Настоящий отчет является частью маркетингового исследования «Розничные торговые сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров (FMCG) в России» посвящено анализу развития российской сетевой продовольственной розницы в 2014 г. и первой половине 2015 года.
Основным событием года стало введение продовольственного эмбарго, которое кардинально изменило ситуацию на рынке. Результатом стали пересмотр ассортиментной стратегии, изменение цепочек поставок и пересмотр долгосрочной стратегии развития с учетом импортозамещения продовольственных товаров.
В маркетинговом исследовании РБК.research описана актуальная ситуация на рынке сетевой розницы Дальневосточного федерального округа.
Работа включает в себя анализ социально-экономического развития округа в 2009-2014 гг., уровня развития сетевого продовольственного ритейла в нем и анализа доминирующих в регионе торговых сетей. Мы рассмотрели наиболее развитые с точки зрения розничной торговли регионы России, а также потенциально перспективные регионы для развития современных форматов сетевой торговли.
При проведении исследования применялись следующие методы:
- анкетирование торговых сетей
- интервью с представителями торговых сетей
- кабинетное исследование.
- анализ статистических данных ФТС РФ
Аннотация | 2 | |||
Полное оглавление | 4 | |||
Список таблиц | 5 | |||
Дальневосточный федеральный округ | 6 | |||
Макроэкономические показатели ДВФО | 6 | |||
Крупнейшие города и численность населения | 7 | |||
Уровень доходов населения | 7 | |||
Розничная торговля | 8 | |||
Приморский край | 10 | |||
Макроэкономические показатели | 10 | |||
Ситуация на продовольственном рынке Приморского края | 10 | |||
Торговые сети Приморского края | 13 | |||
Хабаровский край | 21 | |||
Макроэкономические показатели | 21 | |||
Ситуация на продовольственном рынке Хабаровского края | 22 | |||
Торговые сети Хабаровского края | 23 |
Табл. 1. Общие данные по ДВФО, на 1 января 2015 г. | 7 |
Табл. 2. Наиболее крупные города ДВФО на 1 января 2015 г., человек | 7 |
Табл. 3. Среднедушевые доходы населения ДФО, руб., 2014 г. | 8 |
Табл. 4. Оборот розничной торговли в регионах ДВФО, 2014 г. | 9 |
Табл. 5. Оборот розничной торговли по торговым сетям, 2014 г. | 9 |
Табл. 6. Население Приморского края (на 01.01.2015) | 10 |
Табл. 7. Розничная торговля Приморского края, 2009-2014 гг. | 10 |
Табл. 8. Структура оборота розничной торговли Приморского края, 2009-2014 гг., % | 11 |
Табл. 9. Крупнейшие торговые сети Приморского края по количеству магазинов, 2014 – 2015 гг. | 13 |
Табл. 10. Население Хабаровского края (на 01.01.2015) | 21 |
Табл. 11. Розничная торговля в Хабаровском крае, 2009-2014 гг. | 22 |
Табл. 12. Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в обороте розничной торговли Хабаровского края, 2009-2014 гг., % | 23 |
Табл. 13. Крупнейшие торговые сети Хабаровского края по количеству магазинов, 2014 – 2015 гг. | 23 |
Российский рынок розничной торговли овощами и фруктами продолжает развиваться, отражая региональные особенности спроса и демографические различия. Такие показатели, как численность населения, плотность застройки и традиционные предпочтения жителей, определяют распределение магазинов в разных городах.
По состоянию на весну 2024 года, в 50 крупных российских городах насчитывалось более 12 тысяч розничных точек по продаже овощей и фруктов. Лидерами по числу таких магазинов стали Москва (3,3 тыс.), Санкт-Петербург (1,4 тыс.) и Омск (636). За ними следовали Краснодар, Самара, Новосибирск и Воронеж.
Однако в пересчете на количество жителей лидеры распределились иначе. Первое место заняла Тула (9,4 точки на 10 тыс. чел.), за ней следуют Иркутск (7,8) и Якутск (7,7). Также в топ списка вошли Сочи, Омск и Краснодар. Минимальное число розничных магазинов по продаже овощей и фруктов на душу населения было зафиксировано в Твери (0,6 точки на 10 тыс. чел.).
В целом, российский рынок фруктов и овощей демонстрирует устойчивый рост благодаря увеличению внутреннего производства, поддержке государства и расширению посевных площадей. На фоне снижения импорта и роста экспорта активно развиваются как базовые сегменты (борщевой набор, яблоки, томаты), так и новые направления, включая экзотические фрукты.
Потребление овощей и фруктов на душу населения увеличивается, что связано с популяризацией здорового питания и доступностью тепличной продукции. Основные перспективы рынка связаны с улучшением качества продукции, модернизацией технологий и ростом разнообразия ассортимента.
Получить детальную информацию о развитии рынка можно в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Рынок ритейла в России: фрукты и овощи. Май, 2024».