Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 14 сентября 2018

Результаты экспертного опроса российских врачей, проведенного РБК Исследования рынков совместно с компанией Top of Mind

В июле-августе 2018 года РБК Исследования рынков совместно с исследовательской компанией Top of Mind провели социологический опрос среди российских врачей. Всего в опросе участвовало 497 врачей различных специальностей, проживающих по всей России.

Основной целью исследования явилось определение отношения российских врачей к современной российской системе здравоохранения, а также рассмотрение вопросов оплаты труда, материально-технического состояния лечебных учреждений и проникновения передовых форм медицинского обслуживания, в том числе, с помощью реализации услуг телемедицины и мобильных приложений смартфонов.

Системы материального стимулирования врачей

Согласно результатам исследования, большинство российских врачей недовольны собственной заработной платой. Доля тех специалистов, которых собственные доходы полностью устраивают, составила только 4% от общего количества опрошенных. С другой стороны, доля тех, кого категорически не устраивает заработная плата, оказалась более четверти – 28% опрошенных.

Подобная статистика не является уникальной для медицинской отрасли, поскольку во многих других секторах российской экономики наблюдается схожая ситуация. Тем не менее, учитывая важность здравоохранения для увеличения продолжительности и качества жизни россиян, подобная статистика явно свидетельствует о необходимости перемен в рассматриваемой отрасли.

Единственной группой респондентов, чьи ответы в области удовлетворенности заработной платой лежат в положительной плоскости, являются работники частных клиник – среди них доля довольных собственным материальным положением превышает число недовольных, хотя и незначительно. Интересно отметить, что самой недовольной категорией врачей являются работники по совместительству – то есть сочетающие занятость как в государственной, так и в частной клиниках. По всей видимости, такие респонденты начали работать по совместительству как раз по причине крайней неудовлетворенности заработной платой в государственных медучреждениях.

Для решения проблемы повышения заработной платы в российских медицинских учреждениях вводятся системы материального стимулирования врачей. Самой распространенной системой на сегодняшний день является фиксированный процент, рассчитываемый от объема оказываемых медицинских услуг. Наиболее широкое распространение данная система получила в частных клиниках – 70% врачей, работающих в подобных медицинских организациях, получают фиксированный процент от генерируемой выручки.

Однако данная схема несет значительные риски, поскольку специалисты для максимизации собственного заработка заинтересованы в навязывании пациенту дополнительных услуг и повышении среднего чека визита. В наихудшем варианте это приводит к массовому отказу пациентов от получения качественного лечения в частных клиниках ввиду непосильной стоимости медицинского обслуживания – в результате и клиники, и врачи теряют пациентов, что наносит финансовые и репутационные риски всей отрасли частного медицинского обслуживания. Тем не менее, пока данная система остается наиболее популярной в частных медицинских учреждениях.

В свою очередь, работники государственных больниц отметили, что у них зачастую отсутствует полноценная система материального стимулирования, либо же она является совершенно непрозрачной – например, премии назначаются руководством независимо от показателей деятельности врача.

Таким образом, результаты опроса наглядно показывают одну из причин плохих оценок врачей государственных клиник собственного материального положения – они зачастую вынуждены перерабатывать, выполнять дополнительную работу, не получая за это дополнительные надбавки и бонусы. Внедрение продуманной системы материального стимулирования в государственных клиниках, ориентированной на повышение качества оказываемых медицинских услуг, позволит улучшить уровень обслуживания пациентов и решить часть проблем материального обеспечения медицинских кадров.

Обслуживание по ДМС и ОМС в частных клиниках

ДМС является для частных клиник отличным способом получить гарантированный доход за счет стабильного пациентопотока на протяжении заданного планового периода. Обратной стороной медали в данном случае является более низкая стоимость визита пациента.  Как показали результаты исследования, около 80% врачей, работающих в частных клиниках, заявили, что их медицинские учреждения обслуживают пациентов по программам ДМС.

Кроме того, либерализация программы ОМС в части подключения к ней частных клиник приносит интересные результаты. Согласно данным социологического опроса, уже сегодня с ОМС работают около 40% российских частных клиник, причем 10% таковых специализируются на обслуживании пациентов по ОМС, поскольку доля их пациентопотока по ОМС превышает 30%. Наиболее распространены программы обслуживания по ОМС в частных клиниках в небольших российских городах с численностью населения от 100 до 500 тыс. чел. – в данных географических зонах высокая конкуренция за клиентов ввиду невысокой плотности населения, поэтому работа по ОМС является для местных частных клиник неплохой возможностью заработать небольшой, но практически гарантированный доход. При этом похожая картина наблюдается и в российских городах-миллионерах, исключая обе столицы.

Отношение к государственной политике в области здравоохранения

Большинство опрошенных врачей отрицательно относятся к государственной политике в области здравоохранения. Они отмечают, что в последнее время у них растет нагрузка, а уровень оплаты их труда недостаточен. Наиболее негативно настроены при этом работники частных клиник, которые, по всей видимости, полностью разочаровались в государственном секторе.

При высоком уровне недовольства положением дел в российской системе здравоохранения, опрошенные в целом положительно оценивают обеспеченность материально-технической базы своих клиник, отмечая, что необходимое оборудование закупается, но не всегда в достаточном объеме. При этом отпрошенные врачи из частных клиник по большому счету не видят проблем с материальным обеспечением собственных рабочих мест, тогда как врачи государственного сектора отмечают проблемы недостаточных закупок оборудования, либо же отсутствия таковых.

При этом наилучшая ситуация с медицинским оборудованием наблюдается в Москве, а самая плачевная – в небольших российских городах и селах с численностью населения менее 100 тыс. чел.

Однако в целом, несмотря на общий негативный фон из ответов респондентов очевидно, что на сегодняшний день значительных проблем с уровнем технического оснащения их мест работы нет.

Услуги телемедицины, оказываемые врачами

Результаты исследования показали, что услуги консультирования пациентов по телефону достаточно давно существуют в неофициальном порядке. Тем не менее, подобное обслуживание несет дополнительные риски, поскольку врач не всегда имеет возможность оценить состояние пациента исключительно по телефону. Поэтому инициация и реализация на практике специализированного закона «О телемедицине» поможет регламентировать существующее положение дел, защитив как пациентов, так и врачей.

Вызов врачей на дом через мобильные приложения

Абсолютное большинство врачей пока еще ничего не слышали о компаниях, которые привлекают медицинских специалистов для обслуживания пациентов с помощью мобильных приложений для вызова врача на дом. Еще 20% опрошенных специалистов предложения о сотрудничестве получали, но отказались от них. Работают же с указанными компаниями не более 2% участников исследования, причем большинство из таких опрошенных врачей проживает в российской столице.

РБК Исследования рынков Российский рынок частной медицины 2018 79 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще