Рынок таксомоторных перевозок в Казахстане активно развивается. Его росту способствует появление в стране различных агрегаторов такси. За последние несколько лет свою работу на казахстанском рынке начали такие агрегаторы, как «Яндекс.Такси», «Uber», «Indriver» и другие. Их приход позволил потребителям заказывать автомобиль удобным для себя способом, выбирать для себя наиболее выгодные тарифы, а водителям оптимизировать маршруты перевозок, минимизировать холостые пробеги и простои.
За 2014-2018 гг численность поездок на такси в Казахстане выросла почти на 50%: с 415,2 млн поездок до 619,7 млн поездок. Наибольший рост показателя был отмечен в 2017 и 2018 гг и составил 19,4 и 27,7%. Помимо распространения таксомоторных агрегаторов, положительное влияние на рынок оказали популяризация мобильных приложений, появление и развитие дополнительных услуг у перевозчиков.
Одна из характерных тенденций, свойственных растущему рынку такси в Казахстане – рост числа заказов через мобильные приложения. Пользователей привлекают не только простота и скорость создания заказа, но и такие полезные функции, как отслеживание местоположения водителя, возможность с ним связаться напрямую, безналичная оплата, наличие скидок и акций, программы лояльности, выбор машины и многое другое.
По оценкам BusinesStat, рынок такси в Казахстане продолжит развиваться активными темпами. В 2019-2023 гг динамика роста численности поездок составит в среднем 6,7% относительно предыдущих лет. К 2023 г численность поездок на такси увеличится до 856 млн чел, что превысит уровень 2018 г на 38,1%.
Ежегодно BusinesStat выпускает серию обзоров рынка пассажирского транспорта в Казахстане:
«Анализ рынка услуг такси в Казахстане в 2014-2018 гг, прогноз на 2019-2023 гг» включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:
Источниками информации для обзора являются профильные госорганы и научно-исследовательские организации:
СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА
ИНФРАСТРУКТУРА ОТРАСЛИ
Автомобильные дороги
Автопарк
Таксопарки
ЧИСЛЕННОСТЬ ПОЕЗДОК ТАКСИ
ПАССАЖИРООБОРОТ ТАКСИ
СТОИМОСТНЫЙ ОБЪЕМ РЫНКА ТАКСИ
СРЕДНЯЯ ЦЕНА ПОЕЗДКИ ТАКСИ
ПОКАЗАТЕЛИ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ
Предприятия
Персонал
Финансы
Инвестиции
Таблица 1. Численность населения Казахстана, 2014-2018 гг (млн чел)
Таблица 2. Прогноз численности населения Казахстана, 2019-2023 гг (млн чел)
Таблица 3. Номинальный ВВП Казахстана, 2014-2018 гг (млрд долл США)
Таблица 4. Прогноз номинального ВВП Казахстана, 2019-2023 гг (млрд долл США)
Таблица 5. Реальный ВВП Казахстана, 2014-2018 гг (%)
Таблица 6. Прогноз реального ВВП Казахстана, 2019-2023 гг (%)
Таблица 7. Паритет покупательной способности, Казахстан, 2014-2018 гг (единиц национальной валюты за доллары США)
Таблица 8. Прогноз паритета покупательной способности, Казахстан, 2019-2023 гг (единиц национальной валюты за долл США)
Таблица 9. Номинальный ВВП из расчета ППС, Казахстан, 2014-2018 гг (млрд долл США)
Таблица 10. Прогноз номинального ВВП из расчета ППС, Казахстан, 2019-2023 гг (млрд долл США)
Таблица 11. Номинальный ВВП на душу населения из расчета ППС, Казахстан, 2014-2018 гг (тыс долл США на чел в год)
Таблица 12. Прогноз номинального ВВП на душу населения из расчета ППС, Казахстан, 2019-2023 гг (тыс долл США на чел в год)
Таблица 13. Инфляция в средних потребительских ценах, Казахстан, 2014-2018 гг (% к предыдущему году)
Таблица 14. Прогноз инфляции в средних потребительских ценах, Казахстан, 2019-2023 гг (% к предыдущему году)
Таблица 15. Протяжённость автомобильных дорог общего пользования, Казахстан, 2014-2018 гг (тыс км; %)
Таблица 16. Протяжённость автомобильных дорог общего пользования по видам, Казахстан, 2014-2018 гг (км)
Таблица 17. Протяжённость автомобильных дорог общего пользования, по регионам Казахстана, 2014-2018 гг (км)
Таблица 18. Общая численность легковых автомобилей, Казахстан, 2014-2018 гг (тыс ед; %)
Таблица 19. Общая численность легковых автомобилей по регионам, Казахстан, 2014-2018 гг (тыс ед; %)
Таблица 20. Общая численность легковых автомобилей по видам, Казахстан, 2014-2018 гг (тыс ед)
Таблица 21. Численность частных легковых автомобилей по регионам, Казахстан, 2014-2018 гг (тыс ед)
Таблица 22. Численность прочих легковых автомобилей по регионам, Казахстан, 2014-2018 гг (тыс ед)
Таблица 23. Численность легковых автомобилей таксопарков, Казахстан, 2014-2018 гг (ед; %)
Таблица 24. Численность таксопарков, Казахстан, 2014-2018 гг (ед; %)
Таблица 25. Численность поездок такси, Казахстан, 2014-2018 гг (млн поездок; %)
Таблица 26. Численность поездок такси, по регионам Казахстана, 2018 г (млн поездок; %)
Таблица 27. Прогноз численности поездок такси, Казахстан, 2019-2023 гг (млн поездок; %)
Таблица 28. Средняя дальность поездок такси, Казахстан, 2014-2018 гг (км; %)
Таблица 29. Прогноз средней дальности поездок такси, Казахстан, 2019-2023 гг (км; %)
Таблица 30. Пассажирооборот такси, Казахстан, 2014-2018 гг (млн пассажиро-км; %)
Таблица 31. Пассажирооборот такси, по регионам Казахстана, 2018 г (млн пассажиро-км)
Таблица 32. Прогноз пассажирооборота такси, Казахстан, 2019-2023 гг (млн пассажиро-км; %)
Таблица 33. Стоимостный объем рынка такси, Казахстан, 2014-2018 гг (млн долл; %)
Таблица 34. Стоимостный объем рынка такси, Казахстан, 2014-2018 гг (млн тенге; %)
Таблица 35. Прогноз стоимостного объема рынка такси, Казахстан, 2019-2023 гг (млн долл; %)
Таблица 36. Прогноз стоимостного объема рынка такси, Казахстан, 2019-2023 гг (млн тенге; %)
Таблица 37. Средняя цена такси, Казахстан, 2014-2018 гг (долл за поездку; %)
Таблица 38. Средняя цена такси, Казахстан, 2014-2018 гг (тенге за поездку; %)
Таблица 39. Прогноз средней цены такси, Казахстан, 2019-2023 гг (долл за поездку; %)
Таблица 40. Прогноз средней цены такси, Казахстан, 2019-2023 гг (тенге за поездку; %)
Таблица 41. Численность предприятий отрасли, Казахстан, 2014-2018 гг (ед; %)
Таблица 42. Численность предприятий отрасли по формам собственности, Казахстан, 2014-2018 гг (ед)
Таблица 43. Трудовые ресурсы предприятий отрасли, Казахстан, 2014-2018 гг (тыс чел; %)
Таблица 44. Средняя заработная плата сотрудников отрасли, Казахстан, 2014-2018 гг (долл в мес; %)
Таблица 45. Доход от реализации продукции и оказания услуг по отрасли, Казахстан, 2018 г (млн долл)
Таблица 46. Прибыль (убыток) до налогообложения по отрасли, Казахстан, 2018 г (млн долл)
Таблица 47. Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг по отрасли, Казахстан, 2018 г (млн долл)
Таблица 48. Непроизводственные расходы по отрасли, Казахстан, 2018 г (млн долл)
Таблица 49. Рентабельность (убыточность) по отрасли, Казахстан, 2018 г (%)
Таблица 50. Инвестиции в основной капитал по отрасли, Казахстан, 2014-2018 гг (млн долл; %)
По данным «Анализа рынка денатурированного этилового спирта в Казахстане», подготовленного BusinesStat в 2020 г, его продажи в Казахстане в 2015-2019 гг снизились на 50%: с 679 до 339 тыс л. Существенные темпы сокращения продаж в 2016-2017 гг (на 29,4-18,2%) наблюдались в сравнении с высокой базой 2015 г, когда объемы реализации достигли максимального уровня за последние 10 лет. В 2018 и 2019 гг продажи денатурированного этилового спирта в стране снижались на 7,8% и 6,3% относительно прошлых лет соответственно в связи с сокращением спроса со стороны ключевых потребляющих отраслей.
По данным «Анализа рынка железнодорожных грузовых перевозок в Казахстане», подготовленного BusinesStat в 2020 г, в 2019 г грузооборот железнодорожного транспорта Казахстана составил 289 млн тонно-км, превысив значение 2015 г на 23%. Основной причиной роста показателя стало увеличение объема перевезенных грузов.
Функционирование сервисов по заказу такси трансформировало способ распределения вызовов, увеличив при этом их эффективность, так как все водители получили доступ ко всему списку вызовов. Кроме того, были оптимизированы расходы на услуги диспетчеров, снизилось время простоя, что также положительно повлияло на стоимость услуг такси.