Обзор «Ресторанные тренды 2022 – 2023» посвящен подробному анализу основных событий, динамики развития, а также тенденциям и прогнозам на российском рынке общественного питания. Отчет входит в серию исследований российского рынка общественного питания, выполненной командой аналитиков РБК Исследования рынков. Статистика была получена путем комплексного анализа данных 1 060 сетей общественного питания, работающих в России, мнений ведущих экспертов рынка, а также изучения потребительского поведения 4 000 российских посетителей ресторанов и кафе.
В 2022 году российский ресторанный рынок столкнулся с новыми вызовами. Антироссийские санкции, введенные недружественными странами в связи с военной операцией на Украине, стали новым дестабилизирующим фактором для отечественного общепита. Уход ключевых игроков, падение доходов населения, рост безработицы и инфляции, проблемы в логистике и разрывы в цепочках поставок, – это основные сложности, с которыми столкнулись операторы российского рынка.
Исследование отвечает на основные ключевые вопросы:
- Какими будут итоги 2022 года?
- Как антироссийские санкции сказались на ресторанном рынке?
- Как изменился и будет меняться потребитель?
В исследовании подробно проанализированы изменения в поведении посетителей заведений общественного питания, произошедшие после событий февраля 2022 года, макроэкономических предпосылок, а также актуальных потребительских трендов и новых законодательных инициатив. Обзор также включает анализ передовых технологических трендов, которые успешно применяются на мировом и российском ресторанном рынке.
В отчете представлены эксклюзивные интервью топ-менеджмента ведущих операторов ресторанного рынка. В исследовании 2022 года в роли экспертов выступили: Иван Труфанов, СЕО Broniboy; Анастасия Пяткевич, CEO Caloristika; Андрей Черепанов, операционный директор сервиса по доставке еды в офис и на мероприятия Catery; Роман Копнин, Со-основатель и генеральный директор CHIBBIS.RU; Сергей Бунцевич, основатель и генеральный директор группы компаний Coffee Way Family; Андрей Фомин, Директор по развитию Cofix в России и СНГ; Олег Хаустов, директор по развитию бизнеса Delivery Club; Даниэль Рубиновски, генеральный директор сети пиццерий Domino’s в России; Данил Панюшкин, основатель компании FARFOR; Андрей Сафронов, генеральный директор Good Food; Артем Халимоненко, основатель ресторанов доставки еды FoodBand; Алиса Шабанова, директор по развитию и совладелец GrinDin.ru; Михаил Ежов, генеральный директор сети пабов Harat’s; Евгения Головкова, управляющий партнёр сети кондитерских Kuzina; Анастасия Люстина, CEO сервиса LeClick.ru; Галина Лукьянова, руководитель отдела привлечения; Илларион Цеханович, генеральный директор ONE PRICE COFFEE; Надежда Ованесова, директор по маркетингу и продукту Papa John’s; Артур Зеленый, основатель холдинга Performance Group; Дмитрий Варакин, директор по операционной деятельности и франчайзингу Traveler's Coffee International; Элем Поляков, лидер проекта «ВкусМил»; Александр Никифоров, генеральный директор компании «Алендвик»; Иван Тихов, управляющий директор «До-до Пицца» Евразия; Всеволод Емшанов, генеральный директор федеральной сети пекарен «Мамин Хлеб»; Александр Мутовин, сооснователь «Много Лосося»; Жанна Возжова, директор по коммерции и маркетингу сети кафе «МУ-МУ»; Александр Лапшаев, операционный директор сети мягких ресторанов «Своя Компания»; Инна Трейго, соучредитель бренда «Сибирские блины»; Леонид Луговой, директор по франчайзингу комании «Сушишоп»; Кристина Большакова, руководитель отдела маркетинга направления «Фран-чайзинг» комании «Суши-шоп»; Михаил Гончаров, основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок»; Сергей Симарев, сооснователь сети городских ресторанов «Токио-City»; Арташес Давтян, коммерческий директор «Яндекс.Лавки»; Глеб Доброрадных, руководитель финансов «Яндекс.Еды».
Все исследования ресторанного рынка | 3 |
Краткое оглавление | 4 |
Полное оглавление | 5 |
Все исследования ресторанного рынка | 8 |
Изменения в законодательстве, затрагивающие ресторанную индустрию | 9 |
Освобождение от НДС | 9 |
Обязательная маркировка для HoReCa | 10 |
Гранты на открытие ресторанов в Москве | 12 |
Снижение страховых взносов | 12 |
Отсрочка выплат по программе «ФОТ 3.0» | 13 |
Кредитные каникулы для МСП | 13 |
Перенос сроков уплаты налогов, сборов и страховых взносов в 2022 году | 13 |
Антикризисная госпрограмма льготного кредитования | 14 |
Продление лицензий на алкоголь | 14 |
Влияние антироссийских санкций на российский ресторанный рынок | 15 |
Уход международных игроков | 15 |
Компании, ушедшие с российского рынка | 15 |
Отношение россиян к уходу международных брендов | 23 |
Поведение россиян при уходе международных операторов | 25 |
Сети, продолжающие работу в России | 29 |
Перспективы появления новых игроков | 31 |
Реакция локальных игроков | 32 |
Падение доходов россиян | 34 |
Адаптация ресторанного бизнеса к росту цен | 37 |
Рост цен в рознице и общепите | 37 |
Изменения в меню | 40 |
Фаст-фуд | 40 |
Кофейни и кафе-кондитерские | 42 |
Рестораны среднего и высокого ценовых сегментов | 43 |
Бары и пабы | 45 |
Изменения в меню и в поведении посетителей кафе и ресторанов из-за ухода брендов PepsiCo и Coca-Cola HBC из России | 47 |
Рост спроса на альтернативые виды мяса | 51 |
Международный рынок растительного мяса | 53 |
Международный рынок клеточного мяса | 56 |
Ситуация на российском рынке | 57 |
Перспективы ресторанного туризма | 60 |
Изменения, произошедшие в поведении россиян при посещении кафе и ресторанов после 24 февраля | 66 |
Причины падения спроса на питание вне дома | 66 |
Рост затрат в ресторанах и кафе на фоне удорожания меню | 69 |
Уличные киоски, автобуфеты, фургоны | 73 |
Кафе при АЗС | 76 |
Заведения быстрого питания, фуд-корты в ТРЦ | 79 |
Кофейни, кафе-кондитерские | 82 |
Пивные рестораны / пабы / бары | 85 |
Рестораны с обслуживанием | 88 |
Планы россиян относительно посещения ресторанов и кафе в 2022-2023 гг. | 91 |
Снижение влияния пандемии COVID-19 на развитие рынка общепита | 93 |
Заболеваемость и смертность | 93 |
Изменения стиля жизни посетителей ресторанов и кафе: запрос на цифровизацию ресторанной индустрии | 95 |
Степень влияния пандемии COVID-19 на посещение заведений общепита | 100 |
Снижение востребованности услуги заказа еды навынос | 101 |
Заведения быстрого питания без официантов, фуд-корты в торговых центрах | 102 |
Кофейни, кафе-кондитерские | 104 |
Рестораны и кафе с обслуживанием | 106 |
Изменение отношения и предпочтений россиян к питанию вне дома | 109 |
Мнения россиян о питании вне дома | 109 |
«Питание вне дома – это дорогое удовольствие» | 109 |
«Питание вне дома вредно для здоровья» | 112 |
«Питание вне дома – это часть моей повседневной жизни» | 114 |
«Питание вне дома – небезопасно из-за COVID-19» | 117 |
Переменам быть: чего хотят посетители от рестораторов? | 119 |
Тренды развития отдельных сегментов ресторанного рынка и Смежных с питанием вне дома форматов | 127 |
Рынок готовой кулинарии | 127 |
Общая ситуация | 127 |
Рост цен в рознице и ресторанах | 128 |
Онлайн-продажи кулинарии | 130 |
Развитие ассортимента готовых блюд | 131 |
Новые форматы магазинов и дополнительные каналы дистрибуции кулинарии | 133 |
Гастромаркеты | 135 |
Общая ситуация | 135 |
Влияние пандемии | 138 |
Планируемые открытия крупных проектов | 139 |
Концепции, которые ушли с рынка или приостановили работу с сентября 2021 года по август 2022 года | 140 |
Рынок доставки готовой еды | 144 |
Развитие рынка доставки в 2021 году | 144 |
Ситуация на рынке доставки в 2022 году | 145 |
Влияние ухода международных игроков из России на рынок доставки | 147 |
Новые каналы привлечения клиентов | 148 |
Стратегии развития лидеров: «Яндекс.Еда» и Delivery Club | 149 |
Перспективы рынка: отказаться от доставки будет трудно | 150 |
Планы компаний на 2022-2023 гг. | 152 |
Мнения игроков о российском рынке доставки | 175 |
Broniboy | 175 |
Caloristika | 178 |
Catery | 181 |
CHIBBIS.RU | 184 |
Coffee Way | 187 |
Cofix | 191 |
Delivery Club | 195 |
Domino’s | 198 |
Farfor | 201 |
Good Food | 204 |
FoodBand | 206 |
GrinDin.ru | 208 |
Harat’s Pub | 211 |
Kuzina | 215 |
LeClick | 219 |
Obed.ru | 221 |
ONE PRICE COFFEE | 223 |
Papa John’s | 226 |
Performance Group | 229 |
Traveler's Coffee | 232 |
ВкусМил | 234 |
ГК «Алендвик» | 238 |
Додо Пицца | 240 |
Мамин Хлеб | 244 |
Много Лосося | 248 |
МУ-МУ | 250 |
Своя Компания | 252 |
Сибирские блины | 255 |
Сушишоп | 257 |
Теремок | 259 |
Токио-City | 262 |
Яндекс.Лавка | 266 |
Яндекс.Еда | 269 |
Методология исследования | 273 |
Список диаграмм | 275 |
Список таблиц | 280 |
Рис. 1. Количество международных сетей общественного питания, работающих на российском рынке в 2008 – очень 2022 гг., шт.* |
Рис. 2. Динамика количества ресторанов и кафе международных ресторанных операторов в России, май 2015 г. – осень 2022 г., шт. |
Рис. 3. Крупнейшие международные сети общественного питания (по количеству заведений), присутствующие на российском рынке, июнь 2022 г., шт.* |
Рис. 4. Динамика присутствия международных сетей общественного питания в России (количество ресторанов, работающих в России), май 2015 г. – июнь 2022 г., шт.* |
Рис. 5. TOП-6 наиболее быстрорастущих международных сетей общественного питания в России (прирост количества заведений за сентябрь 2021 г. – июнь 2022 г.), шт.* |
Рис. 6. TOП-10 наименее быстрорастущих международных сетей общественного питания в России (прирост количества заведений за сентябрь 2021 г. – июнь 2022 г.), шт.* |
Рис. 7. «Отметьте, пожалуйста, те ИНОСТРАННЫЕ рестораны и кафе, закрытие которых Вас ОГОРЧИЛО?», июнь 2022 г., % от опрошенных российских посетителей кафе и ресторанов |
Рис. 8. Изменения потребительского поведения россиян, наблюдаемые из-за ухода McDonald’s из России, июнь 2022 г., % от опрошенных российских посетителей фаст-фуд ресторанов |
Рис. 9. Изменения потребительского поведения россиян, наблюдаемые из-за ухода Starbucks из России, июнь 2022 г., % от опрошенных российских посетителей кофеен и кафе-кондитерских |
Рис. 10. Изменения потребительского поведения посетителей McDonald’s из-за ухода сети из России, июнь 2022 г., % от опрошенных российских посетителей McDonald’s |
Рис. 11. Годовая динамика темпов прироста располагаемых доходов населения РФ, 2007-2021 гг., % |
Рис. 12. Квартальная динамика темпов прироста располагаемых доходов населения РФ, 1Q 2018 - 2Q 2022 гг., % |
Рис. 13. «Как изменился Ваш доход после начала спецоперации на Украине?», июнь 2022г., % от опрошенных россиян |
Рис. 14. Индекс потребительских цен на все товары и услуги, январь 2021 года – июль 2022 года (в годовом исчислении), %* |
Рис. 15. Рост цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также общественное питание, январь – август 2022 года, % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года |
Рис. 16. Изменения в заказах безалкогольных напитков посетителей ФАСТ-ФУД РЕСТОРАНОВ, вызванные уходом международных компаний, июль 2021 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ФАСТ-ФУД РЕСТОРАНОВ |
Рис. 17. Изменения в заказах безалкогольных напитков посетителей КОФЕЕН и КАФЕ-КОНДИТЕРСКИХ, вызванные уходом международных компаний, июль 2021 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей КОФЕЕН И КАФЕ-КОНДИТЕРСКИХ |
Рис. 18. Изменения в заказах безалкогольных напитков посетителей РЕСТОРАНОВ С ОБСЛУЖИВАНИЕМ, вызванные уходом международных компаний, июль 2021 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей РЕСТОРАНОВ С ОБСЛУЖИВАНИЕМ |
Рис. 19. Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, 2013–2021 гг., млн чел. |
Рис. 20. Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, 2013–2021 гг., млн чел. |
Рис. 21. «С какими трудностями при посещении ресторанов и кафе Вы столкнулись после событий 24 февраля 2022 года?», июнь 2022г., % от опрошенных российских посетителей кафе и ресторанов |
Рис. 22. «Как изменились Ваши расходы на посещение ресторанов и кафе за ПОСЛЕДНИЙ ГОД (июль 2020 – июль 2021)?», % от респондентов, посещавших соответствующие заведения общепита |
Рис. 23. «Укажите, пожалуйста, причины, из-за которых Ваши расходы на посещение ресторанов и кафе СОКРАТИЛИСЬ?», июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей соответствующих заведений общепита |
Рис. 24. «Укажите, пожалуйста, причины, из-за которых Ваши расходы на посещение ресторанов и кафе ВОЗРОСЛИ?», июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей соответствующих заведений общепита |
Рис. 25. Динамика изменения расходов на питание в уличных киосках, автобуфетах, фургонах, май 2015 г. – июнь 2022 г., % от респондентов, посещавших УЛИЧНЫЕ КИОСКИ, АВТОБУФЕТЫ, ФУРГОНЫ |
Рис. 26. Стратегии увеличения расходов на посещение уличных киосков, автобуфетов, фургонов, июль 2021 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей УЛИЧНЫХ КИОСКОВ, АВТОБУФЕТОВ, ФУРГОНОВ |
Рис. 27. Изменения в стратегиях увеличения расходов на посещение уличных киосков, автобуфетов, фургонов, июль 2021 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей УЛИЧНЫХ КИОСКОВ, АВТОБУФЕТОВ, ФУРГОНОВ |
Рис. 28. Стратегии сокращения расходов на посещение уличных киосков, автобуфетов, фургонов, июль 2021 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей УЛИЧНЫХ КИОСКОВ, АВТОБУФЕТОВ, ФУРГОНОВ |
Рис. 29. Изменения в стратегиях сокращения расходов на посещение уличных киосков, автобуфетов, фургонов, июль 2021 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей УЛИЧНЫХ КИОСКОВ, АВТОБУФЕТОВ, ФУРГОНОВ |
Рис. 30. Динамика изменения расходов на питание в кафе при АЗС, май 2017 г. – июнь 2022 г., % от респондентов, посещавших КАФЕ ПРИ АЗС |
Рис. 31. Стратегии увеличения расходов на посещение кафе при АЗС, июль 2021 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей КАФЕ ПРИ АЗС |
Рис. 32. Изменения в стратегиях увеличения расходов на посещение кафе при АЗС, июль 2019 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей КАФЕ ПРИ АЗС |
Рис. 33. Стратегии сокращения расходов на посещение кафе при АЗС, июль 2021 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей КАФЕ ПРИ АЗС |
Рис. 34. Изменения в стратегиях сокращения расходов на посещение кафе при АЗС, июль 2020 г. – июль 2022 г., % от опрошенных посетителей КАФЕ ПРИ АЗС |
Рис. 35. Динамика изменения расходов на питание в заведениях быстрого питания, фуд-кортов в ТРЦ, май 2015 г. – июнь 2022 г., % от респондентов, посещавших ЗАВЕДЕНИЯ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ, ФУД-КОРТЫ В ТРЦ |
Рис. 36. Стратегии увеличения расходов на посещение заведений быстрого питания, фуд-кортов в ТРЦ, июль 2021 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ЗАВЕДЕНИЯ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ, ФУД-КОРТОВ В ТРЦ |
Рис. 37. Изменения в стратегиях увеличения расходов на посещение заведений быстрого питания, фуд-кортов в ТРЦ, июль 2020 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ЗАВЕДЕНИЙ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ, ФУД-КОРТОВ В ТРЦ |
Рис. 38. Стратегии сокращения расходов на посещение заведений быстрого питания, фуд-кортов в ТРЦ, июль 2021 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ЗАВЕДЕНИЙ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ, ФУД-КОРТОВ В ТРЦ |
Рис. 39. Изменения в стратегиях сокращения расходов на посещение заведений быстрого питания, фуд-кортов в ТРЦ, июль 2020 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ЗАВЕДЕНИЙ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ, ФУД-КОРТОВ В ТРЦ |
Рис. 40. Динамика изменения расходов на питание в кофейнях, кафе-кондитерских, июль 2020 г. – июнь 2022 г., % от респондентов, посещавших КОФЕЙНИ, КАФЕ-КОНДИТЕРСКИЕ |
Рис. 41. Стратегии увеличения расходов на посещение кофеен, кафе-кондитерских, июль 2021 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей КОФЕЕН, КАФЕ-КОНДИТЕРСКИХ |
Рис. 42. Изменения в стратегиях увеличения расходов на посещение кофеен, кафе-кондитерских, июль 2020 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей КОФЕЕН, КАФЕ-КОНДИТЕРСКИХ |
Рис. 43. Стратегии сокращения расходов на посещение кофеен, кафе-кондитерских, июль 2021 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей КОФЕЕН, КАФЕ-КОНДИТЕРСКИХ |
Рис. 44. Изменения в стратегиях сокращения расходов на посещение кофеен, кафе-кондитерских, июль 2020 г. – июль 2022 г., % от опрошенных посетителей КОФЕЕН, КАФЕ-КОНДИТЕРСКИХ |
Рис. 45. Динамика изменения расходов на питание в пивных ресторанах, пабах, барах, июль 2020 г. – июнь 2022 г., % от респондентов, посещавших ПИВНЫЕ РЕСТОРАНЫ, ПАБЫ, БАРЫ |
Рис. 46. Стратегии увеличения расходов на посещение в пивных ресторанах, пабах, барах, июль 2021 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ПИВНЫХ РЕСТОРАНОВ, ПАБОВ, БАРОВ |
Рис. 47. Изменения в стратегиях увеличения расходов на посещение в пивных ресторанах, пабах, барах, июль 2020 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ПИВНЫХ РЕСТОРАНОВ, ПАБОВ, БАРОВ |
Рис. 48. Стратегии сокращения расходов на посещение в пивных ресторанах, пабах, барах, июль 2021 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ПИВНЫХ РЕСТОРАНОВ, ПАБОВ, БАРОВ |
Рис. 49. Изменения в стратегиях сокращения расходов на посещение в пивных ресторанах, пабах, барах, июль 2020 г. – июль 2022 г., % от опрошенных посетителей ПИВНЫХ РЕСТОРАНОВ, ПАБОВ, БАРОВ |
Рис. 50. Динамика изменения расходов на питание в ресторанах с обслуживанием, июль 2020 г. – июнь 2022 г., % от респондентов, посещавших РЕСТОРАНЫ С ОБСЛУЖИВАНИЕМ |
Рис. 51. Стратегии увеличения расходов на посещение ресторанов с обслуживанием, июль 2021 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей РЕСТОРАНОВ С ОБСЛУЖИВАНИЕМ |
Рис. 52. Изменения в стратегиях увеличения расходов на посещение ресторанов с обслуживанием, июль 2020 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей РЕСТОРАНОВ С ОБСЛУЖИВАНИЕМ |
Рис. 53. Стратегии сокращения расходов на посещение ресторанов с обслуживанием, июль 2021 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей РЕСТОРАНОВ С ОБСЛУЖИВАНИЕМ |
Рис. 54. Изменения в стратегиях сокращения расходов на посещение ресторанов с обслуживание, июль 2020 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей РЕСТОРАНОВ С ОБСЛУЖИВАНИЕМ |
Рис. 55. «Как часто Вы НАМЕРЕНЫ посещать рестораны и кафе в БЛИЖАЙШИЙ ГОД (июнь 2022 – июнь 2023)?», % от респондентов, посещавших соответствующие заведения общепита |
Рис. 56. Количество новых случаев заболевания коронавирусом в России по дням, 8.03.2020 г. – 8.09.2022 г. |
Рис. 57. Смертность от COVID-19 в России по дням, 8.03.2020 г. – 8.09.2022 г. |
Рис. 58. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему стилю жизни?», июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе |
Рис. 59. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему стилю жизни?», июль 2021 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе |
Рис. 60. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему стилю жизни?», июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего ПОЛА |
Рис. 61. «Мешает ли пандемия COVID-19 Вашему посещению ресторанов и кафе?», июнь 2022г., % от опрошенных российских посетителей кафе и ресторанов |
Рис. 62. «Как изменилась частота Ваших заказов ЕДЫ НАВЫНОС из ресторанов и кафе за ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА (январь – июнь 2022)?», % от респондентов, посещавших соответствующие заведения общепита |
Рис. 63. «Как изменилась частота Ваших заказов ЕДЫ НАВЫНОС из заведений быстрого питания за ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА (январь – июнь 2022)?», июль 2022 г., % от опрошенных посетителей заведений быстрого питания |
Рис. 64. Динамика ответов на вопрос: «Как изменилась частота Ваших заказов ЕДЫ НАВЫНОС?», июль 2020 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей заведений быстрого питания |
Рис. 65. «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из кофеен и кафе-кондитерских за ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА (январь – июнь 2022)?», июль 2022 г., % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских |
Рис. 66. Динамика ответов на вопрос: «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из кофеен и кафе-кондитерских?», июль 2020 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских |
Рис. 67. «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из ресторанов и кафе с обслуживанием за ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА (январь – июнь 2022)?», июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с обслуживанием |
Рис. 68. Динамика ответов на вопрос: «Как изменилась Ваша частота заказов еды НАВЫНОС из ресторанов и кафе с обслуживанием?», июль 2020 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с обслуживанием |
Рис. 69. Отношение россиян к питанию вне дома, июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей общепита |
Рис. 70. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – это дорогое удовольствие», июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе |
Рис. 71. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – это дорогое удовольствие», май 2014 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе |
Рис. 72. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома вредно для здоровья», июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе |
Рис. 73. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома вредно для здоровья», март 2012 г. – июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе |
Рис. 74. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – это часть моей повседневной жизни», июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе |
Рис. 75. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – это часть моей повседневной жизни», май 2014 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе |
Рис. 76. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – небезопасно из-за COVID-19», июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе |
Рис. 77. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – небезопасно из-за COVID-19», июль 2020 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе |
Рис. 78. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе |
Рис. 79. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего ПОЛА |
Рис. 80. Представленность фудмаркетов в городах России, август 2022 года, шт., %* |
Рис. 81. Фудмаркетов, планируемых к открытию в городах России, август 2022 года, шт., %* |
Рис. 82. Структура фудмаркетов по наличию возможности заказать доставку еды, август 2022 года, %* |
Рис. 83. Индекс потребительских цен на все товары и услуги, январь 2021 года – июль 2022 года (в годовом исчислении), %* |
Рис. 84. Квартальная динамика темпов прироста располагаемых доходов населения РФ, 1Q 2018 - 2Q 2022 гг., % |
Табл. 1. «Отметьте, пожалуйста, те ИНОСТРАННЫЕ рестораны и кафе, закрытие которых Вас ОГОРЧИЛО?», июнь 2022 г., % от опрошенных российских посетителей кафе и ресторанов в зависимости от их социально-демографических характеристик |
Табл. 2. «Какие изменится Ваше поведение из-за ухода McDonald’s из России?», июнь 2022 г., % от опрошенных российских посетителей заведений быстрого питания в зависимости от их социально-демографических характеристик |
Табл. 3. «Какие изменится Ваше поведение из-за ухода McDonald’s из России?», июнь 2022 г., % от опрошенных российских посетителей заведений быстрого питания в зависимости от их социально-демографических характеристик |
Табл. 4. «Как изменился Ваш доход после начала спецоперации на Украине?», июнь 2022 г., % от опрошенных россиян в зависимости от их социально-демографических характеристик |
Табл. 5. Динамика инфляции по месяцам (уровень инфляции за каждый месяц в отдельности, с первое по последнее число месяца) за январь 2021 – июль 2022 гг., % |
Табл. 6. Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию, млн чел. |
Табл. 7. «С какими трудностями при посещении ресторанов и кафе Вы столкнулись после событий 24 февраля 2022 года?», июнь 2022 г., % от опрошенных российских посетителей кафе и ресторанов в зависимости от их социально-демографических характеристик |
Табл. 8. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему стилю жизни?», май 2016 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе |
Табл. 9. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему стилю жизни?», июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего ВОЗРАСТА |
Табл. 10. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему стилю жизни?», июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ |
Табл. 11. «Укажите, пожалуйста, какие из следующих фраз соответствуют Вашему стилю жизни?», июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с соответствующим уровнем личного среднемесячного ДОХОДА |
Табл. 12. «Мешает ли пандемия COVID-19 Вашему посещению ресторанов и кафе?», июнь 2022 г., % от опрошенных российских посетителей кафе и ресторанов в зависимости от их социально-демографических характеристик |
Табл. 13. «Как изменилась частота Ваших заказов ЕДЫ НАВЫНОС из заведений быстрого питания за ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА (январь – июнь 2022)?», июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей заведений быстрого питания в зависимости от их социально-демографических характеристик |
Табл. 14. «Как изменилась частота Ваших заказов ЕДЫ НАВЫНОС из кофеен и кафе-кондитерских за ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА (январь – июнь 2022)?», июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских в зависимости от их социально-демографических характеристик |
Табл. 15. «Как изменилась частота Ваших заказов ЕДЫ НАВЫНОС из ресторанов и кафе с обслуживанием за ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА (январь – июнь 2022)?», июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с обслуживанием в зависимости от их социально-демографических характеристик |
Табл. 16. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – это дорогое удовольствие», июнь 2022 г., % от опрошенных российских посетителей кафе и ресторанов в зависимости от их социально-демографических характеристик |
Табл. 17. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома вредно для здоровья», июнь 2022 г., % от опрошенных российских посетителей кафе и ресторанов в зависимости от их социально-демографических характеристик |
Табл. 18. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – это часть моей повседневной жизни», июнь 2022 г., % от опрошенных российских посетителей кафе и ресторанов в зависимости от их социально-демографических характеристик |
Табл. 19. Отношение россиян к выражению «Питание вне дома – небезопасно из-за COVID-19», июнь 2022 г., % от опрошенных российских посетителей кафе и ресторанов в зависимости от их социально-демографических характеристик |
Табл. 20. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», май 2015 г. – июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе |
Табл. 21. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе соответствующего ВОЗРАСТА |
Табл. 22. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», июнь 2022 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ |
Табл. 23. «Какие изменения Вы хотели бы видеть в заведениях общественного питания?», июль 2021 г., % от опрошенных посетителей ресторанов и кафе с соответствующим уровнем личного среднемесячного ДОХОДА |
Табл. 24. Ключевые фуд-холлы в Москве и Санкт-Петербурге, август 2022 |
Табл. 25. Некоторые фуд-холлы, открытые в регионах за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, август 2022 |
Табл. 26. Некоторые фуд-холлы, планируемые к открытию, август 2022 |
Табл. 27. Некоторые реконструированные и обновленные рынки, совмещающие на своей территории продуктовые торговые ряды и корнеры ресторанных концепций, август 2022 |
Табл. 28. Планы по развитию некоторых ресторанных проектов и сетей общественного питания на 2022-2023 гг. |