Самыми важными событиями 2007 года на рынке общественного питания стали:
По данным ФСГС, в 2007 году российские рестораторы заработали более 500 млрд. руб., что превысило показатель предыдущего года на 36,6%. Если убрать инфляционную составляющую, то темпы прироста будут чуть ниже - 22,9%.
Высокая динамика ресторанного рынка, как и других потребительских рынков, связана с ростом доходов населения, с развитием культуры посещения ресторанов, чему, в свою очередь, способствует благоприятная макроэкономическая ситуация в нашей стране.
Среднедушевые затраты на ресторанные услуги в России значительно ниже аналогичных показателей не только развитых, но и развивающихся стран. К примеру, в 2007 году среднедушевые затраты на питание вне дома составили чуть менее 4 тыс. руб. на одного человека в год. Это значительно меньше, чем в США (38 тыс. руб. на 2005 год), Франции (25 тыс. руб. на 2005 год) и Германии (12 тыс. руб. на 2005 год). Такое отставание показателей России свидетельствует о высоком потенциале ресторанного рынка и его недостаточной насыщенности.
По данным «Департамента потребительского рынка Москвы», по итогам 2007 году объем столичного рынка общепита увеличился в фактических ценах на 19,6%. Без инфляционной составляющей это превышает показатель предыдущего года на 7,6%.
Темпы роста московского рынка ниже аналогичного показателя для России. Это объясняется тем, что Москва на несколько лет опережает в развитии другие регионы, и уже успела пройти фазу интенсивного роста.
Традиционно рынок общепита делят на 4 сегмента: рестораны быстрого обслуживания (QSR), fast casual рестораны (casual dining с форматом free-flow), демократичные заведения (casual dining) и премиальные рестораны (fine dining).
Основной вклад в развитие Московского рынка вносят предприятия демократичного сегмента: кофейни, casual dining рестораны, fast casual рестораны. В то время как рынок fine dining заведений стагнирует. По оценке «Экспресс-Обзор», в 2007 году объем сегмента премиальных ресторанов на столичном рынке увеличился на 7,0%, что обусловлено исключительно инфляцией. В сопоставимых же ценах объем сегмента уменьшился почти на 4%.
Предпосылкой такой ситуации является то, что на протяжении первой половины 1990-х годов безусловными лидерами рынка были киоски и палатки, а также дорогие рестораны. И это точно соответствовало структуре общества, которое делилось на очень богатых и очень бедных.
Последовавший продолжительный экономический рост повысил благосостояние и жизненный уровень среднего класса, который начал активного наверстывать упущенное.
В ближнесрочной перспективе ситуация не изменится - доля демократичных заведений в структуре московского общепита будет только увеличиваться, а сегмент fine dining будет стагнировать.
Исследование рынка общественного питания Москвы включает 2 части:
По каждому сегменту рынка общественного питания дан прогноз на 2008-2011 гг. Приведены рейтинги по числу точек ведущих операторов по каждому сегменту.
Более подробное содержание каждой части приведено в оглавлении.
АННОТАЦИЯ | 2 | ||
О КОМПАНИИ "ЭКСПРЕСС-ОБЗОР" | 4 | ||
ОГЛАВЛЕНИЕ | 5 | ||
РЫНОК ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ. РОССИЯ | 9 | ||
| Основные события. 2005 | 9 | |
| Основные события. 2006 | 10 | |
| Основные события. 2007 | 12 | |
| Объем рынка, число ресторанов | 15 | |
| Уровень жизни населения | 17 | |
РЫНОК ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ. МОСКВА | 18 | ||
| Объем рынка | 18 | |
| Количество ресторанов | 19 | |
|
| Количество ресторанов | 19 |
|
| Потенциальная емкость | 20 |
| Структура рынка розничной торговли и общепита по АО | 21 | |
| Сравнительная характеристика основных сегментов рынка общественного питания | 22 | |
| Структура рынка общественного питания по сегментам (QSR, fast casual, casual dining, fine dining) | 23 | |
| Структура рынка общественного питания по сегментам (рестораны с официантами и без них) | 24 | |
| Сравнительная характеристика основных игроков | 25 | |
| СЕГМЕНТ STREET FOOD | 36 | |
|
| Характеристика сегмента | 36 |
|
| Рейтинг основных операторов | 37 |
| СЕГМЕНТ QSR | 39 | |
|
| Объем рынка | 39 |
|
| Потенциальная емкость | 41 |
|
| Максимальная стоимость обеда | 41 |
|
| Рейтинг основных операторов | 42 |
| СЕГМЕНТ FAST CASUAL | 43 | |
|
| Объем рынка | 43 |
|
| Рейтинг основных операторов | 44 |
| СЕГМЕНТ CASUAL DINING | 45 | |
|
| Объем рынка | 45 |
|
| Количество ресторанов | 46 |
|
| Описание целевой аудитории | 46 |
|
| Рейтинг основных операторов | 47 |
| СЕГМЕНТ FINE DINING | 49 | |
|
| Объем рынка | 49 |
|
| Предпочтения по кухне | 50 |
|
| Рейтинг основных операторов | 51 |
| СЕГМЕНТ КОФЕЕН | 52 | |
|
| Объем рынка | 52 |
|
| Число кофеен | 53 |
|
| Рейтинг основных операторов | 54 |
| СЕГМЕНТ ПИВНЫХ РЕСТОРАНОВ | 55 | |
|
| Объем рынка | 55 |
|
| Уровень конкуренции | 56 |
|
| Количество ресторанов | 56 |
|
| Рейтинг основных операторов | 57 |
| РЕСТОРАННЫЕ ЗАВТРАКИ | 58 | |
|
| Объем рынка | 58 |
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ | 59 | ||
| Приоритетность кухонь | 59 | |
ОСНОВНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА | 60 | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ | 61 | ||
| Курс доллара и численность населения РФ | 61 | |
| Основные определения и допущения | 61 | |
| Оценки экспертов, использованные в исследовании | 61 | |
|
| Основные показатели по России | 61 |
|
| Основные показатели по Москве | 63 |
|
| Структура рынка Москвы | 65 |
|
| Основные игроки | 68 |
В период с 2019 по 2023 годы рынок доставки пиццы в Московском регионе демонстрирует значительный рост. Если в 2019 году житель Московского региона в среднем тратил на доставку пиццы 1,2 тысячи рублей в год, то в 2023 году этот показатель вырос до 3,8 тысяч рублей на человека в год. Это говорит о том, что спрос на услуги доставки пиццы продолжает расти.
Растущая популярность услуг каршеринга способствует тому, что всё больше людей отказываются от покупки или использования личного автомобиля.
Объём рынка каршеринга стабильно растёт. Однако начиная с 2021 года отмечается замедление темпов прироста рынка в разрезе динамики с учётом изменения цен.
В 2022 году объём рынка каршеринга в Москве и Московской области составил 40 467,28 млн рублей. Темп прироста к показателям 2021 года был минимальным в исследуемом периоде и составил 30,9 (18,1 с учётом изменения цен). Среднегодовой темп прироста в 2018–2022 годах, с учётом замедления в 2021–2022 годах, составил 50,8 а если учитывать ежегодное изменение цен, среднегодовой темп прироста составляет 41,5 Максимального значения за исследуемый период объём рынка достиг в 2022 году 40 467,28 млн рублей. Темп прироста к 2021 году составил 18,1 с учётом увеличения цен в 2022 году.
В 2018 году объём рынка каршеринга в России был минимальным и составил 8 473,44 млн рублей. При этом прирост к показателям 2017 года был максимальным и составил 61 (50,8 с учётом изменения цен).