50 000 ₽
Анализ рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых, полученные путем тепловой обработки в России
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
50 000 ₽
Демоверсия
DISCOVERY Research Group

Анализ рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых, полученные путем тепловой обработки в России

Дата выпуска: 20 мая 2019
Количество страниц: 105
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 62551
50 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Таблицы
Описание

Цель исследования

Текущее состояние и перспективы развития рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России.

Задачи исследования:

1. Классификация и основные характеристики джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых.

2. Объем, темпы роста и динамика развития рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России.

3. Объем, темпы роста и динамика развития рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых по видам в России.

4. Объем и темпы роста производства джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России.

5. Объем и темпы роста производства джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых по видам в России.

6. Объем импорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в Россию и экспорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых из России.

7. Конкурентная ситуация на рынке джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России.

8. Тенденции и перспективы развития рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России в ближайшие несколько лет.

9. Прогноз развития рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России.

10. Факторы, определяющие текущее состояние и развитие рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России.

11. Факторы, препятствующие росту рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России.

12. Финансово-хозяйственная деятельность участников рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России.

Объект исследования

Рынок джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России.

Метод сбора и анализа данных

Основным методом сбора данных является мониторинг документов.

В качестве основных методов анализа данных выступают так называемые (1) Традиционный (качественный) контент-анализ интервью и документов и (2) Квантитативный (количественный) анализ с применением пакетов программ, к которым имеет доступ наше агентство.

Контент-анализ выполняется в рамках проведения Desk Research (кабинетное исследование). В общем виде целью кабинетного исследования является проанализировать ситуацию на рынке джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых и получить (рассчитать) показатели, характеризующие его состояние в настоящее время и в будущем.

Метод анализа данных

1. Базы данных Федеральной Таможенной службы РФ, ФСГС РФ (Росстат).

2. Материалы DataMonitor, EuroMonitor, Eurostat.

3. Печатные и электронные деловые и специализированные издания, аналитические обзоры.

4. Ресурсы сети Интернет в России и мире.

5. Экспертные опросы.

6. Материалы участников отечественного и мирового рынков.

7. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.

8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.

9. Результаты ценовых мониторингов.

10. Материалы и базы данных статистики ООН (United Nations Statistics Division: Commodity Trade Statistics, Industrial Commodity Statistics, Food and Agriculture Organization и др.).

11. Материалы Международного Валютного Фонда (International Monetary Fund).

12. Материалы Всемирного банка (World Bank).

13. Материалы ВТО (World Trade Organization).

14. Материалы Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development).

15. Материалы International Trade Centre.

16. Материалы Index Mundi.

17. Результаты исследований DISCOVERY Research Group.

Объем и структура выборки

Процедура контент-анализа документов не предполагает расчета объема выборочной совокупности. Обработке и анализу подлежат все доступные исследователю документы.

К отчету прилагается обработанная и пригодная к дальнейшему использованию база данных с подробной информацией об импорте в Россию и экспорте из России джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых. База включает в себя большое число различных показателей:

1. Категория продукта

2. Группа продукта

3. Производитель

4. Год импорта/экспорта

5. Месяц импорта/экспорта

6. Компании получатели и отправители товара

7. Страны получатели, отправители и производители товара

8. Объем импорта и экспорта в натуральном выражении

9. Объем импорта и экспорта в стоимостном выражении

Содержащиеся в базе данных сведения позволят Вам самостоятельно выполнить любые требующиеся запросы, которые не включены в отчет.

Резюме:

Агентство маркетинговых исследований DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых, полученные путем тепловой обработки в России.

Условием классификации в данной товарной категории является процесс получения путем тепловой обработки, который означает продукты, полученные путем термообработки при атмосферном давлении или пониженном давлении для повышения вязкости продукта, вследствие снижения содержания воды или иной причины.

Согласно расчетам аналитиков DISCOVERY Research Group, объем рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России в 2018 г. составил 365 417 тн., что эквивалентно $540 202 тыс. Темп прироста объема рынка составил 4,8% от натурального объема рынка и 6,7% от стоимостного.

Доли рынка по видам ягод и фруктов меняются год от года, но тройка лидеров практически неизменна. В 2018 г. наибольшую долю рынка в натуральном выражении занимала продукция из персика (14,7%), второе место было за продукцией из малины (12,8%), замыкала тройку продукция из смеси ягод и фруктов (12,7%).

Объем производства джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России в 2018 г. составил 679 493 тыс. усл. банок, что эквивалентно 271 797 тн.

В 2017 г. этот показатель равнялся 27 006 тн. Категория «Джемы, фруктовые желе, пюре и паст фруктовые или ореховые» занимает наибольшую долю 84,8% от натурального объема производства.

Объем импорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в Россию в 2018 г. составил 98 979 тн. Темп прироста был равен 15,1%. В 2017 г. объем импорта составил 86 023 тн. Категория «Гомогенизированные готовые продукты, с содержанием сахара более 30 мас.%» занимала наибольшую долю 67% в 2018 г. от натурального объема. Крупнейшим импортером джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в Россию в 2018 г. являлся RHODES FOOD GROUP (PTY) LTD.

Объем экспорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых из России в 2018 г. составил 5 359 тн. Темп прироста был равен 20,5%. В 2017 г. объем экспорта составил 4 446 тн. Категория «Прочие с содержанием сахара более 30 мас.%» занимала долю 64% в 2018 г. от натурального объема. Крупнейшим производителем вэкспорте джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых из России в 2018 г. являлся ООО ДОКА-ТОРГСЕРВИС.

В 2018 г. наибольшая доля в импорте в натуральном выражении пришлась на продукцию из персика (26,7% от всего объема импорта), затем шла продукция из яблок (16,9%), тройку замыкала продукция из бананов (14,7%).

Наибольший объем экспортируемой продукции в натуральном выражении в 2018 г. пришелся на смеси ягод и фруктов (35,5%).

Развернуть
Содержание

Подробное оглавление/содержание отчета:

Содержание

8

Список таблиц и диаграмм

10

Таблицы:

10

Диаграммы:

11

Резюме

14

Глава 1. Методология исследования

16

     §1.1. Объект исследования

16

     §1.2. Цель исследования

16

     §1.3. Задачи исследования

16

     §1.4. Метод сбора и анализа данных

16

     §1.5. Метод анализа данных

17

     §1.6. Объем и структура выборки

17

Глава 2. Классификация и основные характеристики джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых

19

Глава 3. Объем и темпы роста рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России

25

     §3.1. Объем и темпы роста рынка - всего

25

     §3.2. Объем и темпы роста рынка по видам

27

Глава 4. Производство джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России

34

     §4.1. Объем и темпы прироста производства всего

34

     §4.2. Джемы, фруктовые желе, пюре и паст фруктовые или ореховые

38

         4.2.1. Пюре фруктово-овощные

44

         4.2.2. Пюре и пасты фруктовые, ягодные и ореховые

47

         4.2.3. Компоты фруктовые и ягодные

51

         4.2.4. Джемы, желе фруктовые и ягодные

55

         4.2.5. Продукты плодово-ягодные гомогенизированные для детского питания

60

     §4.3. Объем и темпы прироста производства по видам

63

Глава 5. Импорт в Россию и экспорт из России джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых

66

     §5.1. Объем и темпы роста импорта

66

         5.1.1. Объем и темпы роста импорта по категориям и группам

69

     §5.2. Импорт по производителям

72

     §5.3. Объем и темпы роста экспорта

77

         5.3.1. Объем и темпы роста экспорта по категориям и группам

80

     §5.4. Экспорт по производителям

83

     §5.5. Импорт и экспорт по видам

87

Глава 6. Основные события, тенденции и перспективы развития рынка джемов, желе, мармеладов, пюре,

паст фруктовых или ореховых в России

90

     §6.1. Основные события и тенденции

90

     §6.2. Расширение производственных мощностей в России

93

Глава 7. Прогноз развития рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России до 2021 г.

95

Глава 8. Финансово-хозяйственная деятельность участников рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых

или ореховых в России

97

     §8.1. ООО ДОКА-ТОРГСЕРВИС

97

     §8.2. АО ЭССЕН ПРОДАКШН АГ

98

     §8.3. ООО ЛЕБЕДЯНСКИЙ

99

     §8.4. АО ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН

101

     §8.5. ООО ТПК САВА

102

     §8.6. ОАО ПРОГРЕСС

103

Перечень приложений к отчету; количество и названия таблиц, диаграмм, графиков:

Отчет содержит 37 таблиц и 46 диаграмм.

Развернуть
Таблицы

Таблицы:

Таблица 1. Объем импорта, экспорта, производства и рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России, тн.

Таблица 2. Объем импорта, экспорта, производства и рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России, тыс. $.

Таблица 3. Объем импорта, экспорта, производства и рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России по видам, тн.

Таблица 4. Объем импорта, экспорта, производства и рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России по видам, тыс. $.

Таблица 5. Объем производства джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых по категориям в России, тыс. усл. банк.

Таблица 6. Объем производства джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых по категориям в России, тн.

Таблица 7. Объем производства джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых по категориям в России, тыс. $.

Таблица 8. Объем производства джемов, желе, пюре и паст фруктовых или ореховых в России по субъектам РФ, тн.

Таблица 9. Объем производства джемов, желе, пюре и паст фруктовых или ореховых по субъектам РФ в России, тыс. $.

Таблица 10. Объем производства пюре фруктово-овощных в России по субъектам РФ, тн.

Таблица 11. Объем производства пюре фруктово-овощных в России по субъектам РФ, тыс. $.

Таблица 12. Объем производства пюре и паст фруктовых, ягодных и ореховых в России по субъектам РФ, тн.

Таблица 13. Объем производства пюре и паст фруктовых, ягодных и ореховых по субъектам РФ в России, тыс. $.

Таблица 14. Объем производства компотов фруктовых и ягодных в России по субъектам РФ, тн.

Таблица 15. Объем производства компотов фруктовых и ягодных по субъектам РФ в России, тыс. $.

Таблица 16. Объем производства джемов, желе фруктовых и ягодных в России по субъектам РФ, тн.

Таблица 17. Объем производства джемов, желе фруктовых и ягодных по субъектам РФ в России, тыс. $.

Таблица 18. Объем производства продуктов плодово-ягодных гомогенизированных для детского питания в России по субъектам РФ, тн.

Таблица 19. Объем производства продуктов плодово-ягодных гомогенизированных для детского питания по субъектам РФ в России, тыс. $.

Таблица 20. Объем производства джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых по видам в России, тн.

Таблица 21. Объем производства джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России по видам, тыс. $.

Таблица 22. Объем импорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых по категориям в Россию, тн.

Таблица 23. Объем импорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых по категориям в Россию, тыс. $.

Таблица 24. Объем импорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых по категориям и группам в Россию, тн.

Таблица 25. Объем импорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых по категориям и группам в Россию, тыс. $.

Таблица 26. Объем импорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в Россию по производителям, тн.

Таблица 27. Объем импорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в Россию по производителям, тыс. $.

Таблица 28. Объем экспорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых по категориям из России, тн.

Таблица 29. Объем экспорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых по категориям из России, тыс. $.

Таблица 30. Объем экспорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых по категориям и группам из России, тн.

Таблица 31. Объем экспорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых по категориям и группам из России, тыс. $.

Таблица 32. Объем экспорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых из России по производителям, тн.

Таблица 33. Объем экспорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых из России по производителям, тыс. $.

Таблица 34. Объем импорта и экспорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых по видам, тн.

Таблица 35. Объем импорта и экспорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых по видам, тыс. $.

Таблица 36. Прогноз объёма импорта, экспорта и производства рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России, тн.

Таблица 37. Прогноз объёма импорта, экспорта и производства рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России, тыс. $.

Диаграммы:

Диаграмма 1. Темпы прироста объемов производства, импорта и экспорта рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России в натуральном выражении, %.

Диаграмма 2. Темпы прироста объемов производства, импорта и экспорта рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России в стоимостном выражении, %.

Диаграмма 3. Доли видов в объеме рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России, % от натурального объема.

Диаграмма 4. Доли видов в объеме рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России, % от стоимостного объема.

Диаграмма 5. Объем и темп прироста производства джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России, тн.

Диаграмма 6. Доли категорий в объеме производства джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России, % от натурального объема.

Диаграмма 7. Объем и темп прироста производства джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России, тыс. $.

Диаграмма 8. Доли категорий в объеме производства джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России, % от стоимостного объема.

Диаграмма 9. Объем и темп прироста производства джемов, желе, пюре и паст фруктовых или ореховых в России, тн.

Диаграмма 10. Доли субъектов РФ в объеме производства джемов, желе, пюре и паст фруктовых или ореховых в России, % от натурального объема.

Диаграмма 11. Объем и темп прироста производства джемов, желе, пюре и паст фруктовых или ореховых в России, тыс. $.

Диаграмма 12. Доли субъектов РФ в объеме производства джемов, желе, пюре и паст фруктовых или ореховых в России, % от стоимостного объема.

Диаграмма 13. Объем и темп прироста производства пюре фруктово-овощных в России, тн.

Диаграмма 14. Объем и темп прироста производства пюре фруктово-овощных в России, тыс. $.

Диаграмма 15. Объем и темп прироста производства пюре и паст фруктовых, ягодных и ореховых в России, тн.

Диаграмма 16. Доли субъектов РФ в объеме производства пюре и паст фруктовых, ягодных и ореховых в России, % от натурального объема.

Диаграмма 17. Объем и темп прироста производства пюре и паст фруктовых, ягодных и ореховых в России, тыс. $.

Диаграмма 18. Доли субъектов РФ в объеме производства пюре и паст фруктовых, ягодных и ореховых в России, % от стоимостного объема.

Диаграмма 19. Объем и темп прироста производства компотов фруктовых и ягодных в России, тн.

Диаграмма 20. Доли субъектов РФ в объеме производства компотов фруктовых и ягодных в России, % от натурального объема.

Диаграмма 21. Объем и темп прироста производства компотов фруктовых и ягодных в России, тыс. $.

Диаграмма 22. Доли субъектов РФ в объеме производства компотов фруктовых и ягодных в России, % от стоимостного объема.

Диаграмма 23. Объем и темп прироста производства джемов, желе фруктовых и ягодных в России, тн.

Диаграмма 24. Доли субъектов РФ в объеме производства джемов, желе фруктовых и ягодных в России, % от натурального объема.

Диаграмма 25. Объем и темп прироста производства джемов, желе фруктовых и ягодных в России, тыс. $.

Диаграмма 26. Доли субъектов РФ в объеме производства джемов, желе фруктовых и ягодных в России, % от стоимостного объема.

Диаграмма 27. Объем и темп прироста производства продуктов плодово-ягодных гомогенизированных для детского питания в России, тн.

Диаграмма 28. Доли субъектов РФ в объеме производства продуктов плодово-ягодных гомогенизированных для детского питания в России, % от натурального объема.

Диаграмма 29. Объем и темп прироста производства продуктов плодово-ягодных гомогенизированных для детского питания в России, тыс. $.

Диаграмма 30. Доли субъектов РФ в объеме производства продуктов плодово-ягодных гомогенизированных для детского питания в России, % от стоимостного объема.

Диаграмма 31. Доли видов в объеме производства джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России, % от натурального объема.

Диаграмма 32. Доли видов в объеме производства джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России, % от стоимостного объема.

Диаграмма 33. Доли категорий в объеме импорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России, % от натурального объема.

Диаграмма 34. Доли категорий в объеме импорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России, % от стоимостного объема.

Диаграмма 35. Объем и темп прироста импорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в Россию, тн.

Диаграмма 36. Объем и темп прироста импорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в Россию, тыс. $.

Диаграмма 37. Доли производителей в объеме импорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в Россию, % от натурального объема.

Диаграмма 38. Доли производителей в объеме импорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в Россию, % от стоимостного объема.

Диаграмма 39. Доли категорий в объеме экспорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России, % от натурального объема.

Диаграмма 40. Доли категорий в объеме экспорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России, % от натурального объема.

Диаграмма 41. Объем и темп прироста экспорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых из России, тн.

Диаграмма 42. Объем и темп прироста экспорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых из России, тыс. $.

Диаграмма 43. Доли производителей в объеме экспорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых из России, % от натурального объема.

Диаграмма 44. Доли производителей в объеме экспорта джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых из России, % от стоимостного объема.

Диаграмма 45. Прогноз объема и темпов прироста рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России, тн.

Диаграмма 46. Прогноз объема и темпов прироста рынка джемов, желе, мармеладов, пюре, паст фруктовых или ореховых в России, тыс. $.

Развернуть
Материалы по теме
Статья, 23 января 2020 Компания "Строительная информация" Рынок вододисперсионных лакокрасочных материалов Рост рынка вододисперсионных ЛКМ строительного назначения составил 4% в натуральном выражении. В деньгах рынок вырос на 2%.

По данным исследования, проведенного компанией «Строительная информация», в сегменте вододисперсионных ЛКМ по итогам первого полугодия 2019 года отмечен рост рынка на 4%. По предварительной оценке, по году в целом темп прироста не увеличится, по сравнению с 2018 годом прирост останется на уровне 3-4%.
Емкость рынка водных ЛКМ по итогам 2019 года в натуральном выражении можно оценить на уровне 930-940 тыс. тонн. Стоимостная оценка рынка текущего года порядка 169 млрд. рублей. В следующем году в натуральном выражении можно ожидать рост рынка на те же 3-4%. При этом вряд ли рынок в деньгах в 2020 году вырастет пропорционально тоннажу. С учетом перераспределения структуры потребления в сторону более дешевых продуктов внутри групп материалов, а также пусть небольшого, но все-таки снижения доли более дорогих импортных материалов, в деньгах рынок водных ЛКМ в 2020 году увеличится приблизительно на 2%.
Динамика выпуска и потребления в отдельных товарных группах не одинакова – с более высоким, чем в целом по рынку темпом росли продажи готовых шпатлевок и грунтовок, наименьший темп прироста зафиксирован применительно к краскам, лакам, антисептикам.

Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще