Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России и стран СНГ
К данному бизнес-плану прилагается финансовая модель в отдельном файле, которая позволяет с легкостью выстроить новый финансовый план методом ввода соответствующих данных
***
Идея проекта: открытие эксклюзивного бутика, специализирующегося на продаже премиальной рыбной продукции и чёрной икры.
География реализации проекта: г. Москва.
Ассортимент продукции: свыше 50 позиций премиальной рыбной продукции и чёрной икры.
Рыночная ситуация:
1. Россия обладает значительным потенциалом для обеспечения внутреннего рынка и активного экспорта, что делает производство рыбной продукции особенно перспективным.
2. Сектор аквакультуры продолжает развиваться, открывая возможности для роста, особенно в премиальном сегменте, что поддерживает высокие ожидания для проекта.
3. Рыба и морепродукты пользуются устойчивым спросом на внутреннем рынке, что создает благоприятные условия для успешной реализации продукции.
4. Российская рыбная продукция активно экспортируется, что подтверждает её конкурентоспособность и открывает перспективы для выхода на новые рынки.
5. Производство осетровой икры остаётся нишевым, но востребованным направлением, что усиливает уникальность и добавляет проекту особую ценность.
Конкурентное окружение: ООО АРК «Белуга» (ТМ BELUGA FARM), ООО «РВК «Раскат», ООО РТФ «Диана» (ГК «Русский Икорный Дом»).
Конкурентные преимущества:
1. Широкий ассортимент продукции (более 50 товарных единиц).
2. Высокие стандарты качества и экологичности.
3. Эксклюзивные предложения и лимитированные серии.
4. Уникальный фирменный бутик с премиальной атмосферой.
5. Индивидуальный подход и персонализированные консультации.
6. Гибкие условия доставки.
7. Программы лояльности и скидки для постоянных клиентов.
8. Инновационные маркетинговые инструменты и событийный маркетинг.
9. Прямое сотрудничество с ресторанами и отелями класса люкс.
Маркетинговые инструменты: брендинг и позиционирование, рекламные кампании, PR и медийное продвижение, событийный маркетинг, программы лояльности и скидки, социальные сети и контент-маркетинг, партнёрства и сотрудничество, обратная связь и клиентский сервис, дегустации и мероприятия в бутике.
Финансовые показатели:
Показатели для компании |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
71 911 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
Индекс прибыльности (PI) |
раз |
8,32 |
IRR |
% |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
21 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Предполагаемая доля инвестора в проекте – ***%.
Показатели для инвестора |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
71 911 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
IRR (годовая) |
% |
75% |
PI (индекс прибыльности) |
раз |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
30 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Рынок рыбной продукции
Объем добычи водных биологических ресурсов в России в 2023 году составил *** млн тонн, что на ***% выше значения 2022 года. В сравнении с 2019 годом объем добычи увеличился на ***%.
Диаграмма 1. Объем добычи водных биологических ресурсов, Россия, 2019-2023 гг., млн тонн
***
Структура добычи по основным видам рыбы выглядит следующим образом: минтай – ***% от общего объема вылова, лососевые – ***%, треска –***%, сельди всех видов ***%, сардина иваси – ***%, скумбрия – ***%, путассу – ***%, другие виды – ***%.
Диаграмма 2. Структура вылова по видам, Россия, 2023 г., %
***
В 2023 году импорт рыбы в Россию восстановился примерно до уровня 2019 и 2021 годов после значительного падения в 2022 году, которое произошло из-за отказа многих поставщиков из недружественных стран от работы с российскими компаниями. Объем импорта рыбы в 2023 году составил *** тыс. тонн, что на ***% выше уровня 2022 года.
Диаграмма 3. Объем импорта рыбы, Россия, 2019-2023 гг., тыс. тонн
***
Основными товарными позициями, завозимыми в Россию из-за рубежа, являются красная рыба (лососевые). Наибольшие темпы роста в 2023 году показали поставки охлажденной форели из Турции (+***% в натуральном выражении) и мороженого филе лосося из Чили (+***%). Объемы импорта атлантической пелагики увеличились на ***%. В группе морепродуктов лидируют тихоокеанские белые креветки ваннамей – их было ввезено в разы больше, чем в 2022 году, при этом ***% импорта пришлось на Индию, Эквадор и Саудовскую Аравию;
В 2023 году произошло сокращение поставок филе сельди, тилапии, пангасиуса, хека, а также общего объема импорта белой рыбы.
Среди стран-поставщиков наибольшие объемы импорта в натуральном выражении в Россию отправили Фарерские острова – ***%, Чили – ***%, Турция – ***%, Китай – ***% и Вьетнам – ***%.
Объем экспорта в 2023 году составил *** млн тонн. Наибольшие объемы экспорта в 2023 году были отправлены в пять стран: Китай – ***млн тонн (***%), Корея – *** млн тонн (***%), Нидерланды – *** млн тонн (***%), Белоруссия – *** млн тонн (***%), Япония – *** млн тонн (***%).
Диаграмма 4. Структура экспорта рыбы по регионам, Россия, 2023 г., млн тонн
***
В 2023 году продажи рыбы и морепродуктов в России сократились на ***% в сравнении с 2022 годом и составили *** млн тонн. В целом объем реализации на российском рынке в период с 2019-го по 2023 год снизился на ***%.
Диаграмма 5. Продажи рыбы и морепродуктов, Россия, 2019-2023 гг., млн тонн
***
Основная причина такой динамики – рост цен и снижение доходов населения. Несмотря на постоянно повышающиеся объемы вылова, рыба остается одним из самых дорогих продуктов регулярного потребления. В среднем за 5 лет стоимость килограмма рыбы выросла на треть. Например, только за 2023 год замороженная рыба подорожала более чем на ***%, а крабовое мясо и палочки – на ***%.
Таблица 2. Динамика цен и продаж рыбы и морепродуктов, 2022-2023 гг., %
***
Рынок черной икры
Объем производства икры осетровых в России в 2023 году увеличился в сравнении с 2022 году на ***% и составил *** тонн. В период с 2019 по 2023 годы объем производства икры осетровых увеличился на ***%.
Диаграмма 6. Объем производства икры осетровых, Россия, 2019-2023 гг., тонн
***
По итогам 2023 года российский импорт черной икры снизился на ***%, до *** тонн. Таким образом на импорт приходится не более трети общего объема производства в стране (*** тонны по итогам 2023 года).
Количество покупок осетровой икры в России в 1-м полугодии 2024 года выросло на ***% относительно уровня 2023 года. Наибольшим спросом пользуется черная икра в стеклянных или жестяных банках по 50-100 грамм. Чаще всего натуральную черную икру приобретают в специализированных рыбных магазинах. Наиболее активный период покупки этой продукции приходится на ноябрь – январь, достигая пика к Новому году. в январе – июне средний чек покупки черной икры в целом по России составил *** тыс. руб., что в среднем на ***% больше, чем в 2023 году.
В Москве и Московской области продажи черной икры росли быстрее, чем в целом по стране. Количество покупок черной икры в январе – июне 2024 года было на ***% выше уровня 2023 года и на ***% выше, чем в 2019 году. В столичном регионе расходы на икру осетра выросли на ***% – на одну покупку тратили в среднем *** тыс. руб.
Стоимость в Москве 1 кг черной осетровой икры разных типов обработки примерно одинаковая и начинается от *** рублей за зернистую (пастеризованную и не пастеризованную). При этом 1 кг паюсной икры стерляди обойдется примерно в *** рублей, а цена килограмма паюсной осетровой составит ориентировочно *** рублей.
Портрет целевой аудитории
Ниже представлено несколько групп целевой аудитории для проекта с учетом возраста и уровня дохода.
Таблица 3. Группы целевой аудитории проекта
***
Карта эмпатии
Карта эмпатии – это инструмент, который помогает понять и визуализировать потребности, мысли, чувства и мотивации целевой аудитории или персоны. Она состоит из семи разделов, которые помогают глубже погрузиться в мир клиентов. Ниже представлена карта эмпатии для каждой группы целевой аудитории проекта.
Таблица 4. Карта эмпатии для группы «Состоятельные жители Москвы»
***
Таблица 5. Карта эмпатии для группы «Гурманы и кулинарные энтузиасты»
***
Таблица 6. Карта эмпатии для группы «Профессиональные повара и шеф-повара»
***
Таблица 7. Карта эмпатии для группы «Иностранные дипломаты и бизнесмены»
***
Таблица 8. Карта эмпатии для группы «Потребители, интересующиеся экологией и здоровым питанием»
***
Таблица 9. Карта эмпатии для группы «Корпоративные клиенты»
***
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
7 |
Раздел 1. Описание проекта |
10 |
1.1. Идея проекта |
10 |
1.2. Ассортимент продукции |
11 |
1.3. Концепция проекта |
12 |
1.4. Преимущества инвестирования в проект |
13 |
Раздел 2. Анализ рынка |
15 |
2.1. Рынок рыбной продукции |
15 |
2.2. Рынок черной икры |
19 |
2.3. Портрет целевой аудитории |
20 |
2.4. Карта эмпатии |
21 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
25 |
3.1. Профили конкурентных проектов |
25 |
3.2. Конкурентные преимущества проекта |
27 |
3.3. SWOT-анализ проекта |
28 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
31 |
4.1. Маркетинговые инструменты |
31 |
4.2. Разработка веб-сайта |
32 |
4.3. Группы в социальных сетях |
35 |
4.4. Таргетированная реклама |
36 |
4.5. Продвижение на Яндекс.Картах, 2ГИС и Google Maps |
36 |
4.6. Событийный маркетинг |
37 |
4.7. Программы лояльности и скидки |
38 |
Раздел 5. Организационный план |
40 |
5.1. Помещение |
40 |
5.2. Дизайн и оформление бутика |
40 |
5.3. Персонал |
42 |
5.4. Бизнес-модель проекта |
43 |
Раздел 6. Финансовый план |
45 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
45 |
6.2. Сезонность |
50 |
6.3. Цены |
52 |
6.4. Объемы реализации |
55 |
6.5. Выручка |
56 |
6.6. Персонал |
58 |
6.7. Затраты |
59 |
6.8. Налоговые отчисления |
63 |
6.9. Расчет собственного оборотного капитала (СОК) |
64 |
6.10. Первоначальные инвестиции |
65 |
6.11. Капитальные вложения |
66 |
6.12. Амортизация |
67 |
6.13. Отчет о прибыли и убытках |
67 |
6.14. Отчет о движении денежных средств |
70 |
6.15. Баланс |
72 |
6.16. Расчет ставки дисконтирования методом WACC |
73 |
6.17. Показатели экономической эффективности |
75 |
6.18. Показатели для инвестора |
78 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
79 |
7.1. Анализ чувствительности |
79 |
7.2. Анализ безубыточности |
85 |
Выводы |
88 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
90 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Объем добычи водных биологических ресурсов, Россия, 2019-2023 гг., млн тонн |
15 |
Диаграмма 2. Структура вылова по видам, Россия, 2023 г., % |
16 |
Диаграмма 3. Объем импорта рыбы, Россия, 2019-2023 гг., тыс. тонн |
16 |
Диаграмма 4. Структура экспорта рыбы по регионам, Россия, 2023 г., млн тонн |
17 |
Диаграмма 5. Продажи рыбы и морепродуктов, Россия, 2019-2023 гг., млн тонн |
18 |
Диаграмма 6. Объем производства икры осетровых, Россия, 2019-2023 гг., тонн |
19 |
Диаграмма 7. Сезонность продаж, % от максимальной за год |
51 |
Диаграмма 8. Сезонность цен на продукцию, % от максимальной за год |
51 |
Диаграмма 9. Динамика выручки проекта, тыс. руб. без НДС |
58 |
Диаграмма 10. Распределение затрат по группам (усредненно), % |
63 |
Диаграмма 11. График капитальных вложений, тыс. руб. без НДС |
66 |
Диаграмма 12. Чистая прибыль/убыток, тыс. руб. без НДС |
69 |
Диаграмма 13. Чистая прибыль (убыток)/EBITDA, тыс. руб. без НДС |
69 |
Диаграмма 14. Денежные средства на конец периода, тыс. руб. |
71 |
Диаграмма 15. Вложения со стороны инвестора, тыс. руб. |
71 |
Диаграмма 16. Денежные потоки по проекту накопленным итогом, тыс. руб. |
77 |
Диаграмма 17. Денежные потоки по проекту для инвестора накопленным итогом, тыс. руб. |
78 |
Диаграмма 18. Расчет точки безубыточности графическим методом, тыс. руб. |
87 |
Таблица 1. Ассортимент продукции проекта |
11 |
Таблица 2. Динамика цен и продаж рыбы и морепродуктов, 2022-2023 гг., % |
18 |
Таблица 3. Группы целевой аудитории проекта |
20 |
Таблица 4. Карта эмпатии для группы «Состоятельные жители Москвы» |
21 |
Таблица 5. Карта эмпатии для группы «Гурманы и кулинарные энтузиасты» |
22 |
Таблица 6. Карта эмпатии для группы «Профессиональные повара и шеф-повара» |
22 |
Таблица 7. Карта эмпатии для группы «Иностранные дипломаты и бизнесмены» |
23 |
Таблица 8. Карта эмпатии для группы «Потребители, интересующиеся экологией и здоровым питанием» |
23 |
Таблица 9. Карта эмпатии для группы «Корпоративные клиенты» |
24 |
Таблица 10. Профиль конкурентного проекта ООО АРК «Белуга» (ТМ BELUGA FARM) |
25 |
Таблица 11. Профиль конкурентного проекта ООО «РВК «Раскат» |
25 |
Таблица 12. Профиль конкурентного проекта ООО РТФ «Диана» (ГК «Русский Икорный Дом») |
26 |
Таблица 13. Маркетинговые инструменты |
31 |
Таблица 14. Рекомендуемая структура сайта |
32 |
Таблица 15. Стратегии использования социальных сетей |
35 |
Таблица 16. Зонирование помещения |
40 |
Таблица 17. Штат персонала |
42 |
Таблица 18. Бизнес-модель Canvas проекта |
44 |
Таблица 19. Базовые допущения, принятые для расчетов |
45 |
Таблица 20. Числовые значения базовых допущений |
46 |
Таблица 21. Рост цен с учетом инфляции |
52 |
Таблица 22. Объемы реализации продукции |
55 |
Таблица 23. Выручка от реализации продукции, тыс. руб. без НДС |
56 |
Таблица 24. Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
58 |
Таблица 25. Затраты по проекту, тыс. руб. без НДС |
60 |
Таблица 26. Распределение налоговых отчислений, тыс. руб. |
63 |
Таблица 27. Норматив собственного оборотного капитала (СОК), дней |
64 |
Таблица 28. Собственный оборотный капитал, тыс. руб. без НДС |
65 |
Таблица 29. Первоначальные вложения в развитие бизнеса, руб. с НДС |
65 |
Таблица 30. График капитальных вложений, тыс. руб. без НДС |
66 |
Таблица 31. Амортизационные отчисления, тыс. руб. без НДС |
67 |
Таблица 32. Отчет о прибылях и убытках, тыс. руб. без НДС |
68 |
Таблица 33. Отчет о движении денежных средств, тыс. руб. |
70 |
Таблица 34. Бухгалтерский баланс, тыс. руб. |
72 |
Таблица 35. Расчет ставки дисконтирования методом WACC |
74 |
Таблица 36. Показатели экономической эффективности по проекту |
77 |
Таблица 37. Показатели экономической эффективности для инвестора |
78 |
Таблица 38. Расчет точки безубыточности, тыс. руб. |
86 |
По данным «Анализа рынка керамической плитки в России», подготовленного BusinesStat в 2024г, ее продажи в стране в 2023 г сократились на 2,3%: с 224 до 218 м².
По данным "Анализа рынка детских подгузников и пеленок в России", подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2021-2023 гг их производство в стране сократилось на 34%: с 4,23 до 2,81 млрд шт.