Помимо роста доходов, стимулирующих спрос, на рынке сказывается в целом изменение потребительских моделей. Питание готовой едой все больше становится частью повседневной жизни россиян. На фоне высокой занятости и ускоряющихся темпов жизни в мегаполисах люди не хотят тратить время на самостоятельную готовку, отдавая предпочтение готовой еде в службах доставки и кулинарии из магазинов. «Доставка уже не кажется людям чем-то особенным, постепенно становится привычкой. Растет понимание, что заказ готовых блюд помогает значительно экономить время и силы, а вместе с ним и новый покупательский паттерн», — считает Александра Артюшкина, руководитель управления ресторанного бизнеса «Яндекс Еды».
Тенденцию к формированию паттерна более регулярных заказов доставки подтверждают данные опроса «РБК Исследования рынков», проведенного в августе 2024 года. Согласно полученным данным, за последний год частота заказов готовой еды как на работу, так и домой выросла более чем на треть. При этом уже более 30% клиентов доставки среди опрошенных 18–64 лет пользуются услугой регулярно — раз в неделю и чаще. А в Москве соответствующий показатель достигает 44% при доставке домой и 47% — при доставке на работу.
Несмотря на сохраняющееся отставание от столицы, трансформация потребительских моделей идет и в регионах, что можно рассматривать в качестве важного драйвера для сегмента доставки. Опрос, проведенный «РБК Исследования рынков» в августе 2024 года, фиксирует рост частоты заказов готовой еды не только в мегаполисах, но и в менее крупных городах. Наиболее заметно увеличился спрос на доставку в городах с населением 100–500 тыс. человек. Согласно опросу, в таких локациях средняя частота заказов готовой еды домой и на работу выросла на 60 и 67% к предыдущему году соответственно.
Более активную динамику в регионах по сравнению со столицей подтверждают и игроки рынка. При этом в числе факторов такого роста выступает не только более низкая база, но также увеличение доходов и занятости, повышение доступности готовой еды в регионах, позитивное влияние внутреннего туризма. «Особо бурный рост мы наблюдали в регионах — за четвертый квартал 2023 года число заказов год к году в «Еде» выросло более чем на 60%. Совокупно в сервисах «Яндекс Еда» и «Деливери» на долю регионов приходится уже почти половина всех заказов», — рассказала в интервью «РБК Исследования рынков» Александра Артюшкина. В свою очередь, в «Яндекс Лавке» продажи готовой еды в регионах за август—октябрь 2024 года выросли на 72% против 45% в Москве. Такие цифры привела Алла Подгорная, руководитель группы «Готовая еда» в регионах компании «Яндекс Лавка» в рамках конференции о готовой еде и СТМ «В чем соль».