Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
***
Идея проекта: организация предприятия по выращиванию российских сортов хмеля: «Ранний Московский», «Подвязный», «Фаворит».
Рыночная ситуация:
1. Лидером по сбору хмеля в России является Чувашская Республика. По данным республиканского министерства за 2021 год было собрано *** тонн хмеля. Помимо Чувашской Республики хмель выращивают в Республике Марий Эл, Белгородской, Липецкой, Воронежской областях и Алтайском Крае. Всего по России хмелеводы вырастили около *** тонн хмеля в 2021 году. Доля лидера отрасли (Чувашской Республики) оценивается в ***% от общего объема рынка.
2. За 2021 г. импортировано в Россию *** тонн сухого хмеля в виде гранул или сухих шишек. Это превышает значение 2020 г. на ***%. Среднегодовой темп роста импорта оценивается в ***%.
3. Экспортировано из России за 2021 г. *** тонны сухого хмеля. Показатели экспорта также показывают среднегодовой рост в ***%.
4. Основным поставщиком хмеля в Россию является Германия, на долю страны приходится более ***% всех поставок хмеля – *** тонн по итогам 2021 года. На втором месте находится Республика Беларусь. Объемы собственного производства в Беларуси значительно ниже, чем в РФ, но несмотря на это ежегодный объем поставок оценивается в *** тонн (*** тонн в 2021 году). Объяснить это можно реэкспортом. На третьем месте по поставкам находится США с показателем *** тонн по итогам прошлого года.
5. В 2021 г. импортировано хмеля в Россию на сумму в *** млн руб., что на 5% выше показателя 2020 г. (*** млн руб.). Среднегодовой темп роста импортных поставок в денежном выражении составил ***% за исследуемый период.
6. При увеличении объемов поставок за рубеж в натуральном выражении, объем рынка в денежном выражении снизился практически на ***% и составил всего лишь *** млн. руб. Это говорит, скорее всего, о снижении цены экспортерами с целью достижения конкурентного преимущества или о худшем потребительском качестве российского хмеля по сравнению с западными аналогами.
7. Общая потребность в хмеле по России составляет *** тонн. Уровень самообеспеченности данной продукцией составляет критически малое значение в ***%, что говорит об огромных перспективах создаваемого проекта.
8. В марте 2022 года, за один месяц спецоперации, импорт хмеля из западных стран сократился на ***% в натуральном исчислении и на ***% в денежном. В январе и феврале текущего года импорт хмеля в РФ вырос, соответственно, на ***% и ***% в натуральном исчислении и на ***% и ***% в денежном.
9. Главной угрозой импорту эксперты рынка на сегодняшний день называют проблемы с логистикой поставок и технологию оплаты за продукцию. Проблемы рынка указывают на необходимость увеличения производственных площадей по выращиванию российского хмеля.
10. Доля предприятия на рынке России составит ***%. За счет увеличения объемов потребления доля предприятия снизится к концу 2026 г. до ***%.
Конкурентное окружение: ОАО «ЧУВАШХМЕЛЬПРОМ», ООО «АГРОРЕСУРСЫ», ООО «АГРОХМЕЛЬ», ООО «МАГНУМ», ООО СП «СЛАДЕК ХМЕЛЬ».
Финансовые показатели проекта:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
118 235 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
PI |
раз |
18% |
IRR |
% |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
74 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Анализ современного состояния и перспектив развития отрасли
В раздел представлен анализ следующих видов продукции (в соответствии с ОКПД2): 01.28.20.000 «Шишки хмеля».
Лидером по сбору хмеля является Чувашская Республика. По данным республиканского министерства за 2021 год было собрано *** тонн хмеля. Ведущим производителем хмеля внутри республики выступает Ядринский муниципальный район. Его доля продукции составляет почти ***% от всего производимого республикой урожая. Выращиванием хмеля также занимаются производители Вурнарского, Урмарского и Цивильского районов.
Помимо Чувашской Республики хмель выращивают в Республике Марий Эл, Белгородской, Липецкой, Воронежской областях и Алтайском Крае. Всего по России хмелеводы вырастили около *** тонн хмеля в 2021 году. Доля лидера отрасли (Чувашской Республики) оценивается в ***% от общего объема рынка.
В статистических отчетах речь идет о «сыром» хмеле, то есть свежесобранном. При производстве пива же используются сушеные шишки или гранулы, которые в 3÷4 раза легче. Поэтому при расчете потребления хмеля цифры о собранном в России урожае делились на 3.
Для анализа уровня потребления необходимо проанализировать показатели экспорта/импорта хмеля за последние 3 года.
Для этого использован код ТН ВЭД «1210 – шишки хмеля, свежие или сушеные, дробленые или недробленые, в порошкообразном виде или в виде гранул; лупулин».
Среди основных видов рассмотренной продукции можно выделить:
• недробленые шишки хмеля;
• дробленые шишки хмеля, с высоким содержанием лупулина;
• прочие дробленые шишки хмеля.
Диаграмма 1. Объемы выращивания «сырого» хмеля в Чувашской Республике и России, тонн, 2019-2021 гг.
***
На диаграмме ниже показана структура импорта/экспорта за последние 3 года. С диаграммы видно, что данная отрасль в России – полностью импортоориентированная.
Диаграмма 2. Импорт/экспорт хмеля в натуральном выражении, тонн, 2019-2021 гг.
***
За 2021 г. импортировано в Россию *** тонн сухого хмеля в виде гранул или сухих шишек. Это превышает значение 2020 г. на ***%. Среднегодовой темп роста импорта оценивается в ***%.
Экспортировано из России за 2021 г. *** тонны сухого хмеля. Показатели экспорта также показывают среднегодовой рост в ***%.
Основным поставщиком хмеля в Россию является Германия, на долю страны приходится более ***% всех поставок хмеля – *** тонн по итогам 2021 года. На втором месте находится Республика Беларусь. Объемы собственного производства в Беларуси значительно ниже, чем в РФ, но несмотря на это ежегодный объем поставок оценивается в *** тонн (*** тонн в 2021 году). Объяснить это можно реэкспортом. На третьем месте по поставкам находится США с показателем 379 тонн по итогам прошлого года.
Диаграмма 3. Основные поставщики хмеля в Россию и их доли, в % от общего
***
Показатели импорта/экспорта в денежном выражении показаны на диаграмме ниже.
В 2021 г. импортировано хмеля в Россию на сумму в *** млн руб., что на ***% выше показателя 2020 г. (*** млн руб.). Среднегодовой темп роста импортных поставок в денежном выражении составил ***% за исследуемый период.
Интересная ситуация наблюдается с экспортом. При увеличении объемов поставок за рубеж в натуральном выражении, объем рынка в денежном выражении снизился практически на *** и составил всего лишь *** млн. руб. Это говорит, скорее всего, о снижении цены экспортерами с целью достижения конкурентного преимущества или о худшем потребительском качестве российского хмеля по сравнению с западными аналогами.
Диаграмма 4. Импорт/экспорт в денежном выражении, млн. руб.
***
Основные покупатели российского хмеля: Киргизстан, Украина и Казахстан. На долю этих трех стран приходится ***% от общего объема экспорта в 2021 г. Распределение экспортных поставок по странам показано на диаграмме ниже:
Диаграмма 5. Основные покупатели российского хмеля и их доли, в % от общего
***
Общая потребность в хмеле по России составляет *** тонн. Уровень самообеспеченности данной продукцией составляет критически малое значение в ***%, что говорит об огромных перспективах создаваемого проекта. Этот факт наглядно видно на рисунке ниже: прямая импорта и потребления находятся практически на одном уровне, а прямые производства и экспорта не превышают по оси Y значения в *** тонн.
Таблица 2. Потребление хмеля в России, тонн
***
Рисунок 2. Баланс потребления хмеля в России, визуальное представление, тонн
***
Ежегодно уровень потребления растет с темпами в ***%. К концу 2026 г. уровень потребления хмеля превысит *** тонн/год и составит *** тонн.
Диаграмма 6. Прогноз потребления хмеля в России, 2022-2026 гг., тонн
***
Максимальные объемы производства хмеля на создаваемом участке площадью *** га составят *** тонн сухого хмеля (см. подробно раздел 5) в год. Доля предприятия на рынке России составит ***%.
Динамика изменения доли предприятия на рынке в ближайшие 5 лет показана на рисунке ниже. За счет увеличения объемов потребления доля предприятия снизится к концу 2026 г. до ***%.
Рисунок 3. Прогноз доли создаваемого предприятия на российском рынке, в % от общего уровня потребления
***
С рисунка выше можно сделать вывод о появлении локального игрока по продаже хмеля, способного увеличить уровень импортозамещения продукции в Московской области.
Основные потребительские группы хмеля, целевая аудитория, влияние специальной военной операции на рынок хмеля в России
Среди российских импортеров хмеля можно выделить 3 основные группы. К первой группе относятся транснациональные корпорации: «Carlsberg Group», «AB InBev Efes» и «Heineken», на долю которых в совокупности приходится порядка ***% производимого в РФ пива. Вторая группа – это торговые компании и представители иностранных производителей хмеля. Третью группу представляют различные региональные пивзаводы. Именно вторая и третья группы являются целевой аудиторией создаваемого проекта.
Введенные в марте Западом санкции не затрагивают рынок пива в целом, и хмеля в частности, но «Carlsberg» и «Heineken» объявили о продаже российских активов. На сегодняшний день обе компании продолжат работать, пока идет поиск новых владельцев для их 15 заводов. Ряд региональных производителей пива уже заявили о готовности переориентироваться с германского и американского сырья на отечественную и китайскую продукцию, что является отличной перспективой для развития отечественного производства.
В марте 2022 года, за один месяц спецоперации, импорт хмеля из западных стран сократился на ***% в натуральном исчислении и на ***% в денежном. В январе и феврале текущего года импорт хмеля в РФ вырос, соответственно, на ***% и ***% в натуральном исчислении и на ***% и ***% в денежном.
Диаграмма 7. Объемы поставок хмеля в Россию в натуральном выражении, тонн, 1 квартал 2021 и 2022 гг.
***
Среди основных причин сокращения импорта хмеля можно выделить:
• Введение Западом санкций против России.
• Низкий курс рубля по отношению к доллару США. Официальный средний курс в марте составил *** руб./долл. США, а неофициальный (то есть по которому его можно было приобрести) – *** руб./долл. США.
Ориентироваться на китайский импорт также не представляется возможным. Китайский хмель хоть и дешевле в *** раза западного, но очень горький, соответственно и пиво из него получается горькое. Доля китайского хмеля на российском рынке по итогам 2021 года составила менее ***%, при цене в *** раза ниже немецкого. В текущем году Китай резко увеличил свое присутствие на российском хмельном рынке. По итогам января доля китайского хмеля в натуральном исчислении составила ***%, в феврале – ***%, а в марте – ***%.
Несмотря на тенденцию роста особо на Китай рассчитывать не стоит, так как его производственные возможности едва покрывают собственные потребности. Возможностей всех «дружественных» стран также не хватит для удовлетворения потребностей российских пивоваров в случае введения эмбарго на поставку хмеля «недружественными» странами.
Главной угрозой импорту эксперты рынка на сегодняшний день называют проблемы с логистикой поставок и технологию оплаты за продукцию.
Все перечисленные выше проблемы указывают на необходимость увеличения производственных площадей по выращиванию российского хмеля.
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
6 |
Раздел 1. Описание проекта |
8 |
1.1. Идея проекта |
8 |
1.2. Общая информация о хмеле |
11 |
Раздел 2. Анализ рынка |
12 |
2.1. Анализ современного состояния и перспектив развития отрасли |
12 |
2.2. Основные потребительские группы хмеля, целевая аудитория, влияние специальной военной операции на рынок хмеля в России |
18 |
2.3. Общие выводы по разделу |
20 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
22 |
3.1. Конкурентные проекты |
22 |
3.2. Конкурентная канва по проекту |
27 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
31 |
4.1. Сайт |
31 |
4.2. SEO-продвижение и контекстная реклама |
32 |
4.3. Организация собственной сбытовой сети |
34 |
Раздел 5. Организационно-производственный план |
35 |
5.1. Помещение |
35 |
5.2. Технология выращивания хмеля |
35 |
5.3. Перечень необходимого оборудования для переработки хмеля |
37 |
5.4. Персонал |
41 |
Раздел 6. Финансовый план |
42 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
42 |
6.2. График продаж готовой продукции |
44 |
6.3. Цены с учетом влияния инфляции |
45 |
6.4. Объемы реализации продукции |
46 |
6.5. Выручка от реализации продукции |
47 |
6.6. План найма персонала |
49 |
6.7. Затраты |
51 |
6.8. Налоги |
53 |
6.9. СОК |
53 |
6.10. Первоначальные инвестиции |
55 |
6.11. Капитальные вложения |
56 |
6.12. Отчет о прибылях и убытках |
56 |
6.13. Отчет о движении денежных средств |
60 |
6.14. Баланс |
62 |
6.15. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
64 |
6.16. Показатели экономической эффективности |
66 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
70 |
7.1. Анализ чувствительности |
70 |
2.2. Анализ безубыточности |
79 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
83 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Объемы выращивания «сырого» хмеля в Чувашской Республике и России, тонн, 2019-2021 гг. |
13 |
Диаграмма 2. Импорт/экспорт хмеля в натуральном выражении, тонн, 2019-2021 гг. |
13 |
Диаграмма 3. Основные поставщики хмеля в Россию и их доли, в % от общего |
14 |
Диаграмма 4. Импорт/экспорт в денежном выражении, млн. руб. |
15 |
Диаграмма 5. Основные покупатели российского хмеля и их доли, в % от общего |
15 |
Диаграмма 6. Прогноз потребления хмеля в России, 2022-2026 гг., тонн |
17 |
Диаграмма 7. Объемы поставок хмеля в Россию в натуральном выражении, тонн, 1 квартал 2021 и 2022 гг. |
19 |
Диаграмма 8. График продаж (распределение по месяцам) |
44 |
Диаграмма 9. Динамика выручки по проекту, тыс. руб., 2022-2031 гг. |
48 |
Диаграмма 10. Центры прибыли, в % |
49 |
Диаграмма 11. График вложения первоначальных инвестиций в проект, тыс. руб. |
56 |
Диаграмма 12. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб., 2022-2031 гг. |
59 |
Диаграмма 13. Чистая прибыль (убыток)/EBITDA, тыс. руб., 2022-2031 гг. |
59 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Егорьевский район на карте Московской области |
8 |
Рисунок 2. Баланс потребления хмеля в России, визуальное представление, тонн |
16 |
Рисунок 3. Прогноз доли создаваемого предприятия на российском рынке, в % от общего уровня потребления |
17 |
Рисунок 4. Пример поисковой оптимизации веб-сайтов |
33 |
Рисунок 5. Хмель на участке |
36 |
Рисунок 6. Внешний вид гранулятора MZLH320 |
40 |
Рисунок 7. Денежные средства на конец периода, тыс. руб., 2022-2032 гг. |
61 |
Рисунок 8. Денежные потоки по проекту (накопленным итогом) |
69 |
Таблица 1. Сравнение сортов хмеля |
10 |
Таблица 2. Потребление хмеля в России, тонн |
16 |
Таблица 3. Профиль конкурентного проекта ОАО «ЧУВАШХМЕЛЬПРОМ» |
22 |
Таблица 4. Профиль конкурентного проекта ООО «АГРОРЕСУРСЫ» |
24 |
Таблица 5. Профиль конкурентного проекта ООО «АГРОХМЕЛЬ» |
25 |
Таблица 6. Оценка ежегодных постоянных расходов на выращивание хмеля |
37 |
Таблица 7. Технические характеристики одноуровневой ленточной сушилки серии СЛ-3-48 |
39 |
Таблица 8. Технические характеристики гранулятора MZLH320 |
40 |
Таблица 9. Штат персонала |
41 |
Таблица 10. Экономические показатели по проекту |
68 |
Таблица 11. Точка безубыточности, тыс. руб. |
80 |
Согласно результатам онлайн-опроса потребителей услуг логопедов, проведенного ГидМаркет, наиболее распространенным источником получения информации на исследуемом рынке выступают рекомендации друзей, коллег или семьи. Так ответили 37,6% респондентов. Таким образом, наиболее эффективным способом продвижения услуг логопеда остается так называемое «сарафанное радио», когда уже прошедшие курс обучения потребители делятся своими положительными отзывами и впечатлениями о конкретном специалисте со своими знакомыми или родственниками.
После взрывного роста, наблюдавшегося в 2023 году, в 2024 году темпы открытий новых заведений в России заметно снизились. Влияние на количественный рост рынка оказывает более сложная макроэкономическая ситуация, в том числе: высокая ставка ЦБ, дефицит кадров, снижение маржинальности на фоне инфляции, рост ставок по аренде и другие факторы.