Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России и СНГ.
К данному бизнес-плану прилагается финансовая модель в отдельном файле, которая позволяет с легкостью выстроить новый финансовый план методом ввода соответствующих данных.
Помимо основных расчетов в бизнес-плане приведен расчет точки безубыточности проекта, а также два варианта кредитного калькулятора, что обеспечивает возможность выбора оптимальных условий кредитования для инициатора проекта или владельца бизнеса.
***
Идея и суть проекта: создание межрегионального комплекса (склада) по хранению, переработке и оптовой продаже сельскохозяйственной продукции.
Специфика деятельности: центральное направление деятельности предприятия – закупка, первичная фасовка и переработка, а также последующий сбыт сельскохозяйственной продукции – «борщевого набора» – капуста, картофель, свекла, лук репчатый, морковь.
Поставки и сбыт: поставки продукции для реализации проекта осуществляются путем закупки овощей у местных сельскохозяйственных производителей с полей. Последующий сбыт осуществляется через национальные и региональные торговые сети оптом.
Хранение продукции: продукция между этапами хранится в специально спроектированных складах, оборудованных согласно требованиям хранения овощных культур.
Целевая аудитория: крупный оптовый покупатель, торговые сети.
Конкурентная среда проекта:
Финансовые показатели проекта:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
руб. |
*** |
NPV |
руб. |
*** |
IRR |
% |
*** |
Срок окупаемости |
лет |
*** |
Дисконтированный срок окупаемости |
лет |
*** |
Вариант кредита 1
Кредитный рычаг % |
85% |
Процентная ставка по кредитам, % |
12% |
Сумма собственных инвестиций, руб. |
*** |
Сумма максимального кредита, руб. |
*** |
NPV |
*** |
IRR инвестора месячный |
*** |
IRR инвестора годовой |
*** |
Период окупаемости |
*** |
Дисконтированный период окупаемости |
*** |
Вариант кредита 2
Кредитный рычаг % |
90% |
Процентная ставка по кредитам, % |
10% |
Сумма собственных инвестиций, руб. |
*** |
Сумма максимального кредита, руб. |
*** |
NPV |
*** |
IRR инвестора месячный |
*** |
IRR инвестора годовой |
*** |
Период окупаемости |
*** |
Дисконтированный период окупаемости |
*** |
Выдержки из исследования
Сельское хозяйство России с 2000-х годов является одной из наиболее активно и успешно развивающихся отраслей российской экономики. Вопреки распространённым мифам, сельское хозяйство в стране не только крайне выгодно и рентабельно, но и практически полностью обеспечивает продовольственную безопасность России, а также позволяет экспортировать значительные объёмы сельскохозпродукции за рубеж.
***
Доля сельского хозяйства в ВВП России составляет *** %. Объём валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве России составляет *** трлн. руб. Доля занятых в сельском хозяйстве России – 10 %.
Производство картофеля и овощей сосредоточено в хозяйствах населения, которыми в 2014г. выращено ***% общего сбора картофеля и ***% овощей (в 2013г. – соответственно ***% и 69,4%).
***
Реализация продукции. В 2014г., возросла продажа основных продуктов сельского хозяйства всеми сельхозпроизводителями. В хозяйствах всех категорий, по расчетам, реализовано по всем каналам ***млн. тонн зерна (121,4% к уровню 2013г.), ***млн. тонн картофеля (100,3%), *** млн. тонн овощей (102,6%), 11,0 млн. тонн скота и птицы (в живом весе) (105,5%), *** млн. тонн молока (101,2%), *** млрд. штук яиц (100,2%).
***
В сельскохозяйственных организациях в 2014 г. также отмечался рост реализации зерна, подсолнечника, овощей, скота и птицы (в живом весе) и молока.
***
Важно отметить также зависимость российских производителей от иностранных поставщиков из стран, использующих санкции в отношении России в 2014 году.
***
Политические и макроэкономические события, произошедшие в 2014 году (конфликт со странами Запада, последующее введение продовольственного эмбарго и девальвация рубля), в целом имеют для отрасли благоприятный эффект:
1. Эмбарго на импорт продукции из стран, использующих санкции против России (ЕС, США), коснулось порядка *** % импорта и привело к росту цен на внутреннем рынке и доходности в сегментах агробизнеса, где были широко представлены зарубежные аналоги российской продукции. В первую очередь данный эффект проявится в секторах молочного скотоводства, свиноводства, птицеводства, производстве овощей закрытого грунта и сахароносов.
2. Девальвация рубля привела к снижению относительной (в долларовом выражении) стоимости услуг и товаров естественных монополий – природного газа, электроэнергии, железнодорожных перевозок (в меньшей степени сказанное относится к регулируемому рынку моторных топлив, в частности дизтоплива). Этот эффект повышает конкурентоспособность отечественных аграриев в сравнении с иностранными фермерами. В особенности значительным он может оказаться для тепличного хозяйства.
Схожий позитивный эффект будет выражаться в снижении стоимости ряда других крупных статей затрат – в частности оплаты труда.
3. Небольшое снижение покупательной способности населения в рублевом эквиваленте (с учетом инфляции) и значительное – в долларовом, приведет к естественному замещению части относительно дорогих импортных продуктов питания отечественными аналогами.
***
По информации Министерства сельского хозяйства, урожайность зерновых в ***кой области в текущем году превысила аналогичные показатели прошлого года на 55%, что составляет *** тыс. тонн. Сбор зерновых культур с одного гектара составил *** центнера с гектара, что является также высоким показателем. ***, ***, ***й, *** муниципальные районы и городской округ *** являются лидерами по сбору зерна – от 37 до 45 центнеров зерна с гектара земли. В 2014 году площади ярового сева увеличены до *** тыс. га, что превышает показатели 2013 года более чем на 33%. Всего в 2014 году планируется ввести в оборот 50 тыс. га земли, до конца 2020 г. эта цифра должна достигнуть 400 тыс. га.
***
Любой рынок, овощной не исключение, можно разделить на три основных группы потребителей – массовый (mass), средний (medium) и премиальный (premium) сегменты. Соответственно этой классификации делятся и товары. У каждой категории существуют свои отличия и свои конкурентные преимущества, в зависимости от которых продукт и позиционируется по цене и месту на «полке». Это классическая рыночная модель, которую используют в большинстве торговых сетей.
***
Опросы показывают, что потребители готовы платить за брендированные продукты на ***% больше по сравнению с «безымянным» расфасованным картофелем. Согласно мнению участников рынка, чтобы предложить покупателям чистые овощи в красивой упаковке, производителям приходится увеличивать затраты на производство каждого килограмма овощей на ***%. Обработанный брендированный картофель, например, позволяет получить до 10 рублей добавочной стоимости с 1 кг, что обеспечивает рентабельность в ***% против ***% при производстве обычной картошки.
В Москве, по оценке Depot WPF[1], брендированные овощи готовы покупать около ***% потребителей, а в целом этот сегмент занимает около ***% ***кого картофельного рынка, составляющего *** тыс. тонн.
Продукты под брендом рассчитаны на потребителей, живущих в больших городах, с доходом средним/средним плюс, испытывающих дефицит времени для приготовления еды.
Как отмечают ***% опрошенных покупателей, секции супермаркетов являются основным регулярным местом покупки овощной продукции вне сезона выращивания (на протяжении ноября-мая) и лишь ***% покупают овощи в настоящее время на местных сельскохозяйственных рынках. Обратная тенденция наблюдается в сезон массового выращивания – ***% опрошенных регулярно покупают овощи на сельскохозяйственных рынках и лишь ***% – в супермаркетах. Необходимо также отметить, что в сезон выращивания 17% респондентов потребляют продукцию с собственных приусадебных участков, а вне сезона – лишь ***%. Кроме того, ***% опрошенных указали на специализированные овощные магазины как основное место покупки овощной продукции вне сезона ее производства.
Что касается периодичности покупки овощной продукции в супермаркетах, то независимо от ее вида большинство опрошенных покупает овощи 1 раз в неделю (процент покупки разных видов овощей колеблется от *** до ***%).
На втором месте по периодичности стоит покупка овощей 1 раз в месяц. Причем наибольшая часть опрошенных покупают в супермаркетах лук (***%), морковь и капусту (по ***%).
Средний объем покупки данных овощей составляет: лук – ***кг, капуста – ***кг, морковь – ***кг.
Перечень таблиц, диаграмм |
4 |
Резюме |
6 |
Раздел 1. Описание проекта |
8 |
1.1. Описание категорий продукции |
9 |
Раздел 2. Анализ рынка |
11 |
2.1. Тенденции и развитие АПК России |
11 |
2.1.2. Современные тенденции развития АПК РФ с учетом влияния экономических и политических факторов |
14 |
2.2. Состояние АПК ***ой области |
18 |
2.2.1. Соотношение объемов производства и объемов потребления основных категорий продовольственной продукции |
22 |
2.2.2. Структура посевных площадей |
24 |
2.3. Ценовая политика АПК |
28 |
2.4. Состояние сегмента переработки плодоовощной продукции |
31 |
2.4.1. Спрос на плодоовощную продукцию различной переработки |
33 |
2.4.2. Потребительские предпочтения в секторе овощной продукции |
36 |
2.5. Агропромышленный комплекс ***ской области |
40 |
2.5.1. Общие показатели агропромышленного комплекса ***ской области |
40 |
Раздел 3. Конкурентная среда и поставщики |
42 |
3.1. Поставщики проекта |
42 |
3.2. Конкурентное окружение |
43 |
Раздел 4. Маркетинг проекта |
56 |
4.1. Сбыт продукции Проекта (торговые сети) |
56 |
4.2. Процесс закупки фруктов и овощей торговыми сетями |
61 |
Раздел 5. Организационный план |
63 |
Раздел 6. Производственный план |
64 |
6.1. Проектирование склада |
64 |
6.2. Типовой проект овощехранилища на 1 000 тонн |
69 |
Раздел 7. Финансовый план |
71 |
7.1. Допущения проекта |
71 |
7.2. Цена продукции |
72 |
7.3. Сезонность проекта |
85 |
7.4. Объемы закупки и продаж |
87 |
7.5. Выручка проекта |
88 |
7.6. Персонал проекта |
93 |
7.7. Затраты проекта |
94 |
7.8. Налоги проекта |
109 |
7.9. Отчет о прибыли и убытках |
123 |
7.10. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
132 |
7.11. Отчет о движении денежных средств |
143 |
7.11. Финансовые показатели проекта |
144 |
7.12. Варианты выбора кредита |
146 |
7.13. Расчет точки безубыточности |
148 |
Раздел 8. Анализ чувствительности проекта |
149 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
158 |
― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
✔️В частности, почти 38% опрошенных 18–54 лет просматривают сайт ресторана перед посещением, что намного больше значения предыдущего года (34,7%). Гости хотят заранее иметь подробную информацию о меню, атмосфере заведения и специальных предложениях.