52 000 ₽
Российский рынок торговой и офисной недвижимости 2011 г.
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
52 000 ₽
Демоверсия
РБК Исследования рынков

Российский рынок торговой и офисной недвижимости 2011 г.

Дата выпуска: 29 сентября 2011
Количество страниц: 236
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 48489
52 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы
Описание

Аналитическое исследование "Российский рынок торговой и офисной недвижимости, 2011 год», посвящено анализу отечественного рынка коммерческой недвижимости, а именно двух его крупных сегментов - торговой и офисной недвижимости.

Первый раздел отчета посвящен анализу макроэкономических показателей рынка коммерческой недвижимости, влияющих на его развитие. К таким показателям относятся: объем и динамика строительства коммерческой недвижимости, оборот розничной торговли и сетевого ритейла, демографическая ситуация, уровень доходов и покупательской способности населения. Отдельный раздел посвящен динамике инвестиций в строительство торговых и офисных объектов в России, основные инвестиционные сделки, заключенные в 2011 г, распределение инвестиций по сегментам коммерческой недвижимости в 2011 г., ставки капитализации и т.д.
Второй раздел отражает анализ основных характеристик рынка офисной и торговой недвижимости в России. В сегменте торговой недвижимости отчет содержит систематизированные данные по новейшим торговым форматам, развивающихся на Западе и в России (классификация торговых центров по общей площади и территориальной доступности, классификация ТЦ по концепции продаж, варианты развития формата универмагов в России, форматы стрип-моллов и т.д.). Также в отчете исследуется текущее состояние российского рынка торговой недвижимости.

В сегменте офисной недвижимости приводится общепринятая классификация офисных помещений по классам «А», «В», «С»; показывается текущее состояние рынка офисной недвижимости.

Спецификой отчета является региональный анализ рынка торговой и офисной недвижимости по федеральным округам и их крупных городам, где отмечается наиболее высокий уровень развития рынка в регионе. Это - Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Ростова-на-Дону, Ставрополь, Владивосток. Данные по городам позволят оценить инвестиционную привлекательность и уровень развития торгово-офисной недвижимости в этих регионах.
В отчете представлены данные по ведущим торговым, торгово-развлекательным центрам, бизнес-центрам крупных городов, демонстрируются общие характеристики рынка, Данные по объемам ввода торгово-офисной недвижимости в 2010-2011 гг, по структуре спроса и предложения, уровню вакантных площадей, динамике арендных ставок и цен на продажу торговой и офисной недвижимости, планам по строительству и вводу новых торгово-офисных объектов.

Все данные в отчете приведены на 2010-2011 гг.

Основной метод исследования - desk research (кабинетное исследование). В рамках кабинетного исследования были использованы следующие источники:
- данные отраслевых изданий
- данные отраслевых объединений и ассоциаций
- материалы печатных и электронных СМИ

Исследование проведено в августе-сентябре 2011 г.
Объем отчета - 236 стр.
Отчет содержит 129 рисунков и 143 таблицы
Язык отчета - русский.

Развернуть
Содержание
Оглавление 2
Список диаграмм 6
Список таблиц 10
Аннотация 15
Макроэкономические показатели  рынка торговой и офисной недвижимости 17
Строительство коммерческой недвижимости 17
Объем инвестиций в строительство 19
Оборот розничной торговли и развитие сетевого ритейла 25
Демографическая ситуация 29
Уровень доходов и покупательской способности населения 31
Характеристики рынка офисной и торговой недвижимости в России 34
Форматы торгово-офисной недвижимости в России 34
Классификация торговых форматов 34
Состояние российского рынка торговой недвижимости 38
Классификация форматов офисной недвижимости 43
Состояние российского рынка офисной недвижимости 45
Региональный анализ рынка торговой и офисной недвижимости 47
Центральный федеральный округ 47
Макроэкономические показатели 47
Аспекты развития рынка торгово-офисной недвижимости ЦФО 50
Рынок торгово-офисной недвижимости г. Москвы 53
Макроэкономические показатели 53
Рынок офисной недвижимости 58
Общие характеристики 58
Спрос и предложение 63
Арендные ставки 67
Основные тенденции 67
Рынок торговой недвижимости 68
Общие характеристики 68
Развитие торговых форматов 72
Спрос и предложение 77
Арендные ставки 80
Основные тенденции 82
Северо-Западный федеральный округ 83
Макроэкономические показатели 83
Аспекты развития рынка торгово-офисной недвижимости СЗФО 84
Рынок торгово-офисной недвижимости г. Санкт-Петербурга 86
Макроэкономические показатели 86
Рынок торговой недвижимости 89
Общие характеристики 89
Структура рынка 92
Спрос и предложение 94
Арендные ставки 97
Инвестиционные сделки 98
Основные тенденции 99
Рынок офисной недвижимости 100
Спрос и предложение 103
Арендные ставки 105
Инвестиционные сделки 106
Основные тенденции 107
Приволжский федеральный округ 108
Макроэкономические показатели ПФО 108
Аспекты развития рынка торгово-офисной недвижимости ПФО 109
Рынок торгово-офисной недвижимости г. Нижний Новгород 113
Макроэкономические показатели региона 113
Рынок торговой недвижимости 115
Общие характеристики 115
Развитие торговых форматов 117
Спрос и предложение 121
Арендные ставки 124
Основные тенденции 124
Рынок офисной недвижимости 125
Общие характеристики 125
Спрос и предложение 126
Арендные ставки 129
Основные тенденции 131
Рынок торгово-офисной недвижимости г. Уфа 132
Общие характеристики 132
Спрос и предложение 134
Арендные ставки 136
Основные тенденции 136
Уральский федеральный округ 137
Макроэкономические показатели УрФО 137
Российская Федерация 138
Уральский федеральный округ 138
Аспекты развития рынка торгово-офисной недвижимости УрФО 138
Рынок торгово-офисной недвижимости г. Екатеринбурга 140
Макроэкономические показатели 140
Рынок торговой недвижимости 140
Общая характеристика 140
Арендные ставки 145
Основные тенденции 145
Рынок офисной недвижимости 146
Общая характеристика 146
Основные тенденции 149
Рынок торгово-офисной недвижимости г. Челябинска 149
Макроэкономические показатели 149
Рынок торговой недвижимости 150
Общая характеристика 150
Спрос и предложение 152
Основные тенденции 156
Рынок офисной недвижимости 157
Общая характеристика 157
Спрос и предложение 157
Арендные ставки 161
Основные тенденции 162
Сибирский федеральный округ 163
Макроэкономические показатели СФО 163
Российская Федерация 164
Сибирский федеральный округ 164
Аспекты развития рынка торгово-офисной недвижимости СФО 165
Рынок торгово-офисной недвижимости г. Новосибирска 166
Макроэкономические показатели 166
Рынок торговой недвижимости 167
Общая характеристика 167
Спрос и предложение 171
Арендные ставки 175
Основные тенденции 176
Рынок офисной недвижимости 176
Общая характеристика 176
Спрос и предложение 179
Арендные ставки 181
Основные тенденции 183
Южный и Северокавказский федеральные округа 183
Макроэкономические показатели ЮФО 183
Макроэкономические показатели СКФО 184
Аспекты развития рынка торгово-офисной недвижимости ЮФО и СКФО 186
Рынок торгово-офисной недвижимости г. Ростова-на-Дону 190
Макроэкономические показатели 190
Рынок торговой недвижимости 191
Рынок офисной недвижимости 196
Рынок торгово-офисной недвижимости  г. Ставрополя 200
Макроэкономические показатели 200
Рынок торговой недвижимости 201
Общая характеристика 201
Спрос и предложение 203
Арендные ставки 205
Основные тенденции 207
Рынок офисной недвижимости 207
Общая характеристика 207
Спрос и предложение 207
Арендные ставки 208
Основные тенденции 210
Дальневосточный федеральный округ 210
Макроэкономические показатели ДВФО 210
Аспекты развития рынка торгово-офисной недвижимости ДВФО 212
Рынок торгово-офисной недвижимости г. Владивостока 214
Макроэкономические показатели 214
Рынок офисной недвижимости 215
Общая характеристика 215
Спрос и предложение 219
Арендные ставки 220
Основные тенденции 221
Рынок торговой недвижимости 221
Общая характеристика 221
Арендные ставки 224
Основные тенденции 225
Приложение 1. Рейтинг торговых центров в России 226
Приложение 2. Классификация бизнес-центров 229
Развернуть
Иллюстрации
 

Рис. 1. Доля коммерческой недвижимости в общем объеме ввода нежилых зданий в РФ, %, 2011 г.

17

Рис. 2. Ввод в действие коммерческой недвижимости в РФ до 2011 г., в млн. м. кв., в %

18

Рис. 3. Ввод в действие коммерческой недвижимости в РФ по числу зданий, тыс. единиц

18

Рис. 4. Объем инвестиций в строительство РФ до 2011 г., млрд. руб. и %

20

Рис. 5. Распределение инвестиций по сегментам рынка коммерческой недвижимости России, %, 2011 г.

21

Рис. 6. Инвестиции в российскую недвижимость по регионам РФ, 1-е полугодие 2011 г., %

22

Рис. 7. Распределение инвестиций по источнику капитала на рынке коммерческой недвижимости РФ, в % до 2011 г.

22

Рис. 8. Объем инвестиций в коммерческую недвижимость России по типу сделки, 2009-2011 г., %

23

Рис. 9. Сравнение ставок капитализации в мировых столицах (рынок офисной недвижимости), %, 2010 г.

24

Рис. 10. Динамика оборота розничной торговли в  РФ, в млрд. руб. и %

26

Рис. 11. Структура оборота розничной торговли в РФ, %

26

Рис. 12. Демографическая динамика населения в России, тыс. чел.

29

Рис. 13. Динамика прожиточного минимума в среднем на душу населения РФ до 2013 г., тыс. руб.

31

Рис. 14. Динамика среднедушевых денежных доходов населения РФ, руб.

32

Рис. 15. Распределение населения РФ по величине среднедушевых денежных доходов, %

32

Рис. 16. Распределение малоимущего населения РФ по основным группам, %

33

Рис. 17. Распределение площадей ТЦ по городам России, %

38

Рис. 18. Оборот розничной торговли в Центральном федеральном округе до 2011 г, в тыс. руб. и %

48

Рис. 19. Объем строительства коммерческой недвижимости в ЦФО до 2011 г., в тыс. кв. м.

49

Рис. 20. Московский бизнес-центр «Золотое кольцо» как образец офисных площадей нового поколения

50

Рис. 21. Динамика оборота розничной торговли в Москве и Московской обл., млн. руб.

53

Рис. 22. Распределение инвестиций по сегментам коммерческой недвижимости г. Москвы, 2010 г, %

54

Рис. 23. Динамика строительства и объема предложения офисных площадей в г. Москве до 2011 г., тыс. кв. м.

59

Рис. 24. Квартальная динамика ввода качественных офисных площадей в г. Москве, 2010 г., общая площадь, тыс. кв. м.

59

Рис. 25. Динамика структуры строительства офисных площадей в г. Москве по классам, %

60

Рис. 26. Структура нового ввода офисной недвижимости в Москве в 2010 г. по удаленности от центра, %

62

Рис. 27. Структура спроса на аренду офисных помещений по классу зданий в г. Москве, 2011 г., %

64

Рис. 28. Структура спроса на покупку офисных помещений по классу зданий в г. Москве, 2011 г., %

64

Рис. 29. Структура спроса на офисные помещения в г. Москве по специализации компаний, 1-е полугодие 2011 г.

65

Рис. 30. Структура спроса рынка офисной недвижимости г. Москвы по размеру арендуемой площади в 2009-2010 гг., %

66

Рис. 31. Структура спроса на покупку офисных помещений по метражу, г. Москва, 2011 г., %, кв. м.

66

Рис. 32. Распределение ТЦ и ТРЦ г. Москвы по масштабу, 2011 г., %

73

Рис. 33. Структура ввода новых торговых площадей по форматам г. Москвы, 2011 г., %

73

Рис. 34. Структура ввода новых торговых площадей по форматам в г. Москве в 2010 г, %

74

Рис. 35. Торговые операторы, работающие в сегменте «гипермаркет» на рынке торговой недвижимости г. Москвы, 2011 г.

74

Рис. 36. Распределение спроса по профилю компаний, арендующих торговые помещения в формате «street-retail» в Москве, 2011 г., %

77

Рис. 37. Ввод вакантных площадей в зависимости от объема нового строительства в г. Москве, тыс. кв. м. в 2008-2010 гг.

78

Рис. 38. Динамика размера ТЦ в объеме нового строительства на рынке торговой недвижимости г. Москвы, тыс. кв. м. (средняя площадь)

79

Рис. 39. Структура спроса по запрашиваемой площади помещений на рынке торговой недвижимости в г. Москве, 2009-2010 гг.

79

Рис. 40. Объем строительства коммерческой недвижимости в СЗФО до 2011 г., в млн. м. кв.

84

Рис. 41. Распределение офисных площадей по классам в г. Калининграде, %

85

Рис. 42. Оборот розничной торговли в Санкт-Петербурге до 2011 г., млрд. руб. и %

87

Рис. 43. Объем инвестиционных сделок на рынке коммерческой недвижимости г. Санкт-Петербурга, $млн. и %

88

Рис. 44. Доля торговых площадей (GLA) в структуре общей площади торговых объектов в г. Санкт-Петербург, %, 2011 г.

89

Рис. 45. Динамика и прирост торговых площадей в торговых объектах г. Санкт-Петербурга до 2011 г., тыс. кв. м.

90

Рис. 46. Распределение рынка торговой недвижимости г. Санкт-Петербурга по форматам, %, 2011 г.

92

Рис. 47. Структура прироста предложения торговой недвижимости г. Санкт-Петербург по типу объектов в 2010 г., %

93

Рис. 48. Структура рынка действующих торговых объектов по административным районам г. Санкт-Петербург, %, на 2011 год

93

Рис. 49. Динамика предложения торговой недвижимости г. Санкт-Петербурга до 2011 г. в тыс. кв. м. и %

94

Рис. 50. Крупные собственники торговых центров в г. Санкт-Петербург (по объему торговой площади), %, 2011 г.

95

С полным списком иллюстраций можно ознакомиться в демо-версии исследования

Развернуть
Таблицы
 

Табл. 1. Оценка факторов, ограничивающих деловую активность строительных организаций в РФ, (в % от числа обследованных организаций)

19

Табл. 2. Минимальные ставки капитализации для качественных объектов коммерческой недвижимости в РФ на 2011 г.

23

Табл. 3. Инвестиционные сделки на российском рынке торговой и офисной недвижимости в РФ, заключенные в 1 кв. 2011 г.

24

Табл. 4. Число розничных рынков в России 2010-2011 гг, единиц

27

Табл. 5. Общая торговая площадь крупнейших сетей FMCG в России в 2007-2011 гг., тыс. кв. м.

28

Табл. 6. 12 городов РФ с населением свыше 1 млн. чел., на 2011 г.

30

Табл. 7. ТОП-10 самых перспективных мегаполисов России, 2011 г.

30

Табл. 8. Классификация торговых центров по общей площади и территориальной доступности

34

Табл. 9. Классификация ТЦ по концепции продаж

35

Табл. 10. Варианты развития формата универмагов в России

36

Табл. 11. Форматы стрип-моллов

36

Табл. 12. Общая площадь торговых центров в городах РФ, в кв.м. на 1000 чел.

39

Табл. 13. Характеристики объектов сети ТРЦ «Июнь»

40

Табл. 14. Наиболее привлекательные арендаторы ТЦ Москвы и регионов России, 2011 г.

42

Табл. 15. Классификация офисных центров по классам «А», «В», «С»

43

Табл. 16. Рейтинг крупных городов мира по объемам строительства офисных площадей, 2010 г.

46

Табл. 17. Ввод в действие зданий жилого и нежилого назначения в Центральном федеральном округе, в 1-м кв. 2011 г.

49

Табл. 18. Торговые объекты Воронежа, заявленные к вводу в эксплуатацию до конца 2012 г.

51

Табл. 19. Основные сделки по продаже активов торговой недвижимости в г. Москвы, 2010 г.

54

Табл. 20. Сделки в сегменте купли-продажи офисной недвижимости в г. Москве, 2010 г.

55

Табл. 21. Сделки в сегменте аренды офисных помещений в г. Москве, 2010 г.

56

Табл. 22. Некоторые сделки аренды, совершенные на рынке офисной недвижимости в г. Москве в 1-м полугодии 2011 г.

57

Табл. 23. Основные показатели рынка офисной недвижимости г. Москвы в 1-м полугодии 2011 г.

58

Табл. 24. Наиболее крупные офисные центры, введенные в эксплуатацию в г. Москве, 2010 г.

60

Табл. 25. Офисные помещения, выход на московский рынок которых ожидается в 2011 году

62

Табл. 26. Рейтинг московских бизнес-центров с лучшими условиями парковки, 2011 г.

63

Табл. 27. Базовые арендные ставки на офисные помещения в г. Москве, 2010-2011 гг.

67

Табл. 28. Уровень средних цен на продажу офисных помещений в г. Москве к началу 2011 г.

67

Табл. 29. Основные показатели рынка торговых центров г. Москвы, 1-й квартал 2011 г.

68

Табл. 30. События, повлиявшие на увеличение спроса и предложения на рынке торговой недвижимости г. Москвы в 2010-2011 гг.

69

Табл. 31. Ввод торговых объектов в Москве в 2010 г.

70

Табл. 32. Ввод в эксплуатацию торговой недвижимости в г. Москве, 2011 г.

71

Табл. 33. Рейтинг ведущих ТЦ г. Москвы с сильной развлекательной составляющей, 2011 г.

75

Табл. 34. Новые форматы ведущих операторов на рынке торговой недвижимости г. Москвы, 2011 г.

76

Табл. 35. Динамика предложения и строительства ТЦ в г. Москве до 2011 г., тыс. кв. м.

78

Табл. 36. Распределение спроса арендаторов по форматам помещений в торговых центрах, 1 квартал 2011 г., %

80

Табл. 37. Арендные ставки на торговые помещения в г. Москве,  2010 г.

80

Табл. 38.  Арендные ставки в зависимости от площади и значимости арендатора в торговых центрах г. Москвы, 2011 г.

81

Табл. 39. Диапазон и средние арендные ставки по профилю якорных арендаторов в ТЦ г. Москвы, $ в год, на 2011 год

81

Табл. 40. Размер арендных ставок на помещения формата street-retail в зависимости от профиля арендатора в г. Москве, $ за 1 кв. м., 1 кв. 2011 г.

81

Табл. 41. Диапазон средних ставок аренды торговых помещений по основным торговым коридорам в формате street-retail в г. Москве, $ за 1 кв. м. в год, 2011 г.

82

Табл. 42. Распределение арендных ставок по основным торговым улицам в сегменте street-retail в зависимости от стороны торгового коридора в Москве, $ за 1 кв. м. в год

82

Табл. 43. Ввод в действие зданий жилого и нежилого назначения  в СЗФО в 1-м кв. 2011 г.

83

Табл. 44. Крупнейшие инвестиционные сделки на рынке коммерческой недвижимости Санкт-Петербурга в 2010 г.

88

Табл. 45. Основные показатели рынка торговой недвижимости Санкт-Петербурга на 1 полугодие 2011 г.

89

Табл. 46. Торговые центры, введенные в эксплуатацию в г. Санкт-Петербург,  2010 г.

90

Табл. 47. Торговые центры, планируемые к открытию в г. Санкт-Петербург, 2011 г.

91

Табл. 48. Структура предложения торговых площадей по классу недвижимости в г. Санкт-Петербург, %

95

Табл. 49. Арендные ставки на торговые помещения в г. Санкт-Петербург, 1 кв. 2011 г.

97

Табл. 50. Размер арендной ставки в зависимости от площади, 2011 г, руб. / кв.м. / год

97

Развернуть
Материалы по теме
Статья, 23 января 2020 Компания "Строительная информация" Рынок вододисперсионных лакокрасочных материалов Рост рынка вододисперсионных ЛКМ строительного назначения составил 4% в натуральном выражении. В деньгах рынок вырос на 2%.

По данным исследования, проведенного компанией «Строительная информация», в сегменте вододисперсионных ЛКМ по итогам первого полугодия 2019 года отмечен рост рынка на 4%. По предварительной оценке, по году в целом темп прироста не увеличится, по сравнению с 2018 годом прирост останется на уровне 3-4%.
Емкость рынка водных ЛКМ по итогам 2019 года в натуральном выражении можно оценить на уровне 930-940 тыс. тонн. Стоимостная оценка рынка текущего года порядка 169 млрд. рублей. В следующем году в натуральном выражении можно ожидать рост рынка на те же 3-4%. При этом вряд ли рынок в деньгах в 2020 году вырастет пропорционально тоннажу. С учетом перераспределения структуры потребления в сторону более дешевых продуктов внутри групп материалов, а также пусть небольшого, но все-таки снижения доли более дорогих импортных материалов, в деньгах рынок водных ЛКМ в 2020 году увеличится приблизительно на 2%.
Динамика выпуска и потребления в отдельных товарных группах не одинакова – с более высоким, чем в целом по рынку темпом росли продажи готовых шпатлевок и грунтовок, наименьший темп прироста зафиксирован применительно к краскам, лакам, антисептикам.

Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще