60 000 ₽
Бизнес-план создания транспортно-экспедиторской компании с 4-мя финансовыми моделями
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
60 000 ₽
Демоверсия
VTSConsulting

Бизнес-план создания транспортно-экспедиторской компании с 4-мя финансовыми моделями

Дата выпуска: 24 июля 2019
Количество страниц: 148
Срок предоставления работы: 1 день
Excel
ID: 63196
60 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы Выпуски
Описание

Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ.

К данному бизнес-плану прилагается 4 финансовые модели в отдельном файле, которые позволяют с легкостью выстроить новый финансовый план методом ввода соответствующих данных

***

Основная цель проекта: усовершенствование и развитие транспортной системы холдинга путем централизации управления действующим автопарком. Планируется создание единого координационного центра (транспортно-экспедиторской компании) для обеспечения собственного подвижного состава холдинга постоянными заказами, своевременным техобслуживанием и ремонтом.

В проекте представлено 4 модели организации работы ТЭК:

Модель №1.

  • ТЭК выкупает в собственность транспорт у компаний холдинга по балансовой стоимости;
  • ТЭК создает собственный склад ГСМ, склад запчастей – 3 ед. и СТО – 3 ед.;
  • все водители переводятся в штат ТЭК.

Модель №2.

  • ТЭК выкупает в собственность транспорт у компаний холдинга по балансовой стоимости;
  •  ТЭК создает собственный склад ГСМ, склад запчастей – 3 ед.  и СТО – 3 ед.

Модель №3.

  • на ТЭК будут возложены функции управления автопарком холдинга («Fleet management»);
  • компании холдинга будут иметь возможность самостоятельно формировать перечень необходимых услуг, выбирая несколько составляющих или полный комплекс обслуживания;
  • ТЭК создает собственный склад ГСМ, склад запчастей – 3 ед.  и СТО – 3 ед.

Модель №4.

  • на ТЭК будут возложены функции управления автопарком холдинга («Fleet management»);
  • компании холдинга будут иметь возможность самостоятельно формировать перечень необходимых услуг, выбирая несколько составляющих или полный комплекс обслуживания.

Для формирования структуры ТЭК было проведено финансово-экономическое обоснование 4-х развития событий:

1. Целесообразности создания склада хранения горюче-смазочных материалов (ГСМ) или аренды базы для хранения ГСМ.

2. Целесообразности строительства станции техобслуживания (СТО).

3. Целесообразность создания склада хранения запчастей.

4. Целесообразность строительства СТО и склада хранения запчастей.

Финансовые показатели проекта:

Показатель

Ед. изм.

Модель №1

Модель №2

Модель №3

Модель №4

Необходимые инвестиции

тыс. руб.

3 210 592

3 142 028

516 959

183 506

NPV

тыс. руб.

***

***

***

***

IRR

%

***

***

***

***

Дисконтированный срок окупаемости

лет

2,9

1,6

1,9

1,2

Индекс прибыльности (PI)

раз

***

***

***

***

 

 

 

Выдержки из исследования

 

Анализ рынка транспортных услуг *** области

По данным Территориального органа Федерального органа государственной статистики в *** области на 01.01.2019 г. зарегистрировано *** юридических лиц, из них *** предприятия ведут деятельность в сфере «Транспортировки и хранения», что составляет **%.

По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 10.01.2019 г. вид деятельности 49.4 «Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам» осуществляют *** средних предприятия, *** малых предприятий и *** индивидуальных предпринимателей.

По данным портала vird.ru в *** области зарегистрировано *** транспортных компаний, из них

  • перевозчиков – ***;
  • прямых грузовладельцев – ***;
  • транспортно-экспедиторских компаний и диспетчеров – ***;
  • суммарно подвижного состава – *** единиц.

Как видно из таблицы ниже, объем перевозок грузов автомобильным транспортом крупных и средних организаций на коммерческой основе за январь-ноябрь 2018 г. составил *** тыс. т, что на ***% выше в сравнении с аналогичным периодом 2017 г. Грузооборот автомобильного транспорта крупных и средних организаций на коммерческой основе составил *** млн. т-км.

Таблица 1. Основные показатели автотранспорта организаций всех видов экономической деятельности, ***область

****

На 01.01.2018 г. в регионе зарегистрировано *** грузовых автомобилей. Как видно из диаграммы ниже, в структуре перевозки грузов преобладают организации сельского хозяйства (***%), строительства (***%), обрабатывающие производства (****%).

Диаграмма 1. Структура перевозки грузов, ***область, 01.01.2018 г., %

***

По данным портала vird.ru на 17.01.2019 г. по *** области представлены следующие предложения по грузоперевозкам.

Таблица 2. Предложения по грузоперевозкам, *** область, 17.01.2019 г.

***

На сайте диспетчерского интернет-сервиса ПЕРЕВОЗКА 24 по ***области представлены следующие предложения по аренде транспортных средств.

Таблица 3. Предложения аренды транспортных средств, *** область, 17.01.2019 г. 

***

На Российском агропромышленном сервисе АГРОСЕРВЕР.ru размещены следующие услуги по уборке урожая.

Таблица 4. Предложения по уборке урожая, ***область, 17.01.2019 г.

***

Для определения средней цены аренды транспортных средств для сторонних организаций были проанализированы предложения по аренде, размещенные на сайтах и порталах представленных в таблице ниже.

Таблица 5. Источники информации по аренде транспортных средств, *** область

***

В таблице ниже представлены средние цены по аренде транспортных средств по группам.

Таблица 6. Средние цены на аренду транспортных средств, *** область

****

 

Целесообразность создания склада хранения ГСМ, аренда базы для хранения ГСМ

В процессе финансового моделирования рассмотрено 4 варианта развития событий:

1. Работа комплекса без изменений.

2. Создание собственного склада хранения ГСМ для удовлетворения собственных нужд холдинга.

3. Создание собственного склада хранения ГСМ для удовлетворения  собственных нужд холдинга и сдача свободных  мощностей в аренду.

4. Аренда базы для хранения ГСМ.

Расчет потребности в дополнительном хранении

Таблица 7. Лимиты хранения ГСМ

***

Таблица 8. Максимальная месячная потребность в ГСМ

***

Резерв хранения на 3 месяца составляет *** л.

Потребность в дополнительных  объемах хранения =

резерв хранения на 3 мес. (***) – лимиты хранения (***) =

*** л или *** куб. м

Согласно поставленным условиям при разработке ТЭО и ФМ, предполагалось, что ТЭК будет оптово закупать ДТ, напрямую на бирже СПбМТСБ. А бензин, газ и масла и далее в розницу, по мере необходимости (без хранения). Также, учитывая, что потребность в ДТ в 12 раз превышает потребность в бензине, предполагалось основные объемы склада ГСМ предоставить под хранение ДТ.

Работа комплекса без изменений (базовый сценарий)

Расчет денежного потока осуществлялся исходя из информации, представленной в таблице ниже.

Таблица 9. Потребность и расход ГСМ

***

Строительство склада хранения ГСМ для собственных нужд холдинга

Оптовая цена топлива = (Средняя цена на бирже + Стоимость доставки 1 тонны / Количество литров в тонне) / (1 + НДС)

Таким образом, оптовая стоимость на основные виды топлива составила:

1. АИ-92 = *** руб./л (без НДС)

2. АИ-95 = *** руб./л (без НДС)

3. ДТ = *** руб./л (без НДС)

При расчетах функционирования склада ГСМ учитывались постоянные издержки и необходимый персонал для полноценного функционирования склада ГСМ, приведенные в таблицах ниже.

Таблица 10. Постоянные издержки склада ГСМ для собственных нужд холдинга

***

Таблица 11. Штат персонала склада ГСМ для собственных нужд холдинга

***

Таблица 12. Капитальные вложения при строительстве склада ГСМ для собственных нужд холдинга

***

Строительство склада хранения ГСМ

для собственных нужд холдинга и сдача свободных мощностей в аренду.

В данном варианте, помимо покрытия собственных потребностей в хранении ГСМ, учитывалось предоставление услуги по хранению ГСМ максимальным объемом ***куб. м/мес. Стоимость хранения 1 куб. м – *** руб. без НДС.

При расчетах функционирования склада ГСМ, с учетом сдачи свободных мощностей в аренду, учитывались постоянные издержки и необходимый персонал для полноценного функционирования склада ГСМ, приведенные в таблицах ниже.

Таблица 13. Постоянные издержки склада ГСМ для собственных нужд холдинга и сдачи свободных мощностей в аренду

***

Таблица 14. Штат персонала склада ГСМ для собственных нужд холдинга и сдачи свободных мощностей в аренду

***

Таблица 15. Капитальные вложения при строительстве склада ГСМ для собственных нужд холдинга и сдачи свободных мощностей в аренду

***

Аренда склада ГСМ

При расчетах финансовой модели была использована ставка в *** руб./мес. за хранение всех объемов бензина марки АИ 92, АИ 95 и ДТ.

Таким образом, в результаты работы было рассмотрено 3 сценария, а также проведено сравнение экономии денежных средств в течении 5 лет с базовым сценарием.

Детальные расчеты по каждому сценарию представлены в финансовой модели в отдельном файле.

Таблица 16. Показатели эффективности сценариев

***

Целесообразность строительства СТО

Таблица 17. Прогноз затрат на ремонт транспортных средств при предоставлении услуг сторонними организациями

***

Ниже представим капитальные затраты на строительство СТО и издержки при функционировании СТО.

Таблица 18. Капитальные затраты на строительство СТО

***

Таблица 19. Постоянные издержки при функционировании СТО

***

Детальные расчеты по каждому сценарию представлены в финансовой модели в отдельном файле.

Таблица 20. Показатели эффективности строительства СТО

***

Таким образом, при данных условиях строительство СТО является нецелесообразным. Нижем рассмотрим условия, при которых строительство СТО будет целесообразно.

Таблица 21. Эффективные сценарии строительства СТО

***

Целесообразность строительства склада хранения запчастей

Расчет денежного потока осуществлялся исходя из наведенной ниже информации.

Таблица 22. Исходная информация для расчета целесообразности строительства склада запасных частей

***

Таблица 23. Расчет простоя автотранспорта

***

Ниже представим капитальные затраты на строительство склада запасных частей и издержки при функционировании склада.

Таблица 24. Капитальные затраты на строительство склада запасных частей

***

Таблица 25. Постоянные издержки при функционировании склада запасных частей

***

Детальные расчеты по каждому сценарию представлены в финансовой модели в отдельном файле.

Таблица 26. Показатели эффективности строительства склада запасных частей

***

Целесообразность строительства СТО и склада хранения запчастей

Расчет денежного потока осуществлялся исходя из наведенной ниже информации.

Таблица 27. Исходная информация для расчета целесообразности строительства СТО и склада запасных частей

***

Таблица 28. Расчет простоя автотранспорта

***

Ниже представим капитальные затраты на строительство СТО и склада запасных частей и издержки при их функционировании.

Таблица 29. Капитальные затраты на строительство СТО и склада запасных частей

***

Таблица 30. Постоянные издержки при функционировании СТО и склада запасных частей

***

Таблица 31. Штата персонала СТО

***

Таблица 32. Штата персонала склада запасных частей

***

Детальные расчеты по каждому сценарию представлены в финансовой модели в отдельном файле.

Таблица 33. Показатели эффективности строительства склада запасных частей

***

 

 

Развернуть
Содержание

Перечень таблиц, диаграмм, рисунков

4

Резюме проекта

11

Раздел 1. Описание проекта

15

1.1. Обзор деятельности холдинга

15

1.2. Предпосылки для усовершенствования и развития транспортной системы

17

1.3. Транспортно-экспедиторская компания

18

1.4. Формирование автоколонн

19

1.5. Правовое обеспечение

22

Раздел 2. Организационный план

24

2.1. Общая организационная структура

24

2.2. Центральный офис

26

2.3. Диспетчерская служба

28

2.4. Склад ГСМ

30

2.5. Склад запасных частей

32

2.6. Станция технического обслуживания (СТО)

32

2.7. Автоматизация бизнес-процессов

37

2.8. Организация медосмотров

41

Выводы по разделу

46

Раздел 3. Обоснование структуры ТЭК

47

3.1. Целесообразность создания склада хранения ГСМ, аренда базы для хранения ГСМ

47

3.2. Целесообразность строительства СТО

58

3.3. Целесообразность строительства склада хранения запчастей

60

3.4. Целесообразность строительства СТО и склада хранения запчастей

63

Выводы по разделу

71

Раздел 4. Стратегия развития ТЭК на рынке транспортных услуг области

72

4.1. Анализ рынка транспортных услуг *** области

72

4.2. Маркетинговая стратегия

76

4.3. SWOT-анализ и бизнес-модель ТЭК

79

Раздел 5. Модели организации работы ТЭК

82

5.1. Основные понятия и допущения, принятые для расчетов

82

5.2. Модель №1.

91

5.3. Модель №2.

105

5.4. Модель №3.

119

5.5. Модель №4.

131

Выводы по разделу

143

ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting»

148

Развернуть
Иллюстрации

Диаграммы

 

Диаграмма 1. Структура перевозки грузов, ***область, 01.01.2018 г., %

74

Диаграмма 2. Анализ чувствительности NPV №1

104

Диаграмма 3. Анализ чувствительности IRR №1

105

Диаграмма 4. Анализ чувствительности NPV №2

118

Диаграмма 5. Анализ чувствительности IRR №2

119

Диаграмма 6. Анализ чувствительности NPV №3

130

Диаграмма 7. Анализ чувствительности IRR №3

131

Диаграмма 8. Анализ чувствительности NPV №4

141

Диаграмма 9. Анализ чувствительности IRR №4

142

 

 

Рисунки

 

Рисунок 1. Карта размещения транспортных средств в Западной зоне

21

Рисунок 2. Карта размещения транспортных средств в Центральной зоне

21

Рисунок 3. Карта размещения транспортных средств в Восточной зоне

21

Рисунок 4. Рекомендуемые подразделения ТЭК

24

Рисунок 5. Рекомендуемая организационная структура ТЭК

25

Рисунок 6. Рекомендуемая организационная схема СТО

35

Развернуть
Таблицы

Таблица 1. Дополнительные виды деятельности «***»

15

Таблица 2. Основные потребители транспортных услуг ***

16

Таблица 3. Состав автопарка холдинга

16

Таблица 4. Рекомендуемая структура автоколонн

22

Таблица 5. Рекомендуемый штат персонала центрального офиса

26

Таблица 6. Расчет штатного персонала диспетчерской службы

29

Таблица 7. Рекомендуемое штатное расписание диспетчерской службы

29

Таблица 8. Рекомендуемое штатное расписание склада ГСМ

30

Таблица 9. Расстояние

31

Таблица 10. Рекомендуемое штатное расписание склада запасных частей

32

Таблица 11. Расчет штатного персонала бригад для выполнения ТО-1, ТО-2, ТР

36

Таблица 12. Рекомендуемое штатное расписание СТО

36

Таблица 13. Программные комплексы для автоматизации бизнес-процессов ТЭК

39

Таблица 14. Минимальный список оборудования для медицинских кабинетов

43

Таблица 15. Рекомендуемое размещение медперсонала

45

Таблица 16. Рекомендуемое размещение терминалов АСПО

45

Таблица 17. Лимиты хранения ГСМ

47

Таблица 18. Максимальная месячная потребность в ГСМ

48

Таблица 19. Потребность и расход ГСМ

48

Таблица 20. Постоянные издержки склада ГСМ для собственных нужд холдинга

49

Таблица 21. Штат персонала склада ГСМ для собственных нужд холдинга

49

Таблица 22. Капитальные вложения при строительстве склада ГСМ для собственных нужд холдинга

50

Таблица 23. Постоянные издержки склада ГСМ для собственных нужд холдинга и сдачи свободных мощностей в аренду

51

Таблица 24. Штат персонала склада ГСМ для собственных нужд холдинга и сдачи свободных мощностей в аренду

51

Таблица 25. Капитальные вложения при строительстве склада ГСМ для собственных нужд холдинга и сдачи свободных мощностей в аренду

51

Таблица 26. Показатели эффективности сценариев

52

Таблица 27. Прогноз затрат на ремонт транспортных средств при предоставлении услуг сторонними организациями

58

Таблица 28. Капитальные затраты на строительство СТО

58

Таблица 29. Постоянные издержки при функционировании СТО

59

Таблица 30. Показатели эффективности строительства СТО

59

Таблица 31. Эффективные сценарии строительства СТО

59

Таблица 32. Исходная информация для расчета целесообразности строительства склада запасных частей

60

Таблица 33. Расчет простоя автотранспорта

60

Таблица 34. Капитальные затраты на строительство склада запасных частей

61

Таблица 35. Постоянные издержки при функционировании склада запасных частей

61

Таблица 36. Показатели эффективности строительства склада запасных частей

62

Таблица 37. Исходная информация для расчета целесообразности строительства СТО и склада запасных частей

63

Таблица 38. Расчет простоя автотранспорта

64

Таблица 39. Капитальные затраты на строительство СТО и склада запасных частей

64

Таблица 40. Постоянные издержки при функционировании СТО и склада запасных частей

65

Таблица 41. Штата персонала СТО

65

Таблица 42. Штата персонала склада запасных частей

66

Таблица 43. Показатели эффективности строительства склада запасных частей

66

Таблица 44. Основные показатели автотранспорта организаций всех видов экономической деятельности, ***область

73

Таблица 45. Предложения по грузоперевозкам, *** область, 17.01.2019 г.

74

Таблица 46. Предложения аренды транспортных средств, *** область, 17.01.2019 г.

74

Таблица 47. Предложения по уборке урожая, ***область, 17.01.2019 г.

75

Таблица 48. Источники информации по аренде транспортных средств, *** область

75

Таблица 49. Средние цены на аренду транспортных средств, *** область

76

Таблица 50. SWOT-анализ ТЭК

79

Таблица 51. Бизнес-модель ТЭК

81

Таблица 52. Норматив оборачиваемости капитала

83

Таблица 53. Сроки полезного использования, лет

83

Таблица 54. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC

86

Таблица 55. Допущения, принятые для расчетов

90

Таблица 56. Модель №1

91

Таблица 57. Сезонность №1

92

Таблица 58. Объемы реализации №1

93

Таблица 59. Выручка №1

93

Таблица 60. Переменные издержки №1

94

Таблица 61. Постоянные издержки №1

96

Таблица 62. Персонал №1

97

Таблица 63. Прогноз потребности в оборотном капитале (на конец периода) №1

98

Таблица 64. Капитальные вложения №1

98

Таблица 65. Прогноз амортизационных отчислений по проекту №1

99

Таблица 66. Налоги №1

100

Таблица 67. Финансирование №1

100

Таблица 68. Отчет о прибылях и убытках №1

101

Таблица 69. Отчет о движении денежных средств №1

101

Таблица 70. Баланс №1

102

Таблица 71. Показатели эффективности для компании №1

104

Таблица 72. Показатели эффективности для акционеров №1

104

Таблица 73. Модель №2

105

Таблица 74. Сезонность №2

106

Таблица 75. Объемы реализации №2

107

Таблица 76. Выручка №2

107

Таблица 77. Переменные издержки №2

108

Таблица 78. Постоянные издержки №2

110

Таблица 79. Персонал №2

111

Таблица 80. Прогноз потребности в оборотном капитале (на конец периода) №2

112

Таблица 81. Капитальные вложения №2

112

Таблица 82. Прогноз амортизационных отчислений по проекту №2

113

Таблица 83. Налоги №2

114

Таблица 84. Финансирование №2

114

Таблица 85. Отчет о прибылях и убытках №2

115

Таблица 86. Отчет о движении денежных средств №2

115

Таблица 87. Баланс №2

116

Таблица 88. Показатели эффективности для компании №2

118

Таблица 89. Показатели эффективности для акционеров №2

118

Таблица 90. Модель №3

119

Таблица 91. Сезонность №3

120

Таблица 92. Выручка №3

120

Таблица 93. Переменные издержки №3

121

Таблица 94. Постоянные издержки №3

122

Таблица 95. Персонал №3

123

Таблица 96. Прогноз потребности в оборотном капитале (на конец периода) №3

124

Таблица 97. Капитальные вложения №3

124

Таблица 98. Прогноз амортизационных отчислений по проекту №3

125

Таблица 99. Налоги №3

126

Таблица 100. Финансирование №3

126

Таблица 101. Отчет о прибылях и убытках №3

127

Таблица 102. Отчет о движении денежных средств №3

128

Таблица 103. Баланс №3

129

Таблица 104. Показатели эффективности для компании №3

130

Таблица 105. Показатели эффективности для акционеров №3

130

Таблица 106. Модель №4

131

Таблица 107. Сезонность №4

132

Таблица 108. Выручка №4

132

Таблица 109. Переменные издержки №4

132

Таблица 110. Постоянные издержки №4

134

Таблица 111. Персонал №4

134

Таблица 112. Прогноз потребности в оборотном капитале (на конец периода) №4

135

Таблица 113. Капитальные вложения №4

135

Таблица 114. Прогноз амортизационных отчислений по проекту №4

135

Таблица 115. Налоги №4

137

Таблица 116. Финансирование №4

137

Таблица 117. Отчет о прибылях и убытках №4

138

Таблица 118. Отчет о движении денежных средств №4

139

Таблица 119. Баланс №4

140

Таблица 120. Показатели эффективности для компании №4

141

Таблица 121. Показатели эффективности для акционеров №4

141

Таблица 122. Показатели эффективности Модель №1

144

Таблица 123. Ключевые показатели оптимизации системы транспортного обслуживания холдинга

146

Развернуть
Выпуски
В этой вкладке вы можете посмотреть и приобрести все предыдущие выпуски данного исследования
Развернуть
Материалы по теме
Статья, 23 января 2020 Компания "Строительная информация" Рынок вододисперсионных лакокрасочных материалов Рост рынка вододисперсионных ЛКМ строительного назначения составил 4% в натуральном выражении. В деньгах рынок вырос на 2%.

По данным исследования, проведенного компанией «Строительная информация», в сегменте вододисперсионных ЛКМ по итогам первого полугодия 2019 года отмечен рост рынка на 4%. По предварительной оценке, по году в целом темп прироста не увеличится, по сравнению с 2018 годом прирост останется на уровне 3-4%.
Емкость рынка водных ЛКМ по итогам 2019 года в натуральном выражении можно оценить на уровне 930-940 тыс. тонн. Стоимостная оценка рынка текущего года порядка 169 млрд. рублей. В следующем году в натуральном выражении можно ожидать рост рынка на те же 3-4%. При этом вряд ли рынок в деньгах в 2020 году вырастет пропорционально тоннажу. С учетом перераспределения структуры потребления в сторону более дешевых продуктов внутри групп материалов, а также пусть небольшого, но все-таки снижения доли более дорогих импортных материалов, в деньгах рынок водных ЛКМ в 2020 году увеличится приблизительно на 2%.
Динамика выпуска и потребления в отдельных товарных группах не одинакова – с более высоким, чем в целом по рынку темпом росли продажи готовых шпатлевок и грунтовок, наименьший темп прироста зафиксирован применительно к краскам, лакам, антисептикам.

Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще