В апреле 2007 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило проведение исследование рынка коммерческих автомобилей в России.
По итогам 2006 г. объем производства грузовых автомобилей возрос до 248 233 ед., что почти на 20% больше показателей 2005 г. Во многом увеличение выпуска обусловлено ростом производства легких грузовиков на "ГАЗе" и тяжелых грузовиков на "КАМАЗе".
Вместе с тем в России получила развитие тенденция к вытеснению с рынка отечественной автотехники машинами иностранного производства. По некоторым оценкам, объем продаж европейских грузовых автомобилей в России вырос на 40-48%,. Объем продаж грузовиков, произведенных в Европе, с учетом подержанной техники в 2006 году составил 36,5 тыс. грузовиков.
Объем рынка новых иностранных грузовиков в 2006 году составил 9511 машин. Первенство по продажам новых импортных грузовых автомобилей традиционно держит Scania: за 12 месяцев 2006 года число проданных машин Scania в России составило 2820 единиц. По сравнению с 2005 годом эта цифра увеличилась на 201%.
Рост продаж иномарок также обусловлен развитием производства иностранных автомобилей на территории России. Основной вклад в увеличение выпуска грузовых автомобилей иностранных моделей в России внесло ООО "ТагАЗ". Здесь производство малотоннажника Hyundai Porter уже за 3 квартала 2006 года выросло более чем в 5 раз - до 5250 единиц.
Потеря конкурентоспособности отечественными производителями, прежде всего, происходит из-за сохранения тенденции к сокращению разницы в ценах между российскими автомобилями и иномарками. Положительно влияет на рост продаж иностранных автомобилей и увеличение количества дилерских центров и станций технического обслуживания, обслуживающих иномарки.
В данный момент пик спроса приходится на мало- и среднетоннажные (полной массой 8-15 тонн) грузовики. В первую очередь это обусловлено тем обстоятельством, что основными покупателями грузовых автомобилей в настоящий момент являются представители малого и среднего бизнеса, испытывающие потребность преимущественно в мало- и среднетоннажных грузовых автомобилях.
Также за период с 2005 по 2006 годы в России начала активно развиваться схема приобретения грузовых автомобилей по лизинговым схемам. Сегодня более 90% новых импортных грузовых автомобилей продается в лизинг. Все чаще практикуются специальные лизинговые пакеты, включающие страховку и сервисное обслуживание.
Новой тенденцией на рынке автобусов в 2006 году стало уменьшение производства моделей особо малого класса. По мнению специалистов DISCOVERY Research Group, во многом это обусловлено насыщением рынка в сегменте микроавтобусов. В то же время повышенный спрос на автобусы среднего, большого и особо большого классов сохранился. По нашей оценке в 2001-2005 гг. ежегодный прирост производства автобусов в России составлял в от 11 до 15%, однако в 2006 году произошло существенное замедление производства. По предварительным расчетам специалистов "АСМ-Холдинга", объем выпуска автобусов российскими производителями в 2006 году составил 78,2-78,3 тыс. ед., что соответствует показателю 2005 года. В то же время, по мнению генерального директора ОАО "КамАЗ" Сергея Когогина, эта цифра составила 82 тысяч единиц. Таким образом, по сравнению с предыдущим годом, рост производства автобусов составил не более 5%.
По мнению специалистов, рынок коммерческих автомобилей ожидают хорошие перспективы. К 2009-2010 году объем производства грузовых автомобилей в России может составить 300-320 тыс. ед., а производства автобусов - достигнуть 100-105 тыс. ед. Тем самым, прогнозируемые темпы роста производства составят 6-8% в год.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Описать текущее состояние и перспективы развития российского рынка коммерческих автомобилей.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Описать общую ситуацию на российском рынке коммерческих автомобилей.
2. Определить ключевые показатели рынка коммерческих автомобилей в России:
3. Описать ключевые тенденции и перспективы развития рынка коммерческих автомобилей в России:
4. Определить факторы роста и факторы торможения рынка.
5. Определить объем автопарка грузовых автомобилей, автобусов и микроавтобусов по состоянию на 1 января 2006 г.:
6. Описать объем и структуру экспортно-импортных операций на рынках коммерческих автомобилей (грузовых автомобилей и автобусов) в России.
7. Охарактеризовать деятельность основных отечественных и зарубежных участников рынка коммерческих автомобилей в России по следующим показателям:
8. Описать действующие и новые проекты по производству коммерческих автомобилей в России: отечественные, совместные и зарубежные.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Российский рынок коммерческих автомобилей.
МЕТОДЫ СБОРА ДАННЫХ
Мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний; результаты исследований DISCOVERY Research Group.
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ
Традиционный контент-анализ документов.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Печатные и электронные, деловые и специализированные издания.
2. Ресурсы сети Интернет.
3. Материалы компаний.
4. Аналитические обзорные статьи в прессе.
5. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
6. Экспертные оценки.
7. Интервью с производителями и другими участниками рынка.
8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.
9. Базы данных Discovery Research Group.
СПИСОК ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ 8
РЕЗЮМЕ 14
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 16
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 16
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 16
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
МЕТОДЫ СБОРА ДАННЫХ 17
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ 17
ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ 17
ГЛАВА 2. РЫНОК ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ 18
§ 2.1. ИТОГИ 2004 Г.: ОБЪЕМ ВЫПУСКА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ 18
§ 2.2. ИТОГИ 2005 Г.: ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО МАРКАМ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ТЕМПЫ РОСТА РЫНКА 23
§ 2.3. ИТОГИ 2006 Г.: ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО МАРКАМ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ТЕМПЫ РОСТА РЫНКА 32
§ 2.4. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УМЕНЬШЕНИЕ ДОЛИ РЫНКА, ЗАНИМАЕМОЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ 36
Таможенная политика в отношении импорта грузовых автомобилей 37
Введение стандарта "Евро-2" 39
§ 2.5. КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ 42
§ 2.6. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ 49
ОАО "ГАЗ" 49
Объем продаж 50
Финансовые показатели 54
ГАЗ и Renault Trucks 55
Планы компании 56
Развитие компании в 2005-2007 гг. 62
ОАО "УАЗ" 67
Объем продаж 67
УАЗ и Isuzu 69
Планы компании 70
Развитие компании в 2005-2006 гг. 73
ОАО "КамАЗ" 75
Объем продаж 75
Финансовые показатели 83
Кредитные программы и лизинг 84
Планы компании 86
Развитие компании в 2005-2007 гг. 89
Объединение компаний "АвтоВАЗ", "КамАЗ", УАЗ и ГАЗ 94
АЗ "Урал" 95
Объем продаж 95
Техника 98
Планы компании 98
Развитие компании в 2005-2006 гг. 99
АМО "ЗИЛ" 100
Объем продаж 100
Trade-in 103
АМО "ЗИЛ" и FAW 104
Планы компании 105
Развитие компании в 2005-2006 гг. 107
ОАО "Иж-Авто" 108
Объем продаж 108
Планы компании 111
Развитие компании в 2005-2007 гг. 111
ЗАО "Автомобили и моторы Урала" (АМУР) 113
Объем продаж 114
Планы компании 114
"ЯРОВИТ Моторс" 115
Объем продаж 117
Планы компании 117
ЗАО "Автотор" 118
Объем продаж и развитие компании 118
Планы компании 119
§ 2.7. ЗАПАДНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ 119
АвтоКрАЗ 120
МАЗ 128
Scania 132
Volvo 135
Renault 139
IVECO 142
ИВЕКО-УРАЛАЗ 143
DaimlerChrysler 144
MAN 152
Hyundai 154
BAW 155
FAW 156
ГЛАВА 3. РЫНОК АВТОБУСОВ И МИКРОАВТОБУСОВ В РОССИИ 157
§ 3.1. ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА, ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА АВТОБУСОВ 157
§ 3.2. ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ РЫНКА АВТОБУСОВ 168
ОАО "ГАЗ" 168
ОАО "УАЗ" 170
Холдинг "Русские Автобусы" 171
Структура холдинга 171
Объем производства и продаж 175
ЗАО "ЛАЗ" 178
РУП "МАЗ" 178
ОАО "НефАЗ" 182
Волжанин 187
Скания-Питер 189
Корпорация "Богдан" 191
Кениг бус 195
"Росвэн" 195
"Эталон" 196
ГЛАВА 4. АВТОПАРК КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ 197
§ 4.1. АВТОПАРК ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ЯНВАРЯ 2006 Г. 197
Центральный федеральный округ 199
Северо-Западный федеральный округ 204
Южный федеральный округ 208
Приволжский федеральный округ 212
Уральский федеральный округ 216
Сибирский федеральный округ 219
Дальневосточный федеральный округ 222
§ 4.2. АВТОПАРК АВТОБУСОВ ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ЯНВАРЯ 2006 Г. 226
Центральный федеральный округ 227
Северо-Западный федеральный округ 232
Южный федеральный округ 235
Приволжский федеральный округ 238
Уральский федеральный округ 241
Сибирский федеральный округ 243
Дальневосточный федеральный округ 245
ГЛАВА 5. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ КОММЕРЧЕСКИМИ АВТОМОБИЛЯМИ В РОССИИ: АНАЛИЗ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА РЫНКЕ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ 247
§ 5.1. ИМПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ НА РЫНКЕ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ 247
Импорт грузовых автомобилей 247
Импорт автобусов 250
§ 5.2. ЭКСПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ НА РЫНКЕ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ 252
ОАО "ГАЗ" 253
ОАО "КамАЗ" 255
Холдинг "Русские Автобусы" 258
ОАО "УАЗ" 258
АЗ "Урал" 260
ОАО "НефАЗ" 261
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СБЫТОВАЯ СЕТЬ ОАО "ГАЗ": РЕГИОН, ГОРОД, ДИЛЕР КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ 262
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ ДИЛЕРОВ КОМПАНИИ "РУССКИЕ АВТОБУСЫ": 267
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ДИЛЕРОВ КОМПАНИИ "РУССКИЕ АВТОБУСЫ" 273
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ДИЛЕРЫ ОАО "АЗ "УРАЛ": АДРЕС, РУКОВОДСТВО, КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ 277
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. КООРДИНАТЫ СБОРОЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОАО "ГАЗ" В СТРАНАХ СНГ 279
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ ДИЛЕРОВ ОАО "УАЗ" 280
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ДИЛЕРОВ ОАО "УАЗ" 300
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. УСЛОВИЯ КРЕДИТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЦ НА ПОКУПКУ НОВЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ В МАРТЕ 2006 Г. 306
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. УСЛОВИЯ КРЕДИТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА ПОКУПКУ ПОДЕРЖАННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ В МАРТЕ 2006 Г. 308
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. УСЛОВИЯ КРЕДИТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА ПОКУПКУ НОВЫХ ИНОСТРАННЫХ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ В МАРТЕ 2006 Г. 309
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. УСЛОВИЯ КРЕДИТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА ПОКУПКУ ПОДЕРЖАННЫХ ИНОСТРАННЫХ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ В МАРТЕ 2006 Г. 311
ПРИЛОЖЕНИЕ 12. КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ДИЛЕРОВ ООО "СКАНИЯ-ПИТЕР" 312
ПРИЛОЖЕНИЕ 13. ГОРОДА, В КОТОРЫЕ ПОСТАВЛЯЕТСЯ ПРОДУКЦИЯ ЗАВОДА "СКАНИЯ-ПИТЕР" 313
За последние 10 лет урожайность российских ягодников выросла на 18,12%, и в ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост. Ожидается, что урожайность будет расти в среднем на 2% в год, и к 2030 году может составить до 93,9 центнеров ягод с гектара.
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок кейтеринга: итоги 2023 г., прогноз до 2027 г.», выяснилось, что в 2023 г. на российском рынке кейтеринга наблюдался уверенный рост.