Исследование «Российский рынок интернет-торговли одеждой, обувью и аксессуарами 2012» является полным обновлением аналогичных исследований, выпущенных РБК.research в 2010 и 2011 годах. Высокие темпы развития рынка стали причиной появления настоящего аналитического обзора, в котором эксперты РБК.research стремились отразить наиболее важные аспекты и тенденции развития российского рынка интернет-торговли и сегмента одежды, обуви и аксессуаров в 2012 году.
В исследовании 2012 года анализируется текущее состояние российского рынка интернет-торговли. Приводятся оценки и прогнозы объемов и динамики рынка в стоимостном выражении за 2009-2013 годы. Подробно рассматриваются более 20 товарных сегментов. Отдельно рассматривается сегмент одежды, обуви и аксессуаров. Приводятся оценки темпов роста сегментов рынка за 2011-2012 годы, анализируется социально-экономический портрет, частота и средние затраты их покупателей.
Исследование анализирует потребительское поведение покупателей одежды, обуви и аксессуаров через интернет в разных регионах России: Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, а также в других городах. Для этого рассматриваются такие показатели, как пол, возраст, место проживания респондентов, их затраты и частоты осуществления покупок, предпочитаемые способы оплаты и другие.
В аналитическом обзоре представлены рейтинги наиболее популярных предметов одежды, обуви и аксессуаров, продаваемых через интернет в зависимости от географии проживания респондентов.
В обзоре выявлены ведущие игроки российского рынка интернет-торговли одеждой, обувью и аксессуарами. Представлены рейтинги онлайн-магазинов на основе долей их покупателей. Подробно рассмотрены имидж и уровень лояльности покупателей крупнейших интернет-магазинов одежды, обуви и аксессуаров. Для этого анализируются рейтинги интернет-магазинов по степени лояльности их покупателей, по степени удобства организации сайта, по внешней привлекательности сайта, а также составляются рейтинги интернет-магазинов одежды, обуви и аксессуаров, которые ассоциируются у опрошенных россиян с низкими ценами и широким ассортиментом товаров.
Наконец, в исследовании подробно рассмотрены социально-экономические характеристики покупателей ведущих интернет-магазинов одежды, обуви и аксессуаров.
Исследование проведено в августе-октябре 2012 года.
Объем отчета - 124 стр.
Отчет содержит 12 таблиц и 111 графиков и диаграмм.
Язык отчета - русский.
Общая выборка исследования составила 4 842 респондента.
Аннотация | 3 |
Некоторые компании, рассмотренные в исследованиях рынка интернет-торговли | 4 |
Полное оглавление | 6 |
Список диаграмм | 8 |
Список таблиц | 13 |
Методология исследования | 14 |
Цель и задачи исследования | 14 |
Метод сбора информации | 14 |
Условия проведения опроса | 15 |
Характеристика выборки | 15 |
Объем и структура выборки | 15 |
Социально-демографический портрет респондентов | 16 |
Анализ экономической ситуации | 21 |
Основные макроэкономические показатели России | 21 |
Уровень жизни населения | 23 |
Общий объем, тенденции и перспективы розничной торговли | 26 |
Развитие интернета в России | 32 |
Проникновение интернета в России | 32 |
Места использования интернета | 37 |
Типы подключения к интернету | 40 |
Портрет российского пользователя интернета | 41 |
Общая характеристика рынка электронной коммерции в России | 46 |
Факторы, определяющие развитие рынка интернет-торговли в России | 46 |
Законодательные аспекты регулирования рынка интернет-торговли | 47 |
Объем и структура рынка интернет-торговли | 49 |
Сегмент товаров | 53 |
Сегмент одежды, обуви и аксессуаров | 56 |
Мнения экспертов и игроков рынка относительно развития электронной коммерции в России | 58 |
Отношение респондентов к покупкам товаров через интернет | 60 |
Способы совершения покупок в интернет-магазинах | 66 |
Способы оплаты приобретаемых товаров в интернет-магазинах | 68 |
Срок доставки | 70 |
Степень важности основных характеристик интернет-магазинов | 71 |
Потребительское поведение при покупке одежды, обуви и аксессуров | 73 |
Социально-экономические характеристики | 73 |
Средние затраты при покупке | 76 |
Частота покупки | 77 |
Способы оплаты | 77 |
Срок ожидания доставки | 78 |
Рейтнги наиболее популярных предметов одежды, обуви и аксессуаров, покупаемых через интернет | 80 |
Россия | 80 |
Рейтинг по популярности | 81 |
Рейтинг по затратам на единовременную покупку | 82 |
Рейтинг по частоте совершения покупок за год | 82 |
Москва и Московская область | 82 |
Рейтинг по популярности | 83 |
Рейтинг по затратам на единовременную покупку | 84 |
Рейтинг по частоте совершения покупок за год | 84 |
Санкт-Петербург | 84 |
Рейтинг по популярности | 85 |
Рейтинг по затратам на единовременную покупку | 86 |
Рейтинг по частоте совершения покупок за год | 86 |
Города-миллионеры России | 86 |
Рейтинг по популярности | 87 |
Рейтинг по затратам на единовременную покупку | 88 |
Рейтинг по частоте совершения покупок за год | 88 |
Города России с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн. чел. | 88 |
Рейтинг по популярности | 89 |
Рейтинг по затратам на единовременную покупку | 90 |
Рейтинг по частоте совершения покупок за год | 90 |
Города России с численностью населения от 100 тыс. до 500 тыс. чел. | 90 |
Рейтинг по популярности | 91 |
Рейтинг по затратам на единовременную покупку | 92 |
Рейтинг по частоте совершения покупок за год | 92 |
Рейтинги ведущих интернет-магазинов одежды, обуви и аксессуаров | 93 |
Россия | 95 |
Москва и Московская область | 97 |
Санкт-Петербург | 99 |
Другие города-миллионеры | 101 |
Города 500-1000 тыс. чел. | 103 |
Города 100-500 тыс. чел. | 104 |
Оценка имиджа и уровня лояльности некоторых интернет-магазинов по продаже одежды, обуви и аксессуаров | 105 |
Социально-экономические характеристики покупателей ведущих интернет-магазинов одежды, обуви и аксессуаров | 111 |
Butik.ru | 111 |
Club-sale.ru | 112 |
Finn Flare | 113 |
KupiVIP.ru | 114 |
La Redoute | 115 |
Lamoda.ru | 116 |
Mascotte | 117 |
Otto | 118 |
Ozon.ru | 119 |
Quelle | 120 |
Sapato | 121 |
Sela | 122 |
Wildberries.ru | 123 |
Рис. 1. Доли респондентов, покупавших различные товары и услуги через интернет, % от общего количества опрошенных 16
Рис. 2. Распределение респондентов в зависимости от пола, % 17
Рис. 3. Распределение респондентов в зависимости от их возраста, % 17
Рис. 4. Распределение респондентов в зависимости от уровня их среднемесячного дохода на семью, % 18
Рис. 5. Распределение респондентов в зависимости от их семейного положения, % 19
Рис. 6. Распределение респондентов по составу семьи, % 19
Рис. 7. Динамика изменения объемов номинального ВВП за 2003-2014 гг., млрд. руб. 21
Рис. 8. Динамика изменения объемов реального ВВП за 2003-2015 гг., млрд. руб. в ценах 2010 года 22
Рис. 9. Динамика изменения объемов реального ВВП на душу населения за 2003-2015 гг., млрд. руб. в ценах 2010 года 23
Рис. 10. Динамика и прогноз численности населения России за 2003-2020 гг., млн. человек 24
Рис. 11. Динамика изменения объемов реального среднемесячной зарплаты за 2004-2015 гг., руб. в ценах 2012 года 25
Рис. 12. Динамика численности безработных за 2003-2015 гг., млн. человек 25
Рис. 13. Структура потребительских расходов домохозяйств в 2010-2012 гг., % 26
Рис. 14. Помесячная динамика российского рынка розничной торговли за период 2004-2012 гг., млрд. руб. 27
Рис. 15. Помесячная динамика темпов роста российского рынка розничной торговли за период 2004-2012 гг., % к аналогичному периоду прошлого года 28
Рис. 16. Динамика рынка розничной торговли за период 2004-2012 гг., млрд. руб., % 29
Рис. 17. Динамика рынка розничной торговли ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ товарами за период 2004-2012 гг., млрд. руб., % 30
Рис. 18. Динамика рынка розничной торговли НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ товарами за период 2004-2012 гг., млрд. руб., % 30
Рис. 19. Распределение розничного товарооборота по регионам в 2011 году, % 31
Рис. 20. Доли пользователей интернета в странах мира (весна 2012 года), % 33
Рис. 21. Проникновение интернета в населенных пунктах России, % от численности населения старше 18 лет 33
Рис. 22. Проникновение интернета в федеральных округах России, % от численности населения старше 18 лет 34
Рис. 23. Динамика количества интернет-пользователей (месячная интернет-аудитория) в России в 2012-2020 гг., млн. чел. старше 18 лет 34
Рис. 24. Динамика количества интернет пользователей по России в целом, млн. чел. 35
Рис. 25. Динамика проникновения интернета в России, % от численности населения старше 18 лет 35
Рис. 26. Структура пользователей интернета по типам населенных пунктов, весна 2011 г. - весна 2012 г., 2025г., % 36
Рис. 27. Динамика количества интернет-пользователей в Москве, млн. чел. старше 12 лет 37
Рис. 28. Динамика количества интернет-пользователей в Санкт-Петербурге, млн. чел. старше 12 лет 37
Рис. 29. Места использования интернета, февраль 2011 года (всего города России с населением 100 000+ чел.), % от опрошенных россиян старше 12 лет, проживающих в городах с численностью населения более 100 тыс. чел. 38
Рис. 30. Места использования интернета, июль 2012 года (Москва), % опрошенных жителей столицы старше 12 лет 39
Рис. 31. Места использования интернета, июль 2012 года (Санкт-Петербург), % от опрошенных жителей Санкт-Петербурга старше 12 лет 39
Рис. 32. Основные типы соединения, используемые ДОМА, июль 2012 года, % от респондентов старше 12 лет, проживающих в следующих географических зонах 40
Рис. 33. Основные типы соединения, используемые на РАБОТЕ, июль 2012 года, % от респондентов старше 12 лет, проживающих в следующих географических зонах 41
Рис. 34. Возрастной состав месячной аудитории интернета, июль 2012 года, % от опрошенных мужчин старше 12 лет, проживающих в следующих географических зонах 42
Рис. 35. Возрастной состав месячной аудитории интернета, июль 2012 года, % от опрошенных женщин старше 12 лет, проживающих в следующих географических зонах 42
Рис. 36. Социально-профессиональный статус месячной аудитории интернета, июль 2012 года, % от респондентов старше 12 лет, проживающих в следующих географических зонах н 43
Рис. 37. Доходы месячной аудитории интернета, июль 2012 года, % от общего количества опрошенных в каждой из географических зон 44
Рис. 38. Стаж пользования интернетом, июль 2012 года, % от общего количества опрошенных интернет пользователей в каждой из географических зон 45
Рис. 39. Динамика объема В2С сегмента российского рынка интернет-торговли в 2009-2013 гг., млрд. руб., % 50
Рис. 40. Динамика объема В2С сегмента рынка интернет-торговли в США в 2010-2016 гг., млрд. долл., % 51
Рис. 41. Объем и темпы прироста В2С сегмента рынка интернет-торговли в некоторых странах мира в 2012 году, млрд. долл., % 51
Рис. 42. Количество россиян, совершавших покупки товаров через интернет более месяца назад, млн. человек 52
Рис. 43. Структура пользователей Интернета по типам населенного пункта, % от пользователей 53
Рис. 44. Структура российского рынка интернет-торговли в 2012 году, % 53
Рис. 45. Географическая структура российского рынка интернет-торговли товарами в 2012 году, % от объема рынка интернет-торговли товарами 54
Рис. 46. Структура российского рынка интернет-торговли товарами в 2012 году, % от объема рынка в стоимостном выражении 54
Рис. 47. Структура российского рынка интернет-торговли товарами в 2012 г., млрд. руб. 55
Рис. 48. Изменения в структуре российского рынка интернет-торговли товарами в 2011-2012 гг., млрд. руб., % 56
Рис. 49. Структура российского рынка интернет-торговли одеждой, обувью и аксессуарами в 2012 году, % от объема рынка в стоимостном выражении 57
Рис. 50. Структура российского рынка интернет-торговли одеждой, обувью и аксессуарами в 2012 г., млрд. руб. 57
Рис. 51. «Что в наибольшей степени привлекает Вас в покупках товаров через интернет?», % от опрошенных интернет-пользователей, совершавших покупки товаров в интернет-магазинах в 2010-2012 гг. 61
Полный список иллюстраций смотрите в демо-версии отчета.
Табл. 1. Распределение респондентов по месту проживания 15
Табл. 2. Структура выборки по географии проживания, % 16
Табл. 3. Распределение респондентов в зависимости от пола, % от опрошенных в географической зоне 17
Табл. 4. Распределение респондентов в зависимости от их возраста, % от опрошенных в географической зоне 18
Табл. 5. Распределение респондентов в зависимости от уровня их среднемесячного дохода на семью, % от общего количества опрошенных в географической зоне 18
Табл. 6. Распределение респондентов в зависимости от их семейного положения, % от опрошенных в географической зоне 19
Табл. 7. Распределение респондентов по составу семьи, % от опрошенных в географической зоне 20
Табл. 8. Динамика изменения объемов реального ВВП за 2003-2010 гг., млрд. руб. в ценах 2012 года 22
Табл. 9. Динамика изменения объемов начисленной среднемесячной заработной платы, руб. 24
Табл. 10. Структура оборота розничной торговли в разрезе продовольственных и непродовольственных товаров, млрд. руб. в ценах января 2012 года, % 29
Табл. 11. Основные нормативные акты, регулирующие продажу товаров или оказание слуг через интернет 48
Табл. 12. Способы совершения покупок товаров в интернет-магазинах, % от общего числа опрошенных жителей соответствующих населенных пунктов, совершавших покупки товаров в интернет-магазинах в 2011 г. 66