Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 19 декабря 2024

Драйверы рынка.Поддержку развитию рынка доставки оказывает растущая потребительская уверенность, чему способствует увеличение доходов россиян.

Так, по данным Росстата, в 2023 году реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 5,8%. Улучшение ситуации с доходами оказывает позитивное влияние на рынок доставки и в 2024 году. За девять месяцев 2024 года соответствующий показатель увеличился на 8,6% к аналогичному периоду предыдущего года.

Помимо роста доходов, стимулирующих спрос, на рынке сказывается в целом изменение потребительских моделей. Питание готовой едой все больше становится частью повседневной жизни россиян. На фоне высокой занятости и ускоряющихся темпов жизни в мегаполисах люди не хотят тратить время на самостоятельную готовку, отдавая предпочтение готовой еде в службах доставки и кулинарии из магазинов. «Доставка уже не кажется людям чем-то особенным, постепенно становится привычкой. Растет понимание, что заказ готовых блюд помогает значительно экономить время и силы, а вместе с ним и новый покупательский паттерн», — считает Александра Артюшкина, руководитель управления ресторанного бизнеса «Яндекс Еды».

Тенденцию к формированию паттерна более регулярных заказов доставки подтверждают данные опроса «РБК Исследования рынков», проведенного в августе 2024 года. Согласно полученным данным, за последний год частота заказов готовой еды как на работу, так и домой выросла более чем на треть. При этом уже более 30% клиентов доставки среди опрошенных 18–64 лет пользуются услугой регулярно — раз в неделю и чаще. А в Москве соответствующий показатель достигает 44% при доставке домой и 47% — при доставке на работу.

Несмотря на сохраняющееся отставание от столицы, трансформация потребительских моделей идет и в регионах, что можно рассматривать в качестве важного драйвера для сегмента доставки. Опрос, проведенный «РБК Исследования рынков» в августе 2024 года, фиксирует рост частоты заказов готовой еды не только в мегаполисах, но и в менее крупных городах. Наиболее заметно увеличился спрос на доставку в городах с населением 100–500 тыс. человек. Согласно опросу, в таких локациях средняя частота заказов готовой еды домой и на работу выросла на 60 и 67% к предыдущему году соответственно.

Более активную динамику в регионах по сравнению со столицей подтверждают и игроки рынка. При этом в числе факторов такого роста выступает не только более низкая база, но также увеличение доходов и занятости, повышение доступности готовой еды в регионах, позитивное влияние внутреннего туризма. «Особо бурный рост мы наблюдали в регионах — за четвертый квартал 2023 года число заказов год к году в «Еде» выросло более чем на 60%. Совокупно в сервисах «Яндекс Еда» и «Деливери» на долю регионов приходится уже почти половина всех заказов», — рассказала в интервью «РБК Исследования рынков» Александра Артюшкина. В свою очередь, в «Яндекс Лавке» продажи готовой еды в регионах за август—октябрь 2024 года выросли на 72% против 45% в Москве. Такие цифры привела Алла Подгорная, руководитель группы «Готовая еда» в регионах компании «Яндекс Лавка» в рамках конференции о готовой еде и СТМ «В чем соль».

 

РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2024 112 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще