РЕЗЮМЕ
Выгоды динамичного роста банкострахования достаются кэптивным страховщикам. Уни-версальным страховым компаниям придется развивать стагнирующее страхование рисков
юрлиц и самих банков. По мнению «Эксперта РА», большая часть привлекательного розничного
бизнеса по банкострахованию перейдет в дочерние страховые компании банков, что повысит при -быльность всей финансовой группы. Уже сейчас страховщики – дочерние компании банков входят
в число лидеров по объемам чистой прибыли, полученной за 2011 год, а доля «кэптивных» страхо -вых компаний в банкостраховании увеличилась с 15% за 2010 год до 28% за 2011 год. Меньшая
доля рынка банкострахования, связанная со стагнирующим страхованием рисков юридических лиц
и слабо развитым страхованием рисков банков, останется универсальным страховщикам.
Быстрее, выше, сильнее: кэптивные страховые компании вышли в лидеры по темпам
прироста взносов и чистой прибыли. По данным «Эксперта РА», рынок банкострахования в
2011 году рос высокими темпами. Его объем составил 125 млрд рублей, что на 32% выше объ-ема 2010 года. По нашим оценкам, в 2012 году рынок банкострахования продолжит расти тем -пами в 30%. В 2011 году быстрее всего в секторе банкострахования росли страховые компании,
аффилированные с банками. Из 20-ти крупнейших страховщиков по объему взносов, собранных
через банки, по темпам прироста премий в тройку лидеров входят кэптивные страховщики (ООО СК
«ВТБ Страхование», Группа страховых компаний «СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ Страхование», ГСК «Русский
стандарт»). Кроме этого, по величине чистой прибыли, полученной за 2011 год, эти же компании
также являются лидерами: ООО СК «ВТБ Страхование» занимает 3-е место, ГСК «Русский стан -дарт» – 4-е место, Группа страховых компаний «СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ Страхование» – 6-е место.
Все лучшее детям: самый привлекательный розничный бизнес перейдет банковским «доч-кам». Кэптивные страховщики заберут большую долю розничного банкострахования, способствовать
этому будут также новые страховые дочки Сбербанка и Россельхозбанка. Модель взаимодействия
банка с аффилированной страховой компанией крайне привлекательна в части страхования жизни
и здоровья заемщиков, а также страхования заемщика от потери работы. Эти виды страхования яв -ляются наименее убыточными, что позволяет финансовой группе генерировать высокую прибыль.
Кроме этого, уже второй год подряд страхование жизни и здоровья заемщика при потребительском
кредитовании показывает высокие темпы прироста взносов (+53% за 2011 год), что позволило
ему выйти на второе место по объему после страхования автокаско.
Сухой остаток: долю рынка, связанную со страхованием рисков заемщиков – юридиче-ских лиц и банковских рисков, займут универсальные страховщики. Однако эта часть рынка
банкострахования не является такой привлекательной, как розничная. Несмотря на оживление кре -дитования, страхование залогового имущества юридических лиц стагнирует, оно так и не вышло на
докризисный уровень и продолжает сокращаться (-4% за 2011 год). Причина – повышение доли
беззалогового кредитования и замена залогового на другие виды обеспечения. Увеличивается стра -хование малого и среднего бизнеса при кредитовании. Однако компании МСБ не всегда обладают
имуществом, которое можно было бы предоставить в залог, поэтому в этой категории заемщиков
наиболее распространенным является страхование товаров в обороте (+86% за 2011 год). В секторе
страхования рисков банков большинство из них рассматривают страхование не как инструмент защи -ты собственных операционных рисков, а всего лишь как способ повышения лояльности персонала.
После взрывного роста, наблюдавшегося в 2023 году, в 2024 году темпы открытий новых заведений в России заметно снизились. Влияние на количественный рост рынка оказывает более сложная макроэкономическая ситуация, в том числе: высокая ставка ЦБ, дефицит кадров, снижение маржинальности на фоне инфляции, рост ставок по аренде и другие факторы.
Российский рынок битумов показывает положительную тенденцию роста своей объемности, рост средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и корректировку контрактных цен на импортируемую продукцию.
― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?