Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
***
Идея проекта: создание сети круглогодичных ярмарок во всех регионах Российской Федерации в городах с населением более 100 тыс. чел.
Цель проекта: ярмарки обеспечат поддержку малому и среднему бизнесу, местным производителям, предоставив им доступный и популярный канал сбыта продукции, дадут дополнительный стимул развитию народных промыслов, позволят выйти на рынок небольшим производителям и крестьянско-фермерским хозяйствам, которые по объективным причинам не могут вывести свою продукцию на прилавки торговых сетей.
Рыночная ситуация:
1. В РФ в структуре по типам ярмарок преобладают «Универсальные ярмарки (без ярмарок выходного дня)» и составляют ***% (*** ед.), на «Специализированные по продаже в основном продовольственных товаров» приходится ***% (*** ед.). В среднем на одну ярмарку приходится *** торговых мест. Наибольшая концентрация *** торговых мест на «Универсальных выходного дня (праздничная)» ярмарках, на «Универсальные (без ярмарок выходного дня)» в среднем приходится *** мест.
2. Наибольшее количество ярмарок проводится в ЦФО (***%), ПФО (***%) и ЮФО (***%). Наименьшее количество ярмарок в ДФО (***%) и СКФО (***%). По количеству торговых мест также лидируют ЦФО (***%), ПФО (***%) и ЮФО (***%). Наименьшее число торговых мест наблюдается в УФО (***%) и ДФО (***%).
3. На 01.01.2019 г. на территории РФ действует *** универсальных рынков на *** торговых мест. Наибольшее количество универсальных рынков ***% (*** ед.) действует на территории ПФО и ***% (*** ед.) на территории ЦФО. Наименьшее количество универсальных рынков действует в УФО – ***% (*** ед.), ДФО – ***% (*** ед.) и СЗФО – ***% (*** ед.).
4. До 2029 г. количество ярмарок будет возрастать, так в 2029 г. будет организовано *** ярмарок, что на ***% больше в сравнении с 2019 г. Количество торговых мест на ярмарках будет иметь тенденцию к снижению и в 2029 году составит *** ед., что на ***% ниже в сравнении с 2019 г.
Целевая аудитория проекта: исходя из особенностей, инфраструктуры и позиционирования проекта, ядром целевой аудитории являются социально активные женщины и мужчины со средним специальным и высшим образованием от 30 до 55 лет, которые имеют детей до 18 лет и со средним и выше среднего уровнем дохода.
Конкурентное окружение: основными конкурентными форматами для проекта являются ярмарки типа «Универсальная (без ярмарок выходного дня)» и «Универсальные рынки». По количеству объектов на долю ярмарок «Универсальная (без ярмарок выходного дня)» приходится ***% рынка, а на «Универсальные рынки» – ***%. По количеству торговых мест на ярмарки «Универсальная (без ярмарок выходного дня)» приходится ***% рынка, а на «Универсальные рынки» – ***%.
Финансовые показатели проекта:
Показатели для компании |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
*** |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
IRR (годовая) |
% |
20% |
Индекс рентабельности (PI) |
раз |
0,05 |
Срок окупаемости |
мес. |
78 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Анализ современного состояния рынка розничной торговли
Согласно данным «ЕМИСС: Государственная статистика», в I квартале 2019 года на территории РФ действовало *** ярмарки на *** мест. В сравнении с 2018 г. количество ярмарок сократилось на *** ед. и на *** мест. В сравнении с 2015 годом количество ярмарок возросло на *** ед. (+***%), а количество мест при этом сократилось на *** ед. (-***%).
Диаграмма 1. Количество ярмарок, Россия, I квартал 2015-2019 гг., ед.
***
Диаграмма 2. Число торговых мест на ярмарках, Россия, I квартал 2015-2019 гг., ед.
***
В структуре по типам ярмарок преобладают «Универсальные ярмарки (без ярмарок выходного дня)» и составляют ***% (*** ед.), на «Специализированные по продаже в основном продовольственных товаров» приходится ***% (*** ед.)
Диаграмма 3. Структура ярмарок по типам, Россия, I квартал 2019 г., %
***
В структуре по типам ярмарок наибольшее количество мест ***% (*** ед.) приходится на «Универсальные (без ярмарок выходного дня), а ***% (*** ед.) приходится на «Универсальные выходного дня (праздничные)».
Диаграмма 4. Структура числа торговых мест на ярмарках по типам, Россия, I квартал 2019 г., %
***
На основе приведенных выше данных, в таблице ниже рассчитаем среднее число торговых мест на одну ярмарку, в зависимости от типа.
Таблица 1. Среднее число торговых мест на одну ярмарку, в зависимости от типа, I квартал 2019 г.
***
Таким образом, в среднем на одну ярмарку приходится ** торговых мест. Наибольшая концентрация *** торговых мест на «Универсальных выходного дня (праздничная)» ярмарках, на «Универсальные (без ярмарок выходного дня)» в среднем приходится *** мест.
Для определения основных потребительских групп и их территориального расположения проанализируем количество ярмарок, число торговых мест и среднее число торговых мест на одну ярмарку, в зависимости от типа по федеральным округам.
Наибольшее количество ярмарок проводится в ЦФО (***%), ПФО (***%) и ЮФО (***%). Наименьшее количество ярмарок в ДФО (***%) и СКФО (***%). По количеству торговых мест также лидируют ЦФО (***%), ПФО (***%) и ЮФО (***%). Наименьшее число торговых мест наблюдается в УФО (***%) и ДФО (***%).
Диаграмма 5. Количество ярмарок по федеральным округам, Россия, %
***
Диаграмма 6. Число торговых мест на ярмарках по федеральным округам, Россия, %
***
Практически по всем федеральным округам наибольшее количество ярмарок и торговых мест приходится на ярмарки «Универсальная (без ярмарок выходного дня». Исключение составляет УФО в котором наибольше проводится ярмарок «Универсальная выходного дня (праздничные)». Данное распределение свидетельствует о том, что наиболее популярным форматом ярмарок являются «Универсальная (без ярмарок выходного дня)». Данный формат соответствует формату проекта.
Наибольшее в среднем число торговых мест на ярмарках «Универсальная (без ярмарок выходного дня)» приходится на СКФО (*** ед.), ЦФО (*** ед.) и ЮФО (*** ед.), а наименьшее – на СЗФО (*** ед.) и ДФО (*** ед.).
Диаграмма 7. Среднее число торговых мест на одну ярмарку «Универсальная (без ярмарок выходного дня» по федеральным округам, Россия, ед.
***
Таблица 2. Основные показатели ярмарок по федеральным округам, Россия, I квартал 2019 г.
***
Также в конкурентное окружение проекта входят универсальные рынки. Согласно данным «ЕМИСС: Государственная статистика», на 01.01.2019 г. на территории РФ действует *** универсальных рынков на *** торговых мест. На диаграммах ниже представим распределение количества универсальных рынков и торговых мест по федеральным округам.
Диаграмма 8. Количество универсальных рынков по федеральным округам, Россия
***
Наибольшее количество универсальных рынков ***% (*** ед.) действует на территории ПФО и ***% (*** ед.) на территории ЦФО. Наименьшее количество универсальных рынков действует в УФО – ***% (*** ед.), ДФО – ***% (*** ед.) и СЗФО – ***% (*** ед.).
Диаграмма 9. Количество торговых мест на универсальных рынках по федеральным округам, Россия
***
Наибольшее количество торговых мест ***% (*** ед.) в СКФО и ***% (*** ед.) в ЮФО. Наименьшее количество торговых мест на универсальных рынках в ДФО – ***% (*** ед.) и в СФО – ***% (*** ед.).
Таким образом, основными конкурентными форматами для проекта являются ярмарки типа «Универсальная (без ярмарок выходного дня)» и «Универсальные рынки». По количеству объектов на долю ярмарок «Универсальная (без ярмарок выходного дня)» приходится ***% рынка, а на «Универсальные рынки» – ***%. По количеству торговых мест на ярмарки «Универсальная (без ярмарок выходного дня)» приходится ***% рынка, а на «Универсальные рынки» – ***%.
Диаграмма 10. Доли конкурентных проектов по количеству объектов, Россия, %
****
Диаграмма 11. Доли конкурентных проектов по количеству торговых мест, Россия, %
***
Исходя из особенностей организации деятельности проекта косвенными конкурентами проекта выступают ТРЦ, в том числе аулеты и тематические парки развлечений. Представим краткий анализ данных объектов.
На рынке торговой недвижимости 2019 года ожидается рост строительной активности. Согласно отчету Marketbeat Cushman & Wakefield, новое строительство на рынке торговой недвижимости России в 2019 году составит *** тыс. кв. м, что на ***% превысит показатель 2018 года. В 2018 году строительство торговой недвижимости составило *** тыс. кв. м. В 4-м квартале 2018 года было запущено ***торговых объектов общей арендуемой площадью *** тыс. кв. м, что составило почти половину от годового ввода.
Увеличение ввода новых торговых площадей ожидается, главным образом, за счет открытия крупномасштабных проектов – ТЦ «Саларис» (GLA – 105 тыс. кв. м) и торговой части парка развлечений «Остров Мечты» (GLA – 70 тыс. кв. м).
На регионы придется менее половины заявленного ввода новых площадей в 2019 году. Будут вводиться средние и малые торговые центры (менее *** тыс. кв. м). Значительный объем площадей заявлен к вводу в Москве и Московской области за счет ввода крупных объектов. В других крупных и малых городах строительная активность распределяется почти равномерно – ***% площадей, заявленных к вводу, располагается в городах с населением менее *** тыс. человек.
Также в 2019 году будет продолжаться реконцепция торговых центров, в которых усиливается развлекательная составляющая. Наиболее популярным форматом среди новых арендаторов, как в ТРЦ, так и в стрит-ритейле, остается профиль ресторанов и кафе. Особенно стремительно развиваются гастромаркеты и фудхоллы. Драйверами среди концепций общепита выступают представители fast food и fast casual.
Одной из тенденций на ближайшие 2-3 года станет развитие формата аутлетов.
Состоянием на 01.06.2019 г. в России действует *** аутлетов – *** в Московском регионе, по одному – в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. На 2019 год запланирован ввод порядка *** тыс. кв. м в подобном формате, что на ***% выше, чем было введено в 2018 году и станет рекордным показателем по вводу подобных проектов. К запланированным к вводу объектам относятся Novaya Riga Outlet Village (GLA – 25 280 кв. м), «соседний» The Outlet (также на Новой Риге, GLA – 25 000 кв. м), Fashion House Outlet Centre (GLA – 20 260 кв. м). На 2019 год запланирован также ввод 2-ой очереди дисконт-центра «Орджоникидзе,11» (GLA – 14 000 кв. м).
В 2018 году было введено *** тыс. кв. м новых площадей в аутлетах: XL Family Outlet в Московской области (бывший XL III, GLA – 39 800 кв. м) – перепозиционирование объекта из классического формата, в Санкт-Петербурге 2-я очередь Outlet Village Pulkovo (GLA – 6 700 кв. м). Также в 2018 году состоялось открытие первого профессионального аутлета за пределами двух столиц – аутлет-центр Brand Stories в Екатеринбурге (GLA – 10 344 кв. м).
На российском рынке сегодня насчитывается около *** открытых парков развлечений. Среди лидеров, такие парки как «Сочи Парк», «Диво Остров», парки Перми, Тюмени, Казани и другие. Доход открытых парков совокупно в 2017 году составил около *** млрд. руб., с 2018 г. ожидается рост дохода парков. Открытые парки, по-прежнему, являются самыми посещаемыми объектами культуры и спорта. За последние 2,5 года спрос на активный отдых вырос на ***%, доля семейного потребления составляет ***%. Средний объем годовой выручки типового парка аттракционов (примерно 2-3 га, с 10 детскими и 5-8 семейно-молодежными аттракционами) в расчете на 1 га земельного участка составляет *** млн. руб.
Крупных крытых парков развлечений на российском рынке насчитывается около ***, остальные – это микро-бизнес: игровые комнаты, отдельные аттракционы, которые довольно сложно подсчитать. Рынок крытых развлечений оценивается в *** млрд. руб. Крытые парки/развлекательные центры, как правило, расположены в торгово-развлекательных комплексах. Среди лидеров, такие как Парк аттракционов Сити-парка «Град» (Воронеж), сеть парков развлечений «Чайлэнд», сеть развлекательных комплексов «Happylon», сеть семейных парков приключений «Zамания», крытый парк развлечений «FUN24» (Казань), города профессий – «Кидзания», «КидБург», «Мастерславль» и другие.
Эксперты прогнозируют развитие семейных форматов развлечений и принципа комплексности предлагаемых услуг. К 2020 году прогнозируется, что место «якорей» в ТЦ займут не универмаги, продуктовые гипермаркеты и магазины бытовой техники, а операторы развлечений. Холдинговая компания «Остров Мечты», ссылаясь на совместное исследование с компанией Colliers International, оценивает увеличение посещаемости ритейла почти в 3 раза за счет создания тематического парка.
Целевая аудитория проекта
Исходя из особенностей, инфраструктуры и позиционирования проекта, ядром целевой аудитории являются социально активные женщины и мужчины со средним специальным и высшим образованием от 30 до 55 лет, которые имеют детей до 18 лет и со средним и выше среднего уровнем дохода.
Диаграмма 12. Демографические характеристики клиента проекта, %
***
Таблица 3. Портрет клиента проекта
****
Диаграмма 13. Потребительские мотивы клиента проекта
***
Среднестатистический потребитель готов тратить в среднем до *** минут на дорогу до торгово-развлекательного комплекса. Наибольший поток посетителей наблюдается из первичной зоны транспортной доступности (5 минут) – ***% посетителей и из вторичной (10 минут) – ***%. Как правило первичная и вторичная зона охвата представляет собой жилые массивы с активной квартальной жилой застройкой, что обеспечивает устойчивый спрос не только на торговые площади, но и спрос на пользование перехватывающим паркингом в течение рабочей недели.
В качестве арендаторов выступают коммерческие арендаторы торговых площадей. Потенциального арендатора интересуют основные социально-экономические характеристики жителей района расположения объекта, городская и локальная конкурентная среда, прогнозируемый трафик покупателей и т. д. Главными требованиями является наличие удобных подъездных путей, парковки, складских помещений.
Типичный «якорь» для российского ритейла – это сетевой продовольственный супермаркет. Данные «Castle Development» свидетельствуют, что супермаркеты «якорят» в ***% объектов ритейла. В 30% объектов ритейла якорем является детский супермаркет или супермаркет техники для дома и офиса. Фуд-корты также относят к якорным арендаторам. Фуд-корты работают практически в ***% объектах ритейла. Обычно это *** ресторанов быстрого питания. Также на различных уровнях (зонах) могут располагаться несколько отдельно стоящих небольших кафе.
Функции мини-якорей практически везде выполняют магазины известных брендов, крупные торговые точки непродовольственных сетевых операторов. В условиях обострения конкуренции на рынке концептуальной доминантой все чаще выступают развлечения (особенно это касается периферийных объектов). Наибольшую часть арендаторов в отечественных объектах ритейла составляют магазины одежды и обуви – около **% по данным «Castle Development». Доля торговых точек остальных товарных категорий находится в пределах **%. Наиболее востребованы среди таких арендаторов модули площадью в *** кв. м.
Прогноз состояния рынка
Учитывая основные тенденции и факторы развития, на диаграммах ниже представим прогноз количества ярмарок и числа торговых мест до 2029 г.
Диаграмма 14. Прогноз количества ярмарок, Россия, 2019-2029 гг., ед.
***
Диаграмма 15. Прогноз числа торговых мест на ярмарках, Россия, 2019-2029 гг., ед.
***
Таким образом, до 2029 г. количество ярмарок будет возрастать, так в 2029 г. будет организовано *** ярмарок, что на ***% больше в сравнении с 2019 г. Количество торговых мест на ярмарках будет иметь тенденцию к снижению и в 2029 году составит *** ед., что на ***% ниже в сравнении с 2019 г.
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
8 |
Раздел 1. Краткое описание проекта |
10 |
1.1. Описание проекта |
10 |
Раздел 2. Анализ рынка |
12 |
2.1. Анализ современного состояния рынка розничной торговли |
12 |
2.2. Целевая аудитория проекта |
24 |
2.3. Прогноз состояния рынка |
27 |
РАЗДЕЛ 3. Конкурентное окружение |
29 |
3.1. Сравнительный анализ основных характеристик аналогичных и конкурирующих (замещающих) ярмарок |
29 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
41 |
Раздел 5. Организационный план |
50 |
5.1. Основные характеристики ярмарочных комплексов |
50 |
5.2. Основные существующие (потенциальные) поставщики и подрядчики |
53 |
5.3. Требования к размещению ярмарочного комплекса |
60 |
5.4. Затраты на строительство, реконструкцию либо приобретение зданий и сооружений |
63 |
5.5. Характеристика ценообразования продукции (работ, услуг) |
64 |
5.6. Доходы от продаж |
64 |
5.7. Переменные и постоянные затраты |
65 |
5.8. Численность, категории и функции работников организации, оценка возможностей его формирования за счет трудовых ресурсов региона |
67 |
5.9. Система оплаты труда и фонд заработной платы |
69 |
Раздел 6. Финансовый план |
74 |
6.1. Основные исходные данные |
74 |
6.2. Общая стоимость проекта. Календарный план освоения инвестиций |
76 |
6.3. Источники финансирования (собственные, привлеченные средства) |
80 |
6.4. График предоставления, обслуживания и возврата заемных средств |
80 |
6.5. План прибылей и убытков при реализации проекта |
81 |
6.6. Планируемый баланс при реализации проекта |
85 |
6.7. Прогноз потоков денежных средств проекта: доходы и расходы от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности |
86 |
6.8. Объем налоговых платежей в федеральный, региональный и местный бюджеты |
87 |
6.9. Показатели экономической эффективности |
89 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
92 |
7.1. Анализ чувствительности |
92 |
7.2. Определение точки безубыточности |
100 |
7.3. Описание основных видов рисков и способов их минимизации |
102 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
106 |
Диаграмма 1. Количество ярмарок, Россия, I квартал 2015-2019 гг., ед. |
12 |
Диаграмма 2. Число торговых мест на ярмарках, Россия, I квартал 2015-2019 гг., ед. |
13 |
Диаграмма 3. Структура ярмарок по типам, Россия, I квартал 2019 г., % |
13 |
Диаграмма 4. Структура числа торговых мест на ярмарках по типам, Россия, I квартал 2019 г., % |
14 |
Диаграмма 5. Количество ярмарок по федеральным округам, Россия, % |
15 |
Диаграмма 6. Число торговых мест на ярмарках по федеральным округам, Россия, % |
16 |
Диаграмма 7. Среднее число торговых мест на одну ярмарку «Универсальная (без ярмарок выходного дня» по федеральным округам, Россия, ед. |
17 |
Диаграмма 8. Количество универсальных рынков по федеральным округам, Россия |
19 |
Диаграмма 9. Количество торговых мест на универсальных рынках по федеральным округам, Россия |
20 |
Диаграмма 10. Доли конкурентных проектов по количеству объектов, Россия, % |
21 |
Диаграмма 11. Доли конкурентных проектов по количеству торговых мест, Россия, % |
21 |
Диаграмма 12. Демографические характеристики клиента проекта, % |
24 |
Диаграмма 13. Потребительские мотивы клиента проекта |
25 |
Диаграмма 14. Прогноз количества ярмарок, Россия, 2019-2029 гг., ед. |
27 |
Диаграмма 15. Прогноз числа торговых мест на ярмарках, Россия, 2019-2029 гг., ед. |
27 |
Диаграмма 16. Стратегическая конкурентная канва проекта |
38 |
Диаграмма 17. Динамика выручки проекта, тыс. руб. без НДС |
65 |
Таблица 1. Среднее число торговых мест на одну ярмарку, в зависимости от типа, I квартал 2019 г. |
14 |
Таблица 2. Основные показатели ярмарок по федеральным округам, Россия, I квартал 2019 г. |
18 |
Таблица 3. Портрет клиента проекта |
25 |
Таблица 4. Профиль конкурентного проекта круглогодичная универсальная ярмарка |
29 |
Таблица 5. Профиль конкурентного проекта круглогодичная специализированная ярмарка |
31 |
Таблица 6. Профиль конкурентного проекта специализированный торгово-ярмарочный комплекс |
32 |
Таблица 7. Профиль конкурентного проекта универсальный торговый комплекс |
33 |
Таблица 8. Профиль конкурентного проекта торгово-развлекательный центр |
34 |
Таблица 9. Профиль конкурентного проекта тематический парк |
35 |
Таблица 10. Сравнительный анализ проекта с конкурирующими проектами |
37 |
Таблица 11. Расчет конкурентной силы проекта |
38 |
Таблица 12. Эффективность событийного маркетинга |
46 |
Таблица 13. Маркетинговые инструменты для проведения рекламной компании в сети интернет |
47 |
Таблица 14. Бюджет на маркетинговые мероприятия |
48 |
Таблица 15. Технико-экономические показатели ярмарочных комплексов |
51 |
Таблица 16. Конструкция торгового павильона |
52 |
Таблица 17. Расчёт ставки аренды в ярмарочном комплексе на 500 мест |
54 |
Таблица 18. Расчёт ставки аренды в ярмарочном комплексе на 320 мест |
55 |
Таблица 19. Распределение площадей, кв. м |
57 |
Таблица 20. Зоны транспортной доступности |
61 |
Таблица 21. Основные параметры объектов ритейла |
62 |
Таблица 22. Статистика посещаемости объектов ритейла |
62 |
Таблица 23. Коэффициенты для расчета посещаемости/потока посетителей для объектов проекта |
63 |
Таблица 24. Транспортная доступность при проектировании ярмарки |
63 |
Таблица 25. Характеристика и стоимость ярмарочных комплексов |
63 |
Таблица 26. Цены |
64 |
Таблица 27. Выручка от реализации услуг |
64 |
Таблица 28. Штат персонала «Управляющая компания |
67 |
Таблица 29. Штат персонала ярмарки на *** мест (в расчете на 1 комплекс) |
68 |
Таблица 30. Штат персонала ярмарки на *** мест (в расчете на 1 комплекс) |
68 |
Таблица 31. ФОТ и налоги на ФОТ |
69 |
Таблица 32. Макроиндексы |
74 |
Таблица 33. Инвестиции |
76 |
Таблица 34. График капитальных вложений |
76 |
Таблица 35. Собственный оборотный капитал |
80 |
Таблица 36. Условия по кредитованию |
80 |
Таблица 37. Кредитный калькулятор, тыс. руб. |
81 |
Таблица 38. Отчет о прибылях и убытках, тыс. руб. |
81 |
Таблица 39. Баланс, тыс. руб. |
85 |
Таблица 40. Отчет о движении денежных средств, тыс. руб. |
86 |
Таблица 41. Объем налоговых платежей, тыс. руб. |
87 |
Таблица 42. Анализ чувствительности к изменению стоимости продукции |
93 |
Таблица 43. Анализ чувствительности к изменению затрат |
96 |
Таблица 44. Анализ чувствительности к изменению ставки дисконтирования |
99 |
Таблица 45. Расчёт точки безубыточности |
101 |
Таблица 46. Анализ рисков проекта, планируемые меры по их предупреждению и устранению |
102 |
Аналитики ГидМаркет представили уникальную базу данных ТОП-1000 логистических компаний России, которая открывает новые возможности для представителей различных отраслей.
Динамику российского рынка автоклавного газобетона нельзя назвать спокойной. Газоблоки очень популярны в строительстве, и применение их расширяется. Доля газобетона в общей сумме всех материалов, из которых возводятся стены зданий в РФ, по оценкам агентства ABARUS Market Research, выросла с 10% (2009) до 36% (в 2021). Газобетон активно используется и в многоквартирном строительстве (в сочетании с монолитной технологией), и в малоэтажном индивидуальном строительстве. Правда, в ИЖС газоблокам пришлось немого потесниться из-за возросшей популярности деревянных домов, но тенденция все равно устойчивая – спрос на газобетон высокий.
Российский рынок обуви в текущей ситуации демонстрирует устойчивую положительную тенденцию роста своей объемности, изменение средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию. В то же время средние цены производителей обуви характеризуются восходящей динамикой.