мы повысили требования к локациям: процесс поиска и согласования новых помещений стал занимать гораздо больше времени, чем ранее.

Тем не менее рестораны, открытые в 2017 году и ранее, показали результаты выше наших ожиданий, как по количеству заказов, так и по среднему чеку. Среднее количество заказов на доставку на одну пиццерию продолжает расти все 7 лет существования компании как за счет того, что все больше жителей в зонах доставки наших пиццерий узнают о нас и становятся нашими новыми клиентами, так и за счет того, что старые клиенты заказывают нашу пиццу все чаще и чаще.

– Какие тенденции потребительского поведения Вашей аудитории проявились в 2017 году? Как изменяется культура питания? Меняются ли требования посетителей к ценам, качеству и составу блюд, работе персонала и дополнительным услугам? К каким мерам Вы прибегаете для оживления потребительского спроса?

У нас разнородные рынки. Даже внутри России есть несколько кластеров – столицы, миллионники, крупные города и небольшие. В каждом из этих кластеров разная культура потребления еды, требования к сервису и разные этапы развития доставки еды как категории. Чем больше город, тем выше уровень конкуренции и строже требования по отношению к сервису, скорости, разнообразию меню и обслуживанию. И приятно видеть, как стандарты качества обслуживания, принятые в столицах, довольно быстро проникают и в малые города. Отчасти это происходит и благодаря нам.

Мы крупнейшая сеть пиццерий в России, и начинали свое движение из малых городов в большие, а не наоборот, как обычно. По сути, мы создаем категорию доставки пиццы в небольших городах России. А также мы создаем культуру неравнодушного и искреннего сервиса. Это сложный, но в долгосрочной перспективе, правильный путь, от которого выиграют все.

Для оживления потребительского спроса мы постоянно развиваем свое меню. Вводим сезонные новинки и новые пиццы в основное меню. Также работаем над разнообразием закусок, десертов и продуктов, которые можно взять «на бегу», как, например, салаты или кусочки пиццы. Кроме того, мы активно используем комбинацию локального и федерального маркетинга.

– В последние годы активное развитие получили бургерные. Какие кулинарные тренды сегодня на пике популярности, а какие лишь зарождаются?

Если говорить про нашу категорию – пиццы, то, с одной стороны, мы видим большой спрос в качественной классике. Такие пиццы, как, например, «пепперони» или «ветчина и грибы» являются традиционными лидерами. С другой стороны, мы видим появляющейся спрос на более изысканные и необычные вкусы, которые мы стараемся добавлять в сезонные предложения. Недавно мы первыми из сетей в России ввели пиццу с уткой. И она стала довольно популярной в своей нише.

– Миллениалы и поколение Z формируют новую культуру потребления. В частности, возрастает роль digital технологий и социальных медиа как каналов общения и продаж. Как Вы адаптируете свою бизнес-модель к новым запросам посетителей?

Мы изначально строили технологическую компанию. Поэтому нам проще двигаться в ногу с поколением смартфонов. Мы сделали ставку на цифровые каналы как основные точки выбора и заказа для наших клиентов. Мы сделали лучшее мобильное приложение среди доставок пиццы. Мы также полностью переделали наш сайт и его мобильную версию. Социальные сети для нас являются основным каналом получения обратной связи и взаимодействия с нашими клиентами. Также мы иногда тестируем наши идеи в маркетинге и продукте перед их реализацией в соцсетях.

– Направление готовой кулинарии активно развивают ведущие продуктовые сети, например, «Азбука вкуса», «Виктория» и «Ашан». Наряду с этим активно растет и популярность услуги доставки продуктов питания на дом. Ощущается ли обострение конкуренции за гостя между ресторанами и ретейлом?

Пока не ощущается, потому что рынок по-прежнему не насыщен доставкой. Доставка ретейла занимает ничтожную долю от общей доставки готовой еды. Кулинария, а тем более доставка продуктов, – это совсем другой тип и ситуации потребления.

– Каковы приоритетные направления развития компании в ближайшей перспективе? Собираетесь ли Вы расширять географию присутствия ресторанной сети или откажетесь от количественного роста в пользу качественного развития? Какие регионы рассматриваются менеджментом как наиболее перспективные для экспансии?

Сейчас основной фокус нашего развития с точки зрения географии – это Россия и СНГ. Это те рынки, где наша модель доказала свою эффективность, и где мы сейчас работаем над масштабированием. В России у нас фокус на Москве и Санкт-Петербурге, рынки в которые мы зашли недавно. В СНГ мы уже активно присутствуем в Казахстане и планируем активно развиваться в Узбекистане. Также в планах у нас выход в Беларусь и Украину.

Второй кластер развития – это Европа. Мы уже эффективно присутствуем в Румынии и Прибалтике, планируем и дальше развиваться на этом интересном для нас рынке. Мы уже планируем выход в Молдавию, Германию и Словению.

Нам также интересны такие рынки, как США, Великобритания и Китай, где у нас уже есть присутствие, но пока это больше исследовательская часть и поиск модели на этих рынках.

– Высокие комиссии агрегаторов доставки заставили ряд игроков рынка отказаться от их услуг в пользу развития собственных приложений для доставки. С Вашей точки зрения, какая из двух бизнес-моделей более экономически целесообразна и перспективна? Как вы оцениваете вклад направления доставки в развитие вашего бизнеса?

Первая «Додо Пицца» работала только на доставку. Сегодня мы видим силу нашей бизнес-модели именно в совмещении доставки и обслуживания в зале: зачастую доставка приносит пиццерии половину, а то и большую часть выручки. При этом в прошлом году мы разорвали сотрудничество с агрегаторами доставки. Для нас это был неудачный опыт: агрегаторы оказались не способны предоставить взаимовыгодные условия и обеспечить надежный сервис. Доставка – это неотъемлемая часть сервиса, которая влияет на восприятие бренда. Ошибки в доставке могут испортить впечатление от самого лучшего блюда. Поэтому мы верим, что сильный бренд не должен отдавать доставку на аутсорсинг. Однако сейчас цифровые каналы – приложения для смартфонов и сайты – становятся основным каналом привлечения клиентов доставки. И индивидуальные операторы, конечно, не могут конкурировать здесь с агрегаторами – рестораны и даже небольшие сети вынуждены играть по чужим правилам. Но «Додо Пицца» как лидирующая сеть пиццерий в России может предоставить клиентам превосходный опыт заказа в цифровых каналах. Сегодня наше приложение значительно опережает в топе App Store приложения даже самых крупных агрегаторов.

– Каковы Ваши прогнозы по развитию российского ресторанного рынка в 2018-2019 гг.? Какие драйверы и барьеры для роста рынка Вы видите? Оцените вклад Чемпионат мира по футболу в развитие ресторанной индустрии?

Мы предполагаем, что сложности в экономике приведут к стагнации на ресторанном рынке, но при этом стимулируют развитие демократичного общественного питания (как fast food, так и fast casual). При падении доходов спрос перераспределится в пользу более доступных концепций, но совсем от готовой еды люди отказаться уже не смогут. Рынок доставки продолжит рост – все больше и больше людей будут открывать для себя этот вид потребления: из столиц тренд придет в регионы и даже небольшие города. Чемпионат мира по футболу принес краткосрочный сезонный всплеск – от него выиграли прежде всего международные бренды, которые известны гостям из других стран, а также те бренды, которые представлены в местах, доступных туристам.

РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2018 59 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 23 января 2020 Компания "Строительная информация" Рынок вододисперсионных лакокрасочных материалов Рост рынка вододисперсионных ЛКМ строительного назначения составил 4% в натуральном выражении. В деньгах рынок вырос на 2%.

По данным исследования, проведенного компанией «Строительная информация», в сегменте вододисперсионных ЛКМ по итогам первого полугодия 2019 года отмечен рост рынка на 4%. По предварительной оценке, по году в целом темп прироста не увеличится, по сравнению с 2018 годом прирост останется на уровне 3-4%.
Емкость рынка водных ЛКМ по итогам 2019 года в натуральном выражении можно оценить на уровне 930-940 тыс. тонн. Стоимостная оценка рынка текущего года порядка 169 млрд. рублей. В следующем году в натуральном выражении можно ожидать рост рынка на те же 3-4%. При этом вряд ли рынок в деньгах в 2020 году вырастет пропорционально тоннажу. С учетом перераспределения структуры потребления в сторону более дешевых продуктов внутри групп материалов, а также пусть небольшого, но все-таки снижения доли более дорогих импортных материалов, в деньгах рынок водных ЛКМ в 2020 году увеличится приблизительно на 2%.
Динамика выпуска и потребления в отдельных товарных группах не одинакова – с более высоким, чем в целом по рынку темпом росли продажи готовых шпатлевок и грунтовок, наименьший темп прироста зафиксирован применительно к краскам, лакам, антисептикам.

Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще