― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
― Год в целом был спокойным, но нам не удалось достичь ожидаемых объемов из-за ухода западных рекламных площадок. В целом все трудности упираются в отсутствие рекламных инструментов, доступных для малого бизнеса. Наш рынок не был и до сих пор не готов к уходу иностранных площадок.
― Насколько повлияла на маржинальность бизнеса волатильность рубля и инфляция? Какие продукты выросли сильнее всего? Как рост цен повлиял на формирование программ и ценовую политику компании?
― В общем с мая наша прибыль упала на 30%, связано это с ростом цен на продукты, аренду, ЖКХ, доставку и т.п. При этом потребитель не готов платить больше, на адаптацию потребителей после подъема цен уходит примерно 2 месяца.
Сильнее всего выросли мясо, птица, рыба и морепродукты, некоторые товары просто исчезли с рынка. Мы, конечно, заменили их на отечественные по возможности, но некоторые позиции пришлось убрать из меню. В сентябре поставщики планируют поднять цены на молочную продукцию.
У нас нет программ питания, мы каждый день готовим все блюда, и покупатели заказывают только то, что хотят. Был выбор ухудшить качество и уменьшить порции, либо поднять цены, мы выбрали поднятие цен, после чего 2 месяца реабилитировались.
― Как вы оцениваете результаты компании в первой половине 2024 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры рынка вы видите?
― В 2024 году в рынок готовой еды стали активно входить сети, что, конечно же, отразилось и на нас. Сети демпингуют и предлагают более удобные условия доставки, в связи с этим часть покупателей уходят пробовать новую продукцию, но мы видим, что покупатели возвращаются через 1,5–2 месяца.
В прошлом году после майского спада мы вернулись к стандартным оборотам уже в июне, в этом году обороты восстановились только к концу августа.
Как уже писал выше, главный барьер — это отсутствие рекламных инструментов, доступных для малого бизнеса. На данный момент мы видим активное развитие отечественных рекламных площадок, но они еще не готовы закрыть нишу, которую занимали ушедшие западные сервисы.
― Делаете ли вы ставку на собственное производство или предпочитаете развиваться через сотрудничество с партнерами? Есть ли планы по увеличению мощностей для собственного производства, инвестициям в расширение инфраструктуры?
― Все блюда мы готовим самостоятельно и не планируем доверять это контрактным производствам. Мы прежде всего производитель, а не перекупщик. Есть планы по автоматизации производства и закупки оборудования.
― Как за последний год изменился спрос на доставку готовой еды? Наблюдаете ли трансформации в портрете своего клиента?
― Поскольку мы сделали ставку на увеличение цен с сохранением качества, потрет нашего потребителя изменился в сторону более обеспеченных домохозяйств. Мы наблюдаем, что покупатели с низким чеком перестали делать у нас заказы. Данное решение позволило нам сократить расходы на производство одной единицы товара, а также позволило вводить более дорогие и премиальные блюда. Средний чек вырос в 1,5 раза за 2 года.
― Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются на рынке? Как менялись количество заказов, средний чек, наполняемость чека по сравнению с 2023 годом? Какие блюда сейчас пользуются наибольшей популярностью? Наблюдаете ли смещение спроса в сторону более бюджетных блюд? Каких трансформаций в поведении и портрете клиентов ожидаете в будущем?
― Удобство и скорость доставки готовых блюд из супермаркетов повлияли на срок принятия решения о покупке, покупатели перестают планировать свой рацион и чаще совершают спонтанные покупки. Здесь наша задача упросить для покупателя выбор блюд и ускорить время оформления заказа, для чего мы ввели несколько готовых наборов, которые состоят из стандартного меню, и в которых можно убрать или добавить любые блюда в любом объеме.
66% нашего оборота это постоянные покупатели, которые делают 3+ заказов в месяц, эта аудитория лояльна и практически меняется, колебания происходят из-за остальных 34% покупателей.
Поскольку мы увеличили цены с сохранением высокого качества, то мы наблюдаем более частые заказы дорогих блюд. Это связано со сменой аудитории, а не с изменением предпочтений этой аудитории.
В будущем мы прогнозируем рост спонтанных покупок с быстрой доставкой, поэтому активно работаем в этом направлении.
― Развиваете ли вы альтернативные каналы продаж, например: витрины супермаркетов, вендинговые аппараты и микромаркеты, собственные офлайн-точки или агрегаторы доставки? Видите ли вы перспективу в развитии альтернативных каналов продаж?
― Витрины супермаркетов — это отличный сектор, и мы развиваемся в этом направлении. Мы работаем в направлении контрактного производства 3–5 позиций для крупной сети. Это другой формат работы, который требует автоматизации и удешевления процесса (не сырья).
― Какие блюда пользуются наибольшей популярностью? Какие тренды вы могли бы отметить? Присутствует ли тенденция в сторону роста спроса на диетическое, лечебное питание, обогащенные витаминами, без лактозы/глютена и др. специализированные рационы? Видите ли перспективы развития в этих нишах?
― Мы изначально не работали в направлении диетических рационов, правильного питания и разного рода ЗОЖа. Мы нашли это неинтересным для себя, мы сделали упор на вкусную домашнюю еду. По сути, качественная еда из качественных продуктов — это и есть здоровая еда. Мы продолжаем работать в этом направлении.
― Чтобы укрепить лояльность аудитории многие компании прибегают к персонализации (специальные скидки для конкретного клиента, наличие опции выбора аллергенов или любимых/нелюбимых ингредиентов и т.д.). Используете ли вы этот подход в своей работе? Планируете ли развиваться в данном направлении?
― Наши постоянные покупатели получают бонусные баллы и бонусные блюда регулярно. Что касается выбора аллергенов, то это очень скользкая дорожка, если на производстве присутствует какой-то ингредиент, то всегда есть риск попадание частиц этого аллергена в еду. Поэтому мы не обещаем потребителям того, что невозможно выполнить.
С нашей стороны лояльность клиентов обеспечивается качеством товара и личным общением с аудиторией, это вызывает доверие потребителя.
― В последние годы FMCG-сети и онлайн-ретейлеры значительно расширили ассортимент готовой еды. Составляет ли по вашему мнению доступная готовая кулинария из магазинов конкуренцию сервисам доставки и будет ли она усиливаться в дальнейшем? Каким видите распределение рынка в разрезе игроков (рестораны, доставка, ретейл, рационы и др.)?
― Они определенно составляют конкуренцию, в основном это продавцы, а не производители. FMCG-сети и онлайн-ретейлеры находят производителей, диктуют им потолок цены, а по этому потолку цены очень трудно сохранить качество. У них есть понимание, что в течение года цена на сырье может меняться сколько угодно, но цена на продукт меняться не должна. В итоге мы получаем то, что случилось на рынке готовой еды в июне, а именно массовые отравления. Недобросовестные производители зажаты ценой и штрафами, что вынуждает их пренебрегать безопасностью с целью экономии.
― Внедряет ли ваша компания инновации в области упаковки еды (для продления сроков годности, повышения безопасности продукции, улучшение экологичности упаковки и др.)? Есть ли планы по развитию данного направления в перспективе 4-5 лет? Какие технологии вы считаете наиболее перспективными для развития в этой области?
― Как сказал классик: «Свежесть, свежесть и свежесть, вот что должно быть девизом всякого буфетчика». Чтобы продукты оставались свежими, важно соблюдать 2 правила: чистота на производстве и соблюдение температурного режима. Мы готовили по технологии быстрого охлаждения еще до того, как это стало мейнстримом, а также всегда доставляли еду на машинах с рефрижератором, потому что только так можно сохранить свежесть продуктов не используя консерванты. Мы все это начали еще 5 лет назад и активно продолжаем работать и двигаться в этом направлении.
― Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2024–2025 гг.? Есть ли планы по расширению географии доставки, выходу на рынки зарубежных стран, развитию проектов других форматов?
― Планируем двигаться в сторону области и расширяться именно по зонам доставки по Московской и Ленинградской областям. Для современного потребителя главное скорость.
― Какие инновации на рынке готовой еды вы видите перспективными на горизонте ближайших 4-5 лет? Есть ли направления в этой области, которые планируете развивать или тестировать в рамках своего бизнеса?
― Каких-то супер инноваций в классической еде придумать сложно, инновации в плане технологий нам, как небольшому предприятию, недоступны по цене.
Больше исследований по теме рынка ресторанов
При единовременной покупке двух исследований — скидка 5%, трех — скидка 10%, четырех — скидка 15%, от пяти — скидка 20%
Телеграм РБК Рестораны
Получайте анонсы дайджестов и исследований по тематике ресторанов, делитесь своим мнением и участвуйте в обсуждениях