В отчете приводится краткий аналитический обзор возникновения и трансформации торговых форматов, эволюции деловых стратегий, концепций развития российских компаний.
Значительное внимание уделено рассмотрению роли государства в регламентации деятельности сетевой розницы. Нормативно-правовой контекст вопроса получил особую актуальность после вступления в силу 1 февраля 2010 г. закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
По оценке «Экспресс-Обзор», закон содержит в себе значительные риски для сетевых игроков, так как проводит несимметричные (для сетей и поставщиков) меры, формирует правоприменительные лакуны, и в целом является несвоевременным, так как ограничивает развитие ритейлеров на ещё не до конца сформированном рынке. Доля топ-5 российских ритейлеров в обороте продуктовой розницы не превышает по итогам 2009 г. 15%, в то время как в США, Франции и Великобритании этот показатель находится на уровне 60%, Германии - 80%, Швеции, Норвегии и Дании - больше 90%.
Всего на современные торговые форматы в России приходится около 30% продовольственного розничного оборота, из которых половину занимают дискаунтеры, а другую половину в равных долях делят супер- и гипермаркеты.
Характерно, что вместе с ухудшением макроэкономических показателей произошла резкая смена тренда на снижение доли продуктовой розницы в обороте розничной торговли: с 2002 по 2007 г. ее удельный вес упал с 46,7% до 44,9%, однако уже в 2009 г. увеличился 48,6%. По прогнозу «Экспресс-Обзор», к 2012 г. этот показатель снизится до 47%.
Российская сетевая розница является одной из самых «рыночных» и привлекательных для инвестиций отраслей. Ритейл, в отличие, например, от металлургии, транспорта, нефте- и газодобычи, не имел по объективным причинам возможности эксплуатировать накопленный в советский период производственный, инфраструктурный, кадровый потенциал в силу того, что таковой фактически отсутствовал из-за неэффективности, низкотехнологичности, коррупционности советского торговли.
Роль государства как хозяйствующего субъекта в розничной торговле стала минимальной еще в середине 1990-х гг. Соответственно, именно торговля выступает в качестве наиболее конкурентного, активно внедряющего инновации и западный опыт сектора российской экономики, который, помимо прочего, открыт для зарубежного бизнеса. Существующие в России законодательные ограничения иностранных инвестиций в т. н. «стратегические» отрасли создают искусственные барьеры для развития конкуренции и повышения конкурентоспособности.
Уникальность ритейла заключается в том, что фаза концентрации рынка находится в весьма отдаленном будущем, в силу чего возможности органического, экстенсивного развития будут исчерпаны ещё не скоро. При этом сетевая розница демонстрирует нетипичную для российской экономики в целом гибкость, инновационность, высокую адаптивность.
По прогнозу «Экспресс-Обзор», ключевые розничные игроки в 2010 - 2012 гг. существенным образом скорректируют свои деловые стратегии в силу изменения внешних условий и усиления конкуренции в отдельных рыночных нишах. Основными концепциями развития компаний останутся увеличение рыночной доли и повышение эффективности бизнеса с целью последующей продажи федеральному либо транснациональному оператору. Однако активность M&A в отрасли, за исключением «дефолтных активов», вероятнее всего останется на низком уровне и будет смещена в регионы.
В целом российская розница не сумеет за период 2010 - 2012 гг. преодолеть ресурсной зависимости - нехватку кадров, торговых площадей, компетенций в бизнес-технологиях.
Исследование содержит следующие основные части:
Более подробное содержание каждой части приведено в оглавлении.
АННОТАЦИЯ | 2 | ||
О КОМПАНИИ "ЭКСПРЕСС-ОБЗОР" | 4 | ||
ОГЛАВЛЕНИЕ | 5 | ||
СПИСОК ТАБЛИЦ | 6 | ||
СПИСОК РИСУНКОВ | 7 | ||
Розничная торговля | 8 | ||
| Макроэкономический фон | 8 | |
| Основные понятия и определения | 10 | |
Продуктовая сетевая розница | 13 | ||
| Торговые форматы | 13 | |
| История проникновения в Россию современных торговых форматов | 13 | |
| Классификация современных торговых форматов | 16 | |
| Территориальная структура сетевой розницы | 19 | |
Игроки | 20 | ||
| Конкурентная среда | 20 | |
|
| Деловые стратегии акторов | 20 |
|
| Конкуренция | 27 |
|
| Концепции развития компаний | 29 |
Факторы | 30 | ||
| Ритейлеры vs. поставщики | 36 | |
|
| Риски, заложенные в законе "О торговле" | 40 |
| Качество развития | 42 | |
| Преимущества сетевой розницы | 43 | |
Перспективы | 44 | ||
Приложения | 47 | ||
Список использованных источников и литературы | 51 |
Согласно результатам онлайн-опроса потребителей услуг логопедов, проведенного ГидМаркет, наиболее распространенным источником получения информации на исследуемом рынке выступают рекомендации друзей, коллег или семьи. Так ответили 37,6% респондентов. Таким образом, наиболее эффективным способом продвижения услуг логопеда остается так называемое «сарафанное радио», когда уже прошедшие курс обучения потребители делятся своими положительными отзывами и впечатлениями о конкретном специалисте со своими знакомыми или родственниками.
После взрывного роста, наблюдавшегося в 2023 году, в 2024 году темпы открытий новых заведений в России заметно снизились. Влияние на количественный рост рынка оказывает более сложная макроэкономическая ситуация, в том числе: высокая ставка ЦБ, дефицит кадров, снижение маржинальности на фоне инфляции, рост ставок по аренде и другие факторы.