Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России и стран СНГ
***
Идея проекта: открытие итальянского ресторана в Москве.
Рыночная ситуация:
1. В целом оборот общественного питания в Москве в 2022 году увеличился в сравнении с 2021 годом на ***% и составил *** млрд руб. В мае 2023 года выручка общественного питания Москвы достигла *** млрд руб., что на ***% превысило показатель февраля. Наряду с выручкой растет и посещаемость кафе и ресторанов – об этом свидетельствует рост количества чеков. В мае их число увеличилось на ***% по сравнению с февралем и на ***% – по сравнению с январем.
2. Согласно опросу, ***% москвичей посещают рестораны крайне редко, ***% ходят в рестораны несколько раз в месяц, ***% респондентов не посещают рестораны совсем, ***% ходят несколько раз в неделю, ***% пользуются доставкой из ресторанов.
3. Большинство москвичей (***%) посещают рестораны на сумму от 1 000 до 3 000 рублей, ***% участников опроса тратят до 1000 рублей, ***% от 3 000 до 5 000 рублей, ***% от 5 000 до 10 000 рублей, ***% готовы потратить в ресторанах более 10 000 рублей.
4. Количество посещений потенциальной аудиторией проекта ресторана составляет *** посещений в месяц. Объем потенциального рынка проекта в денежном выражении составит *** руб./мес. или *** руб./год.
Конкурентное окружение: «***», «***», «***» и «***».
Маркетинговые инициативы: разработка веб-сайта, мобильное приложение, группы в социальных сетях, таргетированная реклама, продвижение на Яндекс.Картах, 2ГИС и Google Maps, программа лояльности, оформление вывески ресторана, WOM-маркетинг.
Финансовые показатели:
Показатели по проекту в целом |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
3 561 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
IRR (годовая) |
% |
176% |
PI (индекс прибыльности) |
раз |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
11 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Доля инвестора в проекте: ***%.
Показатели для инвестора |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
3 561 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
IRR (годовая) |
% |
64% |
PI (индекс прибыльности) |
раз |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
23 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Рынок общественного питания Москвы
По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области, в целом оборот общественного питания в Москве в 2022 году увеличился в сравнении с 2021 годом на ***% и составил *** млрд руб.
Диаграмма 1. Оборот общественного питания, г. Москва, 2018-2022 гг., млрд руб.
***
Оборот рынка непосредственно кафе и ресторанов рассчитывается как выручка от продажи населению кафе и ресторанами собственной кулинарной продукции и продуктов, не требующих кулинарной обработки.
В 2018-2019 годах оборот рынка услуг кафе и ресторанов в Москве увеличивался. Этому способствовало ежегодное увеличение численности посещений предприятий общепита и среднего чека.
В 2020 году выручка операторов отрасли упала на ***% и составила всего *** млрд руб. Снижение произошло из-за резкого сокращения объема рынка, когда москвичи несколько месяцев не могли посещать общественные заведения из-за пандемии. Кроме того, часть жителей региона столкнулась с потерей работы или уменьшением дохода, что негативно сказалось на спросе в отрасли общественного питания.
В 2021 году денежный оборот кафе и ресторанов в столице вырос на ***% относительно прошлого года и составил *** млрд руб. Его рост был обеспечен частичным восстановлением спроса на рассматриваемые услуги после отмены коронавирусных ограничений, а также увеличением среднего чека.
В 2022 году оборот рынка вырос на ***%, до *** млрд руб. При сократившейся численности посещений выручка операторов росла исключительно за счет увеличения среднего чека, причем темпы прироста среднего чека значительно отставали от темпов инфляции.
Диаграмма 2. Оборот рынка кафе и ресторанов, г. Москва, 2018-2022 гг., млрд руб.
***
Основным фактором, повлиявшим в 2022 году на рынок, выступило падение реальных доходов посетителей. Оно привело к снижению числа посещений кафе и ресторанов, к сокращению числа заказываемых блюд, а также к смещению спроса в более низкие ценовые сегменты. На снижение числа посещений кафе и ресторанов столицы дополнительно повлияли такие факторы, как уменьшение числа туристов, отъезд мигрантов, эмиграция россиян.
Решение ряда крупных операторов общественного питания покинуть российский рынок сказалось на нем в гораздо меньшей степени. Это решение в большинстве случаев привело не к закрытию заведений, а к лишь к смене их владельцев. Так, российский бизнес McDonald's был продан Александру Говору, который был франчайзи-партнером компании. Американская кофейная сеть Starbucks, прекратившая функционировать в России 4 марта 2022 года, также переуступила заведения новым собственникам. Американский холдинг Yum! Brands, владелец ресторанов KFC, продал 70 ресторанов и мастер-франшизу бренда сети ГК «Фуд-сервис».
Определенный вклад в снижение числа посещений внесло длительное закрытие заведений лидера отрасли, компании «Система ПБО» (бывшее ООО «Макдоналдс»), произошедшее в период смены владельца, с марта по июнь 2022 года. Однако этот негативный фактор был сглажен ростом числа посещений заведений конкурентов – сетей ресторанов KFC, Бургер Кинг, Додо пицца.
Важным индикатором состояния отрасли является численность персонала кафе и ресторанов. В сентябре-декабре 2022 года, на фоне объявления частичной мобилизации и роста неопределенности перспектив отрасли, численность персонала кафе и ресторанов в Москве ежемесячно снижалась на ***%. В январе 2023 года, по данным Росстата, этот показатель вырос сразу на ***%, что указывает на стабилизацию ситуации.
В мае 2023 года выручка общественного питания Москвы достигла *** млрд руб., что на ***% превысило показатель февраля. Наряду с выручкой растет и посещаемость кафе и ресторанов – об этом свидетельствует рост количества чеков. В мае их число увеличилось на ***% по сравнению с февралем и на ***% – по сравнению с январем. Цены в заведениях общественного питания остаются на достаточно стабильном уровне. Средний чек в московских кафе и ресторанах в мае подрос на ***% по сравнению с февралем, а к январю он увеличился на ***%.
Потребительское поведение
Согласно опросу, ***% москвичей посещают рестораны крайне редко, ***% ходят в рестораны несколько раз в месяц, ***% респондентов не посещают рестораны совсем, ***% ходят несколько раз в неделю, ***% пользуются доставкой из ресторанов.
Диаграмма 3. Частота посещения ресторанов, г. Москва
***
Респонденты рассказали, почему стали реже ходить в рестораны. По данным аналитиков, ***% отметили выросшие цены на блюда, ***% посещают рестораны также, как и раньше, у ***% участников опроса стало меньше свободного времени, ***% отметили отсутствие настроения на развлечения.
Москвичи также рассказали, что для них означает посещение ресторана. Для большинства москвичей (***%) посещение ресторана — это повод встретиться с друзьями и близкими, ***% ходят в рестораны, чтобы побаловать себя вкусной едой и напитками, ***% — для празднования значимых событий, для ***% участников опроса посещение ресторана — это обыденность.
Диаграмма 4. Поводы для посещения ресторана, г. Москва
***
Около ***% москвичей не пользуются доставкой еды из ресторанов, ***% опрошенных заказывают доставку несколько раз в месяц, ***% предпочитают ходить в рестораны, нежели заказывать еду на дом, ***% заказывают доставку еды из ресторанов на дом несколько раз в неделю.
Интересно, что ***% москвичей выбирают ресторан по соотношению цены и качества, ***% выбирают заведение по рекомендации друзей и знакомых, для 15% важно разнообразие блюд в меню и ***% ценят близость ресторана к дому.
Диаграмма 5. Параметры для выбора ресторана, г. Москва
***
Что касается денежных трат, то большинство москвичей (***%) посещают рестораны на сумму от 1 000 до 3 000 рублей, ***% участников опроса тратят до 1000 рублей, ***% от 3 000 до 5 000 рублей, ***% от 5 000 до 10 000 рублей, ***% готовы потратить в ресторанах более 10 000 рублей.
Диаграмма 6. Денежные траты в ресторане, г. Москва
***
Большинство москвичей (***%) предпочитают русскую кухню, ***% — итальянскую, ***% любят японские блюда, ***% предпочитают китайскую кухню, а ***% выбирают французскую кухню.
Портрет целевой аудитории
Ниже представлено несколько групп целевой аудитории для ресторана итальянской кухни с учетом возраста и уровня дохода:
Таблица 2. Группы целевой аудитории проекта
***
Ниже представлены характеристики и черты, которые могут описывать целевую аудиторию проекта:
Таблица 3. Портрет целевой аудитории проекта
***
Карта эмпатии – это инструмент, который помогает понять и визуализировать потребности, мысли, чувства и мотивации целевой аудитории или персоны. Она состоит из семи разделов, которые помогают глубже погрузиться в мир клиентов. Ниже представлена карта эмпатии для посетителей ресторана итальянской кухни:
Таблица 4. Карта эмпатии для посетителей ресторана итальянской кухни
***
Потенциальный объем рынка
Как видно с предыдущего подраздела бизнес-плана, потенциальной целевой аудиторией проекта выступают мужчины и женщины в возрасте от *** года до *** лет со средним, выше среднего или высоким уровнем дохода.
Учитывая половозрастную структуру населения Москвы за 2022 год процент людей в целевом возрасте составляет ***%.
По данным интернет-источников, численность населения в районе реализации проекта на 01.01.2023 г. составляла *** чел., целевое количество населения равно *** чел.
Согласно данным Росстата, среднедушевые денежные доходы населения Москвы в 2022 году составили *** руб. в месяц.
Ниже представлено распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов характеризующее дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляющее собой показатели численности постоянного населения, сгруппированные в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов.
Таблица 5. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов, г. Москва, 2022 г.
***
Таким образом, целевая группа проекта – физические лица со средним уровнем дохода от *** тыс. руб. в месяц, составила ***%.
В районе реализации проекта проживает *** чел. потенциальной аудитории с уровнем дохода выше среднего.
Согласно опросу (см. п. 2.2. данного бизнес-плана) ***% респондентов не посещают рестораны совсем.
Таким образом, в районе реализации проекта проживает *** чел. потенциальной аудитории проекта.
Согласно сегментации потенциальных потребителей Ryan и Gross, проект на первоначальном этапе его реализации может привлечь 2,5% потребителей от общей целевой аудитории, а с учетом проведения эффективной маркетинговой политики еще 13,5%. Таким образом, проект имеет возможность привлечь 16% от общей целевой аудитории.
Таблица 6. Расчет потенциальной целевой аудитории проекта
***
Количество посещений потенциальной аудиторией проекта ресторана составляет *** посещений в месяц.
Таблица 7. Расчет потенциального количества посещений ресторана в месяц
***
Объем потенциального рынка рассчитан по формуле:
Объем потенциального рынка = Количество посещений ресторана в месяц * % распределения по группам денежных трат в ресторане * средний чек
Таблица 8. Расчет потенциального объема рынка проекта в месяц
***
Таким образом, объем потенциального рынка проекта в денежном выражении составит *** руб./мес. или *** руб./год.
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
7 |
Раздел 1. Описание проекта |
9 |
1.1. Суть и идея проекта |
9 |
1.2. Концепция проекта |
12 |
1.3. Позиционирование проекта |
13 |
1.4. Дополнительные услуги |
13 |
Раздел 2. Анализ рынка |
15 |
2.1. Рынок общественного питания Москвы |
15 |
2.2. Потребительское поведение |
18 |
2.3. Портрет целевой аудитории |
21 |
2.4. Потенциальный объем рынка |
23 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
26 |
3.1. Профили конкурентных проектов |
26 |
3.2. Конкурентные преимущества проекта |
29 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
30 |
4.1. Разработка веб-сайта |
30 |
4.2. Мобильное приложение |
31 |
4.3. Группы в социальных сетях |
32 |
4.4. Таргетированная реклама |
33 |
4.5. Продвижение на Яндекс.Картах, 2ГИС и Google Maps |
34 |
4.6. Программа лояльности |
35 |
4.7. Оформление вывески ресторана |
35 |
4.8. WOM-маркетинг |
36 |
Раздел 5. Организационный план |
38 |
5.1. Здание |
38 |
5.2. Оборудование |
39 |
5.3. Персонал |
40 |
Раздел 6. Финансовый план |
41 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
41 |
6.2. Сезонность |
44 |
6.3. Цены |
44 |
6.4. Объемы реализации |
46 |
6.5. Выручка |
46 |
6.6. Персонал |
49 |
6.7. Затраты |
50 |
6.8. Налоги |
52 |
6.9. СОК |
52 |
6.10. Первоначальные инвестиции в бизнес |
54 |
6.11. График капитальных вложений в проект |
55 |
6.12. Амортизационные отчисления |
56 |
6.13. Отчет о прибылях и убытках |
57 |
6.14. Отчет о движении денежных средств |
59 |
6.15. Баланс |
61 |
6.16. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
63 |
6.17. Показатели экономической эффективности |
64 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
70 |
7.1. Анализ чувствительности |
70 |
7.2. Анализ безубыточности |
79 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
83 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Оборот общественного питания, г. Москва, 2018-2022 гг., млрд руб. |
15 |
Диаграмма 2. Оборот рынка кафе и ресторанов, г. Москва, 2018-2022 гг., млрд руб. |
16 |
Диаграмма 3. Частота посещения ресторанов, г. Москва |
18 |
Диаграмма 4. Поводы для посещения ресторана, г. Москва |
19 |
Диаграмма 5. Параметры для выбора ресторана, г. Москва |
20 |
Диаграмма 6. Денежные траты в ресторане, г. Москва |
20 |
Диаграмма 7. Сезонность продаж, в % |
44 |
Диаграмма 8. Динамика выручки по проекту, 2023 – 10 мес. 2028 гг., тыс. руб. |
47 |
Диаграмма 9. Центры прибыли по проекту, в % от общего |
48 |
Диаграмма 10. График вложения первоначальных инвестиций в проект, тыс. руб. |
56 |
Диаграмма 11. Чистая прибыль (убыток) по проекту, 2023 – 10 мес. 2028 гг., тыс. руб. |
58 |
Диаграмма 12. Чистая прибыль (убыток)/EBITDA, 2023 – 10 мес. 2028 гг., тыс. руб. |
59 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Денежные средства на конец периода, тыс. руб. |
61 |
Рисунок 2. Денежные потоки по проекту накопленным итогом, тыс. руб. |
68 |
Рисунок 3. Денежные потоки для инвестора накопленным итогом, тыс. руб. |
69 |
Рисунок 4. Расчет точки безубыточности графическим методом, тыс. руб. |
81 |
Таблица 1. Основа меню создаваемого ресторана итальянской кухни |
10 |
Таблица 2. Группы целевой аудитории проекта |
21 |
Таблица 3. Портрет целевой аудитории проекта |
22 |
Таблица 4. Карта эмпатии для посетителей ресторана итальянской кухни |
23 |
Таблица 5. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов, г. Москва, 2022 г. |
24 |
Таблица 6. Расчет потенциальной целевой аудитории проекта |
24 |
Таблица 7. Расчет потенциального количества посещений ресторана в месяц |
25 |
Таблица 8. Расчет потенциального объема рынка проекта в месяц |
25 |
Таблица 9. Профиль конкурентного проекта ресторан «***» |
26 |
Таблица 10. Профиль конкурентного проекта гриль-бар «***» |
27 |
Таблица 11. Профиль конкурентного проекта ресторан «***» |
27 |
Таблица 12. Профиль конкурентного проекта ресторан «***» |
27 |
Таблица 13. Сводная таблица сравнения основных конкурентных проектов |
28 |
Таблица 14. Рекомендуемая структура сайта |
30 |
Таблица 15. Стратегии использования социальных сетей |
33 |
Таблица 16. Элементы программы лояльности |
35 |
Таблица 17. Планировка помещения ресторана |
38 |
Таблица 18. Оборудование |
39 |
Таблица 19. Штат персонала |
40 |
Таблица 20. Описание базовых допущений, принятых по проекту |
41 |
Таблица 21. Числовые значения базовых допущений |
42 |
Таблица 22. Сезонность продаж |
44 |
Таблица 23. Рост цен с учетом инфляции |
44 |
Таблица 24. Объемы реализации по проекту |
46 |
Таблица 25. Выручка от реализации услуг, тыс. руб. |
46 |
Таблица 26. Фонд оплаты труда и налоговые отчисления на фонд оплаты труда |
49 |
Таблица 27. Затраты по проекту, тыс. руб. |
50 |
Таблица 28. Налоговые отчисления по проекту, тыс. руб. |
52 |
Таблица 29. Нормативы по оборачиваемости |
53 |
Таблица 30. Расчет собственного оборотного капитала по проекту, тыс. руб. |
54 |
Таблица 31. Перечень первоначальных инвестиций в бизнес |
54 |
Таблица 32. График капитальных вложений в проект, тыс. руб. |
55 |
Таблица 33. Амортизационные отчисления в проект, тыс. руб. |
56 |
Таблица 34. Отчет о прибылях и убытках, 2023 – 10 мес. 2028 гг., тыс. руб. |
57 |
Таблица 35. Отчет о движении денежных средств, 2023 – 10 мес. 2028 гг., тыс. руб. |
60 |
Таблица 36. Баланс предприятия, тыс. руб. |
62 |
Таблица 37. Расчет ставки дисконтирования методом WACC |
63 |
Таблица 38. Расчет основных финансовых показателей по проекту |
67 |
Таблица 39. Предполагаемая доля инвестора в проекте |
68 |
Таблица 40. Показатели экономической эффективности для инвестора |
68 |
Таблица 41. Расчет точки безубыточности, тыс. руб. |
80 |
В исследовании ГидМаркет представлена структура сегмента ресторанов, включая рестораны быстрого питания, с точки зрения разделения заказов по видам: доставка и заказ в зале заведения.
По данным исследования ГидМаркет темпы роста рынка строительства жилой недвижимости в Москве и Московской области в 2019-2023 гг. в целом можно оценить как положительные, за исключением 2023 г., когда наблюдалось снижение темпов прироста ввода объектов жилищного строительства на фоне высоких показателей 2021-2022 гг. Максимальный объем ввода жилой недвижимости отмечался в 2022 г., показатель составил 20 893,6 тыс. кв. м с приростом к 2021 г. на 22,7%. Объем ввода жилой недвижимости в 2023 г. составил 19 828,2 тыс. кв. м, объем снизился к показателям 2022 г. на 5,1%, при этом снижение отмечалось и в Москве, и в Московской области. Среднегодовой темп прироста объема ввода жилой недвижимости в Москве и Московской области в исследуемом периоде, несмотря на такую динамику, составил 10,4%.