― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
― Итоги 2023 года мы оцениваем положительно. Компании «Вкус ОН Трейд» удалось достичь поставленных целей и продемонстрировать прирост выручки порядка 15% к 2022 году.
― Насколько повлияла на маржинальность бизнеса волатильность рубля и инфляция? Какие статьи расходов выросли сильнее всего? Как рост цен повлиял на формирование меню и ценовую политику компании?
― Очевидно, что в сложившейся ситуации на наш бизнес влияет множество факторов. В ряде случаев мы были вынуждены повышать стоимость нашей продукции. Тем не менее, профессионализм команды позволяет нам минимизировать этот фактор и предлагать клиентам лучшие продукты по лучшим ценам.
Среди тактических реализованных мер:
- Постоянная работа с меню, как в сторону развития, так и оптимизации стоимости (в 2023 году мы запустили более 40 новинок).
- Проект по оптимизации логистических процессов, являющихся общей проблемой нашего рынка.
― Как вы оцениваете результаты компании в первой половине 2024 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры рынка вы видите?
― Наш сегмент был и остается весьма конкурентным, как с точки зрения борьбы за конечного потребителя, так и с точки зрения привлечения партнеров. Операторы АЗС во многом переосмысливают роль точек питания на своих объектах, выдвигая более строгие требования к сетям стрит-фуда.
В целом же на индустрию влияют:
- Положительно — рост внутреннего туризма.
- Негативно — логистические и кадровые проблемы.
― Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются на рынке? Как менялись количество заказов, средний чек, наполняемость чека по сравнению с 2023 годом? Какие блюда и концепции набирают популярность? Каких трансформаций в поведении и портрете клиентов ожидаете в будущем?
― Ключевой тенденцией является готовность гостей к новинкам и экспериментам. Растущая доля аудитории положительно реагирует на новинки как в традиционных билдах (хот-догах и бургерах), так и в развитии дополнительных категорий, например, снеках или ready to eat.
Этот факт играет для нас значимую роль: он свидетельствует о том, что наш потребитель стал воспринимать продукты от «ВкусОN» как надежные, вкусные и качественные (о чем, в том числе, говорят и результаты проведенного исследовательским агентством Human Nature сравнения потребительских предпочтений френч-догов на АЗС) и готов перейти от базового набора продуктов к более сложным. Это подтверждает, что мы работаем в правильном направлении.
Вместе с тем, мы активно работаем над расширением линейки нетривиальных гриль-догов (хот-догов в открытой булочке), а также гамбургеров.
― Наблюдаете ли вы изменения в пищевых привычках гостей? Присутствует ли тенденция в сторону роста спроса на здоровую еду, диетические блюда, без лактозы/глютена и др. подобные категории? Видите ли перспективы развития для себя в этих нишах?
― Пищевые привычки — это довольно консервативные предпочтения, с ними редко случаются серьезные изменения. Значимым, но довольно ограниченным трендом можно назвать спрос на вегетарианские блюда. Сеть «ВкусON» располагает подобными опциями как в категории хот-догов, так и бургеров. С другой стороны, можно отметить растущий запрос на халяльную продукцию, которая в отдельных регионах может стать доминирующем фактором развития сети.
― Насколько успешно развивается франчайзинговое направление? Восстановился ли спрос на франшизу после кризиса? Какие в настоящий момент у сети приоритеты в развитии франчайзингового направления?
― Вся концепция «ВкусОN» развивается по принципу «квази-франшизы», являющейся, по сути, оптимизированной версией полноценного договора франчайзинга.
― Заметно ли снижение трафика в торговых центрах? Изменился ли ваш подход к выбору локаций или форматов заведений для новых открытий? Как бы вы охарактеризовали стратегию развития вашей сети?
― Развитие нашей сети не сфокусировано на классических торговых центрах, поэтому изменение динамики их посещаемости не влияет на наш бизнес. Мы видим развитие «ВкусОN» в других направлениях, среди которых ритейл, спортивные и досуговые объекты, образовательные учреждения, транспортные хабы и т.д.
― В последние годы FMCG-сети и онлайн-ретейлеры значительно расширили ассортимент готовой еды. Составляет ли по вашему мнению доступная готовая кулинария из магазинов конкуренцию классическому общепиту и будет ли она усиливаться в дальнейшем? Каким видите распределение рынка в разрезе игроков (рестораны, доставка, ретейл и др.)?
― Современный бизнес не может не учитывать эту тенденцию в своем развитии. «ВкусОN» видит в этом существенный потенциал для роста: у нас уже есть совместные проекты с лидерами ритейл индустрии (например, компаниями Х5 Group и «Тандер» и пр.), мы оцениваем их весьма позитивно и намерены развивать.
― Реализуете ли вы проекты по сотрудничеству с онлайн-ретейлерами или FMCG-сетями в качестве поставщика упакованной готовой еды? Есть ли планы по развитию в данном направлении?
― На данный момент мы находимся в активной стадии разработки такого рода проектов, так как видим в них интерес и значимый потенциал.
― Столкнулась ли ваша компания с нехваткой кадров? Если да, то какие меры были предприняты для исправления ситуации? Есть ли среди них инструменты автоматизации и роботизации процессов (от технологий самообслуживания до ИИ-решений)?
― Безусловно, кадровая проблема — один из главных порогов на пути к эффективному бизнесу. Мы стремимся играть на перспективу, создавая современные решения для себя и партнеров. Например, в 2023 году мы внедрили образовательную платформу с удобным пользовательским интерфейсом в виде мобильного приложения, предназначенного для дружелюбной адаптации и мотивации персонала через диджитал канал.
― Используете ли вы в своем бизнесе инновационные решения (например, роботы, доставка дронами, решения на основе AI и т.д.)? Видите ли сейчас перспективные идеи в данном направлении для индустрии общественного питания? Какие из них планируете внедрять в свой бизнес?
― Да, сейчас используем в основном при создании рекламных креативов. Подобное решение позволяет нам экономить время и ресурсы при запуске новых акций, что делает работу сети более эффективной. Однако у нас есть интерес в развитии похожих проектов и в других направлениях деятельности «ВкусON».
― Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2024-2025 гг.? Есть ли планы по открытиям новых ресторанов и расширению географии сети, выходу на рынки зарубежных стран, развитию проектов других форматов?
― Мы продолжим идти по пути масштабирования сети, также мы планируем выход как в новые сегменты бизнеса, так и в новые страны.
― Какие инновации на рынке общественного питания и готовой еды вы видите перспективными на горизонте ближайших 4-5 лет? Есть ли направления в этой области, которые планируете развивать или тестировать в рамках своего бизнеса?
― В целом на рынке доминируют 2 основных тенденции: сохраняющийся фокус на локализацию производства и сильный акцент на качество продукта.
Потребитель получает разносторонний опыт, становится все более разборчив в своих предпочтениях и готов платить только за вкусный и качественный продукт. Более того, клиента интересует не только что он ест, но и где он ест, и во многом от этого зависит решение, захочет ли он вернуться. Оба фактора значительно подогревают конкуренцию на рынке, оставляя место для развития лишь наиболее сильным и гибким игрокам.
Нашим приоритетом, конечно, остается качество продукта. К слову, в первом полугодии 2024 хот-доги «ВкусON» стали лидерами независимого исследования, проведенного компанией HumanNature.