Замещение падающего кредитного страхования некредитным позволило избежать сильного сокращения рынка банкострахования. За 2015 год объем банкострахования сократился на 0,5%, в то время как драйвер прошлых лет – кредитное розничное страхование – сократилось на 20,5%. Поддержкой рынка стало некредитное страхование клиентов банков, увеличившись на 42,5% за 2015 год. Его рост был связан с активностью страховщиков, аффилированных с банками. Структура банкострахования при этом существенно изменилась в 2015 году: доли розничных кредитного (48,8%) и некредитного (38,8%) страхования сократили разрыв. За счет сжатия портфелей кредитных страховщиков крупных игроков на рынке банкострахования стало меньше, а концентрация – выше. Доля топ-3 страховщиков за 2015 год увеличилась на 9 п. п. и составила 46%, а доля «кэптивных» страховщиков увеличилась на 14 п. п., до 66%. По прогнозу RAEX (Эксперт РА), в 2016 году будут расти все сегменты банкострахования, что приведет к приросту рынка на 20%.
Падение кредитного страхования возместил рост банкострахования, не связанного с кредитованием. Объем страховых взносов, полученных через банковский канал продаж за 2015 год, составил 213 млрд рублей, что на 0,5% меньше показателя за 2014 год. Доля банкострахования в общем объеме страхового рынка снизилась за 2015 год на 0,9 п. п. и составила 20,8%. Связанное с кредитованием розничное страхование за 2015 год сократилось на 20,5% (-27 млрд рублей), страхование юрлиц – на 14,3% (-2,1 млрд рублей). Некредитное страхование клиентов банков в 2015 году продолжило рост, который составил +42,5%, или 24,7 млрд рублей. Рост некредитного банкострахования обеспечен активностью страховщиков, связанных с банками, по продвижению таких страховых продуктов. В результате доля «кэптивных» страховщиков увеличилась за 2015 год на 14 п. п. и составила 66%, а доля топ-3 страховщиков – на 9 п. п.
Некредитное розничное банкострахование становится значимым сегментом в структуре рынка. Доля розничного страхования клиентов банков, не связанного с кредитованием, увеличилась с 27,1% за 2014 год до 38,8% за 2015 год, а доля розничного страхования, связанного с кредитованием, наоборот, снизилась с 61,1% за 2014 год до 48,8%. В некредитном банкостраховании фокус страховщиков был направлен на инвестиционное страхование жизни, которое за 2015 год прибавило 76% и составило 49,3 млрд рублей, а также страхование имущества физических лиц с темпом прироста взносов 55,4% и объемом 7,8 млрд рублей. Смешанное страхование жизни росло менее высокими темпами (+11,1%) и составило 16,7 млрд рублей за 2015 год.
Основное негативное влияние на рынок банкострахования оказало снижение потребительского кредитования и автокредитования. Страхование жизни и здоровья заемщиков-физлиц за 2015 год сократилось с 59,4 до 45,3 млрд рублей (-23,7%), автострахование при кредитовании – с 34,9 до 15,3 млрд рублей (-56,2%). Ужесточение требований банков к ипотечным заемщикам в части обязательного приобретения страхования, а также спрос на ипотечные кредиты в преддверии ожидавшегося завершения программы поддержки ипотечного кредитования привели к росту ипотечного страхования на 28,8% за 2015 год, до 20,8 млрд рублей, а возросшие риски сокращений сотрудников из-за кризиса – к росту кредитного страхования заемщика от потери работы на 49,6%, до 13,3 млрд рублей.
Страхование заемщиков – юридических лиц сократилось вслед за кредитованием, а ужесточение риск-менеджмента банков привело к росту страхования их собственных рисков. Основное направление в страховании юрлиц через банки – страхование залогового имущества – за 2015 год сократилось на 3,3% и составило 9,8 млрд рублей. Небольшие по объемам страхование при кредитовании МСБ и сельхозстрахование сократились соответственно с 1,2 до 0,3 млрд рублей и с 1 до 0,8 млрд рублей. В страховании рисков банков рост в 2015 году отмечается по всем направлениям: страхование сотрудников банков увеличилось с 7,8 до 10,6 млрд рублей, имущества – с 1 до 1,1 млрд рублей, специфических рисков банков – с 0,8 до 1,2 млрд рублей.
В 2016 году рынок банкострахования увеличится на 20%. По прогнозу RAEX (Эксперт РА), оживление кредитования будет способствовать росту кредитного розничного страхования на 15% в 2016 году, при этом основной объем взносов придется на страхование жизни и здоровья заемщиков потребительских кредитов (+20%). Некредитное банкострахование в 2016 году также продолжит рост (+30%), что будет обусловлено активностью страховщиков, связанных с банками, а основным драйвером в этом сегменте останется инвестиционное страхование жизни (+40%). Прирост кредитного страхования юридических лиц в 2016 году будет невысоким (+3%), а страхование собственных рисков банков – умеренным (+10%).
Поддержку развитию рынка доставки оказала растущая потребительская уверенность, чему способствует увеличение доходов россиян. Динамичное развитие рынка обеспечивают и изменения, наблюдаемые в потребительском поведении. Питание готовой едой становится частью повседневной жизни россиян. На фоне высокой занятости и ускоряющихся темпов жизни в мегаполисах россияне чаще отказываются от самостоятельной готовки, отдавая предпочтение готовой еде в службах доставки и кулинарии из магазинов.
― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
Маркетплейсы остаются главной движущей силой интернет-торговли в России. Объем трат на этих платформах увеличился на 50% по сравнению с 2022 годом, что подчеркивает растущий интерес потребителей к онлайн-покупкам.
Ведущие площадки, такие как «МЕГА МАРКЕТ», «Wildberries» и «Ozon», стали лидерами по приросту количества транзакций (в 1,6–4,3 раза). Особенно впечатляющие результаты показал «МЕГА МАРКЕТ», где число транзакций выросло более чем в 4 раза.
Рост популярности этих платформ сопровождается увеличением количества селлеров. На «Ozon» за 11 месяцев 2023 года их число увеличилось на 67%, на «Яндекс.Маркете» – на 73%, на «МЕГА МАРКЕТ» - на 95%. Однако не все платформы показали положительную динамику: на «AliExpress» и «KazanExpress» наблюдалось сокращение числа продавцов на 27% и 7% соответственно.
Покупатели все чаще выбирают маркетплейсы за удобство, широкий ассортимент и скорость доставки. Основные категории покупок включают одежду, обувь, косметику и технику. В то же время средний чек на маркетплейсах незначительно снизился до 1 789 рублей в 2023 году.
Подробная информация о динамике и перспективах развития рынка представлена в исследовании «AnalyticResearchGroup «Интернет-торговля в России: маркетплейсы. Февраль, 2024».