Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 21 января 2025
Денис Михайлик

В целом все трудности упираются в отсутствие рекламных инструментов, доступных для малого бизнеса. Наш рынок не был и до сих пор не готов к уходу иностранных площадок

Основатель доставки еды «Михайлик kitchen» специально для исследования рынка общественного питания 2024

 Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?

 Год в целом был спокойным, но нам не удалось достичь ожидаемых объемов из-за ухода западных рекламных площадок. В целом все трудности упираются в отсутствие рекламных инструментов, доступных для малого бизнеса. Наш рынок не был и до сих пор не готов к уходу иностранных площадок.

 Насколько повлияла на маржинальность бизнеса волатильность рубля и инфляция? Какие продукты выросли сильнее всего? Как рост цен повлиял на формирование программ и ценовую политику компании?

 В общем с мая наша прибыль упала на 30%, связано это с ростом цен на продукты, аренду, ЖКХ, доставку и т.п. При этом потребитель не готов платить больше, на адаптацию потребителей после подъема цен уходит примерно 2 месяца.

Сильнее всего выросли мясо, птица, рыба и морепродукты, некоторые товары просто исчезли с рынка. Мы, конечно, заменили их на отечественные по возможности, но некоторые позиции пришлось убрать из меню. В сентябре поставщики планируют поднять цены на молочную продукцию.  

У нас нет программ питания, мы каждый день готовим все блюда, и покупатели заказывают только то, что хотят. Был выбор ухудшить качество и уменьшить порции, либо поднять цены, мы выбрали поднятие цен, после чего 2 месяца реабилитировались.

 Как вы оцениваете результаты компании в первой половине 2024 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры рынка вы видите? 

 В 2024 году в рынок готовой еды стали активно входить сети, что, конечно же, отразилось и на нас. Сети демпингуют и предлагают более удобные условия доставки, в связи с этим часть покупателей уходят пробовать новую продукцию, но мы видим, что покупатели возвращаются через 1,5–2 месяца. 

В прошлом году после майского спада мы вернулись к стандартным оборотам уже в июне, в этом году обороты восстановились только к концу августа. 

Как уже писал выше, главный барьер — это отсутствие рекламных инструментов, доступных для малого бизнеса. На данный момент мы видим активное развитие отечественных рекламных площадок, но они еще не готовы закрыть нишу, которую занимали ушедшие западные сервисы.

 Делаете ли вы ставку на собственное производство или предпочитаете развиваться через сотрудничество с партнерами? Есть ли планы по увеличению мощностей для собственного производства, инвестициям в расширение инфраструктуры?

 Все блюда мы готовим самостоятельно и не планируем доверять это контрактным производствам. Мы прежде всего производитель, а не перекупщик. Есть планы по автоматизации производства и закупки оборудования.

 Как за последний год изменился спрос на доставку готовой еды? Наблюдаете ли трансформации в портрете своего клиента?

 Поскольку мы сделали ставку на увеличение цен с сохранением качества, потрет нашего потребителя изменился в сторону более обеспеченных домохозяйств. Мы наблюдаем, что покупатели с низким чеком перестали делать у нас заказы. Данное решение позволило нам сократить расходы на производство одной единицы товара, а также позволило вводить более дорогие и премиальные блюда. Средний чек вырос в 1,5 раза за 2 года. 

 Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются на рынке? Как менялись количество заказов, средний чек, наполняемость чека по сравнению с 2023 годом? Какие блюда сейчас пользуются наибольшей популярностью? Наблюдаете ли смещение спроса в сторону более бюджетных блюд? Каких трансформаций в поведении и портрете клиентов ожидаете в будущем?

 Удобство и скорость доставки готовых блюд из супермаркетов повлияли на срок принятия решения о покупке, покупатели перестают планировать свой рацион и чаще совершают спонтанные покупки. Здесь наша задача упросить для покупателя выбор блюд и ускорить время оформления заказа, для чего мы ввели несколько готовых наборов, которые состоят из стандартного меню, и в которых можно убрать или добавить любые блюда в любом объеме.

66% нашего оборота это постоянные покупатели, которые делают 3+ заказов в месяц, эта аудитория лояльна и практически меняется, колебания происходят из-за остальных 34% покупателей.

Поскольку мы увеличили цены с сохранением высокого качества, то мы наблюдаем более частые заказы дорогих блюд. Это связано со сменой аудитории, а не с изменением предпочтений этой аудитории.

В будущем мы прогнозируем рост спонтанных покупок с быстрой доставкой, поэтому активно работаем в этом направлении.

 Развиваете ли вы альтернативные каналы продаж, например: витрины супермаркетов, вендинговые аппараты и микромаркеты, собственные офлайн-точки или агрегаторы доставки? Видите ли вы перспективу в развитии альтернативных каналов продаж? 

 Витрины супермаркетов — это отличный сектор, и мы развиваемся в этом направлении. Мы работаем в направлении контрактного производства 3–5 позиций для крупной сети. Это другой формат работы, который требует автоматизации и удешевления процесса (не сырья).

 Какие блюда пользуются наибольшей популярностью? Какие тренды вы могли бы отметить? Присутствует ли тенденция в сторону роста спроса на диетическое, лечебное питание, обогащенные витаминами, без лактозы/глютена и др. специализированные рационы? Видите ли перспективы развития в этих нишах?

 Мы изначально не работали в направлении диетических рационов, правильного питания и разного рода ЗОЖа. Мы нашли это неинтересным для себя, мы сделали упор на вкусную домашнюю еду. По сути, качественная еда из качественных продуктов — это и есть здоровая еда. Мы продолжаем работать в этом направлении.

 Чтобы укрепить лояльность аудитории многие компании прибегают к персонализации (специальные скидки для конкретного клиента, наличие опции выбора аллергенов или любимых/нелюбимых ингредиентов и т.д.). Используете ли вы этот подход в своей работе? Планируете ли развиваться в данном направлении? 

 Наши постоянные покупатели получают бонусные баллы и бонусные блюда регулярно. Что касается выбора аллергенов, то это очень скользкая дорожка, если на производстве присутствует какой-то ингредиент, то всегда есть риск попадание частиц этого аллергена в еду.  Поэтому мы не обещаем потребителям того, что невозможно выполнить. 

С нашей стороны лояльность клиентов обеспечивается качеством товара и личным общением с аудиторией, это вызывает доверие потребителя.

 В последние годы FMCG-сети и онлайн-ретейлеры значительно расширили ассортимент готовой еды. Составляет ли по вашему мнению доступная готовая кулинария из магазинов конкуренцию сервисам доставки и будет ли она усиливаться в дальнейшем? Каким видите распределение рынка в разрезе игроков (рестораны, доставка, ретейл, рационы и др.)?

 Они определенно составляют конкуренцию, в основном это продавцы, а не производители. FMCG-сети и онлайн-ретейлеры находят производителей, диктуют им потолок цены, а по этому потолку цены очень трудно сохранить качество. У них есть понимание, что в течение года цена на сырье может меняться сколько угодно, но цена на продукт меняться не должна. В итоге мы получаем то, что случилось на рынке готовой еды в июне, а именно массовые отравления. Недобросовестные производители зажаты ценой и штрафами, что вынуждает их пренебрегать безопасностью с целью экономии. 

 Внедряет ли ваша компания инновации в области упаковки еды (для продления сроков годности, повышения безопасности продукции, улучшение экологичности упаковки и др.)? Есть ли планы по развитию данного направления в перспективе 4-5 лет? Какие технологии вы считаете наиболее перспективными для развития в этой области?

 Как сказал классик: «Свежесть, свежесть и свежесть, вот что должно быть девизом всякого буфетчика». Чтобы продукты оставались свежими, важно соблюдать 2 правила: чистота на производстве и соблюдение температурного режима.  Мы готовили по технологии быстрого охлаждения еще до того, как это стало мейнстримом, а также всегда доставляли еду на машинах с рефрижератором, потому что только так можно сохранить свежесть продуктов не используя консерванты. Мы все это начали еще 5 лет назад и активно продолжаем работать и двигаться в этом направлении.

 Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2024–2025 гг.? Есть ли планы по расширению географии доставки, выходу на рынки зарубежных стран, развитию проектов других форматов?

 Планируем двигаться в сторону области и расширяться именно по зонам доставки по Московской и Ленинградской областям. Для современного потребителя главное скорость.

 Какие инновации на рынке готовой еды вы видите перспективными на горизонте ближайших 4-5 лет? Есть ли направления в этой области, которые планируете развивать или тестировать в рамках своего бизнеса?

 Каких-то супер инноваций в классической еде придумать сложно, инновации в плане технологий нам, как небольшому предприятию, недоступны по цене.

Больше исследований по теме рынка ресторанов
При единовременной покупке двух исследований — скидка 5%, трех — скидка 10%, четырех — скидка 15%, от пяти — скидка 20%

Телеграм РБК Рестораны
Получайте анонсы дайджестов и исследований по тематике ресторанов, делитесь своим мнением и участвуйте в обсуждениях

РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2024 112 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще