Самыми важными событиями 2007 года на рынке общественного питания стали:
По данным ФСГС, в 2007 году российские рестораторы заработали более 500 млрд. руб., что превысило показатель предыдущего года на 36,6%. Если убрать инфляционную составляющую, то темпы прироста будут чуть ниже - 22,9%.
Высокая динамика ресторанного рынка, как и других потребительских рынков, связана с ростом доходов населения, с развитием культуры посещения ресторанов, чему, в свою очередь, способствует благоприятная макроэкономическая ситуация в нашей стране.
Среднедушевые затраты на ресторанные услуги в России значительно ниже аналогичных показателей не только развитых, но и развивающихся стран. К примеру, в 2007 году среднедушевые затраты на питание вне дома составили чуть менее 4 тыс. руб. на одного человека в год. Это значительно меньше, чем в США (38 тыс. руб. на 2005 год), Франции (25 тыс. руб. на 2005 год) и Германии (12 тыс. руб. на 2005 год). Такое отставание показателей России свидетельствует о высоком потенциале ресторанного рынка и его недостаточной насыщенности.
По данным «Департамента потребительского рынка Москвы», по итогам 2007 году объем столичного рынка общепита увеличился в фактических ценах на 19,6%. Без инфляционной составляющей это превышает показатель предыдущего года на 7,6%.
Темпы роста московского рынка ниже аналогичного показателя для России. Это объясняется тем, что Москва на несколько лет опережает в развитии другие регионы, и уже успела пройти фазу интенсивного роста.
Традиционно рынок общепита делят на 4 сегмента: рестораны быстрого обслуживания (QSR), fast casual рестораны (casual dining с форматом free-flow), демократичные заведения (casual dining) и премиальные рестораны (fine dining).
Основной вклад в развитие Московского рынка вносят предприятия демократичного сегмента: кофейни, casual dining рестораны, fast casual рестораны. В то время как рынок fine dining заведений стагнирует. По оценке «Экспресс-Обзор», в 2007 году объем сегмента премиальных ресторанов на столичном рынке увеличился на 7,0%, что обусловлено исключительно инфляцией. В сопоставимых же ценах объем сегмента уменьшился почти на 4%.
Предпосылкой такой ситуации является то, что на протяжении первой половины 1990-х годов безусловными лидерами рынка были киоски и палатки, а также дорогие рестораны. И это точно соответствовало структуре общества, которое делилось на очень богатых и очень бедных.
Последовавший продолжительный экономический рост повысил благосостояние и жизненный уровень среднего класса, который начал активного наверстывать упущенное.
В ближнесрочной перспективе ситуация не изменится - доля демократичных заведений в структуре московского общепита будет только увеличиваться, а сегмент fine dining будет стагнировать.
Исследование рынка общественного питания Москвы включает 2 части:
По каждому сегменту рынка общественного питания дан прогноз на 2008-2011 гг. Приведены рейтинги по числу точек ведущих операторов по каждому сегменту.
Более подробное содержание каждой части приведено в оглавлении.
АННОТАЦИЯ | 2 | ||
О КОМПАНИИ "ЭКСПРЕСС-ОБЗОР" | 4 | ||
ОГЛАВЛЕНИЕ | 5 | ||
РЫНОК ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ. РОССИЯ | 9 | ||
| Основные события. 2005 | 9 | |
| Основные события. 2006 | 10 | |
| Основные события. 2007 | 12 | |
| Объем рынка, число ресторанов | 15 | |
| Уровень жизни населения | 17 | |
РЫНОК ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ. МОСКВА | 18 | ||
| Объем рынка | 18 | |
| Количество ресторанов | 19 | |
|
| Количество ресторанов | 19 |
|
| Потенциальная емкость | 20 |
| Структура рынка розничной торговли и общепита по АО | 21 | |
| Сравнительная характеристика основных сегментов рынка общественного питания | 22 | |
| Структура рынка общественного питания по сегментам (QSR, fast casual, casual dining, fine dining) | 23 | |
| Структура рынка общественного питания по сегментам (рестораны с официантами и без них) | 24 | |
| Сравнительная характеристика основных игроков | 25 | |
| СЕГМЕНТ STREET FOOD | 36 | |
|
| Характеристика сегмента | 36 |
|
| Рейтинг основных операторов | 37 |
| СЕГМЕНТ QSR | 39 | |
|
| Объем рынка | 39 |
|
| Потенциальная емкость | 41 |
|
| Максимальная стоимость обеда | 41 |
|
| Рейтинг основных операторов | 42 |
| СЕГМЕНТ FAST CASUAL | 43 | |
|
| Объем рынка | 43 |
|
| Рейтинг основных операторов | 44 |
| СЕГМЕНТ CASUAL DINING | 45 | |
|
| Объем рынка | 45 |
|
| Количество ресторанов | 46 |
|
| Описание целевой аудитории | 46 |
|
| Рейтинг основных операторов | 47 |
| СЕГМЕНТ FINE DINING | 49 | |
|
| Объем рынка | 49 |
|
| Предпочтения по кухне | 50 |
|
| Рейтинг основных операторов | 51 |
| СЕГМЕНТ КОФЕЕН | 52 | |
|
| Объем рынка | 52 |
|
| Число кофеен | 53 |
|
| Рейтинг основных операторов | 54 |
| СЕГМЕНТ ПИВНЫХ РЕСТОРАНОВ | 55 | |
|
| Объем рынка | 55 |
|
| Уровень конкуренции | 56 |
|
| Количество ресторанов | 56 |
|
| Рейтинг основных операторов | 57 |
| РЕСТОРАННЫЕ ЗАВТРАКИ | 58 | |
|
| Объем рынка | 58 |
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ | 59 | ||
| Приоритетность кухонь | 59 | |
ОСНОВНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА | 60 | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ | 61 | ||
| Курс доллара и численность населения РФ | 61 | |
| Основные определения и допущения | 61 | |
| Оценки экспертов, использованные в исследовании | 61 | |
|
| Основные показатели по России | 61 |
|
| Основные показатели по Москве | 63 |
|
| Структура рынка Москвы | 65 |
|
| Основные игроки | 68 |
После взрывного роста, наблюдавшегося в 2023 году, в 2024 году темпы открытий новых заведений в России заметно снизились. Влияние на количественный рост рынка оказывает более сложная макроэкономическая ситуация, в том числе: высокая ставка ЦБ, дефицит кадров, снижение маржинальности на фоне инфляции, рост ставок по аренде и другие факторы.
― Как вы можете охарактеризовать итоги 2023 года для рынка кейтеринга? Насколько ситуация изменилась по сравнению с 2022 годом?
― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?