Объектом исследования является товары, подлежащие обязательной и добровольной маркировке в системе «Честный знак».
Задачи исследования:
Определение объема рынка.
Товарный анализ.
Анализ факторов, влияющих на развитие рынка.
Построение прогнозов развития рынка.
География исследования: Россия, мир (обзор).
Хронология исследования:
ретроспектива — 2017-2023 гг.;
прогноз — 2024-2025 гг.
Содержание исследования
Отчет об исследовании состоит из четырех глав.
В первой главе обозначена проблематика индустрии и обоснована необходимость внедрения системы «Честный знак» в товарооборот потребительских изделий.
Вторая глава посвящена текущей оценке ситуации в отрасли обязательной маркировки: представлены статистические сведения о численности участников процесса по нанесению обязательной маркировки.
Третий и наиболее емкий раздел настоящего исследования посвящен анализу товарооборота фокусных групп продукции в пересчете на штучный эквивалент для целесообразности оценки числа итераций по кодированию. Также дана структура отрасли в разрезе каждой товарной группы. А также сформированы текущие показатели развития спроса на каждую из представленных в системе «Честный знак» продуктовую категорию продукции, подлежащей обязательной маркировке в текущем периоде (17 товарных групп).
В заключение исследования в четвертом разделе сформулированы перспективы развития отрасли по нанесению обязательной маркировки продукции.
О проекте
1. Проблематика отрасли
1.1. Законодательные аспекты обязательной маркировки товаров
1.2. Перечень продукции, подлежащей обязательной маркировке
1.3. Пилотные проекты, предлагаемые к обязательной маркировке
1.4. Опыт в мировой практике
2. Количественные показатели отрасли обязательной маркировки товаров
2.1. Количество компаний, зарегистрированных в системе «Честный знак» в разрезе видов продукции
2.2. Количество кодов маркировки, выпущенных в системе «Честный знак» в разрезе видов продукции
3. Обзор рынка товаров, подлежащих обязательной маркировке
3.1. Объем и динамика рынка товаров, подлежащих обязательной маркировке в 2019-2023 гг.
3.2. Структура рынка продукции, подлежащей обязательной маркировке, в 2017-2023 гг.
3.2.1. Молоко и молочная продукция
3.2.2. Табачная продукция
3.2.3. Лекарственные препараты
3.2.4. Обувь
3.2.5. Одежда и белье
3.2.6. Меховые изделия
3.2.7. Фототехника
3.2.8. Упакованная вода
3.2.9. Парфюмерия
3.2.10. Шины и покрышки
3.2.11. Велосипеды
3.2.12. Кресла-коляски
3.2.13. Медицинские изделия
3.2.14. Биологически активные добавки к пище
3.2.15. Антисептики
3.2.16. Пиво и слабоалкогольная продукция
3.2.17. Безалкогольные напитки
3.2.18. Икра лососевых и осетровых рыб
4. Перспективы развития
Рисунок 1. Количество компаний, зарегистрированных в системе «Честный знак» по видам продукции по состоянию на 19 апреля 2024 года, тыс. ед. (в сравнении с 31 июля 2021 года)**.........................................................................................48 Рисунок 2. Количество кодов маркировки в формате Data Matrix, выпущенных по различным видам продукции в общей сложности по состоянию на 31 июля 2021 года, млн ед.................................................................................................................50
Рисунок 3. Оценка количества итераций по обязательной маркировке продукции, 2019-2023 гг., млн шт., %...................................................................................54
Рисунок 4. Оценка структуры выданных кодов обязательной маркировки в разрезе товарных групп в 2023 году, % (шт.).................................................................55
Рисунок 5. Оценка структуры выданных за все время кодов обязательной маркировки в разрезе товарных групп в 2019-2023 гг., % (шт.).....................56
Рисунок 6. Объем и динамика потребления фокусной молочной продукции, подлежащей обязательной маркировке, в России в 2017-2023 гг., тыс. тонн, % 58
Рисунок 7. Видовая структура российского производства молочной продукции в 2023 году, % (тонн).....................................................................................................59
Рисунок 8. Объем и динамика потребления табачной продукции* в России в 2017- 2023 гг., млрд упаковок, %................................................................................61
Рисунок 9. Видовая структура российского производства табачной продукции в 2023 году, % (условные упаковки)............................................................................62
Рисунок 10. Объем и динамика потребления лекарственных препаратов в России в 2017-2023 гг., млрд упаковок, %.......................................................................63
Рисунок 11. Объем и динамика потребления обуви в России в 2017-2023* гг., млн пар, %.........................................................................................................................65
Рисунок 12. Видовая структура российского производства обуви в 2023 году, % (пар) ............................................................................................................................66
Рисунок 13. Объем и динамика потребления одежды и белья в России в 2017- 2023 гг., млн шт. комплектов.............................................................................68
Рисунок 14. Объем и динамика потребления шуб и меховых изделий в России в 2017-2023 гг., тыс. шт., %..................................................................................70
Рисунок 15. Видовая структура российского рынка меховых изделий в 2023 году, % (шт.).....................................................................................................................71
Рисунок 16. Объем и динамика потребления фототехники в России в 2017-2023 гг., тыс. ед., %..........................................................................................................72
Рисунок 17. Объем и динамика потребления упакованной воды в России в 2017-2023 гг., тыс. тонн, %..................................................................................................74
Рисунок 18. Объем и динамика потребления духов и туалетной воды в России в 2017-2023 гг., млн уп., %...................................................................................75
Рисунок 19. Видовая структура российского производства парфюмерии в 2023 году, % (флаконы)......................................................................................................76
Рисунок 20. Объем и динамика потребления шин и автомобильных покрышек в России в 2017-2023 гг., млн штук, %................................................................77
Рисунок 21. Структура потребления шин в России в разрезе зарубежной и отечественной продукции в 2017-2023 гг., % (тонн).......................................78
Рисунок 22. Видовая структура российского производства автомобильных шин и покрышек в 2023 году, % (штуки).....................................................................79
Рисунок 23. Объем и динамика потребления велосипедов в России в 2017-2023 гг., тыс. шт., %..........................................................................................................81
Рисунок 24. Объем и динамика потребления кресел-колясок в России в 2017-2023 гг., тыс. шт., %..........................................................................................................82
Рисунок 25. Объем и динамика потребления БАД в России в 2017-2023 гг., млн уп., % ............................................................................................................................86
Рисунок 26. Объем и динамика рынка антисептиков в России в 2021-2023 гг., тыс. тонн, %...............................................................................................................88
Рисунок 27. Объем и динамика потребления пива и слабоалкогольной продукции в России в 2017-2023 гг., тыс. тонн, %................................................................89
Таблица 1. Штрафные санкции за нарушение законодательства в области обязательной маркировки товаров 12
Таблица 2. Перечень промышленной и пищевой продукции, подлежащей обязательной маркировке (ОМ) 15
Таблица 3. Перечень групп продуктов, подлежащих маркировке в качестве эксперимента 38
Таблица 4. Сведения об обязательной маркировке в странах ЕАЭС 43
Таблица 5. Сводные данные по маркировке молочной продукции 57
Таблица 6. Сводные данные по маркировке табачной продукции 60
Таблица 7. Сводные данные по маркировке лекарственных препаратов 62
Таблица 8. Сводные данные по маркировке обуви 64
Таблица 9. Сводные данные по маркировке одежды и белья 66
Таблица 10. Сводные данные по маркировке шуб и меховых изделий 68
Таблица 11. Сводные данные по маркировке фототехники 71
Таблица 12. Сводные данные по маркировке упакованной воды 73
Таблица 13. Сводные данные по маркировке парфюмерной продукции 74
Таблица 14. Сводные данные по маркировке шин и покрышек 76
Таблица 15. Сводные данные по маркировке велосипедов 79
Таблица 16. Сводные данные по маркировке кресел-колясок 81
Таблица 17. Сводные данные по маркировке медицинских изделий 83
Таблица 18. Сводные данные по маркировке БАД 85
Таблица 19. Сводные данные по маркировке антисептиков 86
Таблица 20. Сводные данные по маркировке пивной и слабоалкогольной продукции 88
Таблица 21. Сводные данные по маркировке безалкогольных напитков 90
Таблица 22. Сводные данные по маркировке икры лососевых и осетровых рыб 91
За последние четыре года рынок доставки суши и роллов в России стремительно развивался, увеличившись с 56,2 млрд рублей в 2019 году до 225,7 млрд рублей в 2023 году.
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок туалетной бумаги: итоги 2023 г., прогноз до 2027 г.», выяснилось, что объем производства туалетной бумаги в России в рулонах в 2023 г. увеличился на 0,02% по отношению к аналогичному показателю 2022 г. и составил 6 954,4 млн. рулонов. Производство туалетной бумаги в основном сосредоточено в Центральном федеральном округе, на который в 2023 г. пришлось около 42,97% в общей структуре выпуска туалетной бумаги. Далее идут ПФО и СЗФО, что составляет - 32,84% и 13,35% соответственно.
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок бизнес-авиации: итоги 2023 г., прогноз до 2027 г.», выяснилось, что по итогам 2023 г. объем российского рынка бизнес-авиации по совокупной выручке ведущих участников – эксплуатантов бизнес-джетов и авиаброкеров – составил чуть более 100 млрд. руб. Таким образом, объем российского рынка бизнес-авиации в 2023 г. увеличился на 27,6% по отношению к аналогичному показателю годом ранее. Для сравнения с ситуацией 2018 г. в 2023 г. показатель вырос в три раза. Причем, в структуре объема российского рынка бизнес-авиации по совокупной выручке основных участников доля компаний-эксплуатантов составляет 95,1%, а авиаброкеров – всего 4,9%.