Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 12 декабря 2024
Наталья Пономарева

Наш сегмент был и остается весьма конкурентным, как с точки зрения борьбы за конечного потребителя, так и с точки зрения привлечения партнеров

Маркетинг-менеджер «ВкусОн Трейд»специально для исследования рынка общественного питания 2024

 Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?

 Итоги 2023 года мы оцениваем положительно. Компании «Вкус ОН Трейд» удалось достичь поставленных целей и продемонстрировать прирост выручки порядка 15% к 2022 году. 

 Насколько повлияла на маржинальность бизнеса волатильность рубля и инфляция? Какие статьи расходов выросли сильнее всего? Как рост цен повлиял на формирование меню и ценовую политику компании? 

 Очевидно, что в сложившейся ситуации на наш бизнес влияет множество факторов. В ряде случаев мы были вынуждены повышать стоимость нашей продукции. Тем не менее, профессионализм команды позволяет нам минимизировать этот фактор и предлагать клиентам лучшие продукты по лучшим ценам. 

Среди тактических реализованных мер: 

  • Постоянная работа с меню, как в сторону развития, так и оптимизации стоимости (в 2023 году мы запустили более 40 новинок).
  • Проект по оптимизации логистических процессов, являющихся общей проблемой нашего рынка.

 Как вы оцениваете результаты компании в первой половине 2024 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры рынка вы видите? 

 Наш сегмент был и остается весьма конкурентным, как с точки зрения борьбы за конечного потребителя, так и с точки зрения привлечения партнеров. Операторы АЗС во многом переосмысливают роль точек питания на своих объектах, выдвигая более строгие требования к сетям стрит-фуда. 

В целом же на индустрию влияют:

  • Положительно — рост внутреннего туризма. 
  • Негативно — логистические и кадровые проблемы.

 Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются на рынке? Как менялись количество заказов, средний чек, наполняемость чека по сравнению с 2023 годом? Какие блюда и концепции набирают популярность? Каких трансформаций в поведении и портрете клиентов ожидаете в будущем? 

 Ключевой тенденцией является готовность гостей к новинкам и экспериментам. Растущая доля аудитории положительно реагирует на новинки как в традиционных билдах (хот-догах и бургерах), так и в развитии дополнительных категорий, например, снеках или ready to eat. 

Этот факт играет для нас значимую роль: он свидетельствует о том, что наш потребитель стал воспринимать продукты от «ВкусОN» как надежные, вкусные и качественные (о чем, в том числе, говорят и результаты проведенного исследовательским агентством Human Nature сравнения потребительских предпочтений френч-догов на АЗС) и готов перейти от базового набора продуктов к более сложным. Это подтверждает, что мы работаем в правильном направлении.  

Вместе с тем, мы активно работаем над расширением линейки нетривиальных гриль-догов (хот-догов в открытой булочке), а также гамбургеров. 

 Наблюдаете ли вы изменения в пищевых привычках гостей? Присутствует ли тенденция в сторону роста спроса на здоровую еду, диетические блюда, без лактозы/глютена и др. подобные категории? Видите ли перспективы развития для себя в этих нишах? 

 Пищевые привычки — это довольно консервативные предпочтения, с ними редко случаются серьезные изменения. Значимым, но довольно ограниченным трендом можно назвать спрос на вегетарианские блюда. Сеть «ВкусON» располагает подобными опциями как в категории хот-догов, так и бургеров. С другой стороны, можно отметить растущий запрос на халяльную продукцию, которая в отдельных регионах может стать доминирующем фактором развития сети.

 Насколько успешно развивается франчайзинговое направление? Восстановился ли спрос на франшизу после кризиса? Какие в настоящий момент у сети приоритеты в развитии франчайзингового направления? 

 Вся концепция «ВкусОN» развивается по принципу «квази-франшизы», являющейся, по сути, оптимизированной версией полноценного договора франчайзинга. 

 Заметно ли снижение трафика в торговых центрах? Изменился ли ваш подход к выбору локаций или форматов заведений для новых открытий? Как бы вы охарактеризовали стратегию развития вашей сети? 

 Развитие нашей сети не сфокусировано на классических торговых центрах, поэтому изменение динамики их посещаемости не влияет на наш бизнес. Мы видим развитие «ВкусОN» в других направлениях, среди которых ритейл, спортивные и досуговые объекты, образовательные учреждения, транспортные хабы и т.д.

 В последние годы FMCG-сети и онлайн-ретейлеры значительно расширили ассортимент готовой еды. Составляет ли по вашему мнению доступная готовая кулинария из магазинов конкуренцию классическому общепиту и будет ли она усиливаться в дальнейшем? Каким видите распределение рынка в разрезе игроков (рестораны, доставка, ретейл и др.)? 

 Современный бизнес не может не учитывать эту тенденцию в своем развитии. «ВкусОN» видит в этом существенный потенциал для роста: у нас уже есть совместные проекты с лидерами ритейл индустрии (например, компаниями Х5 Group и «Тандер» и пр.), мы оцениваем их весьма позитивно и намерены развивать.

 Реализуете ли вы проекты по сотрудничеству с онлайн-ретейлерами или FMCG-сетями в качестве поставщика упакованной готовой еды? Есть ли планы по развитию в данном направлении? 

 На данный момент мы находимся в активной стадии разработки такого рода проектов, так как видим в них интерес и значимый потенциал.

 Столкнулась ли ваша компания с нехваткой кадров? Если да, то какие меры были предприняты для исправления ситуации? Есть ли среди них инструменты автоматизации и роботизации процессов (от технологий самообслуживания до ИИ-решений)? 

 Безусловно, кадровая проблема — один из главных порогов на пути к эффективному бизнесу. Мы стремимся играть на перспективу, создавая современные решения для себя и партнеров. Например, в 2023 году мы внедрили образовательную платформу с удобным пользовательским интерфейсом в виде мобильного приложения, предназначенного для дружелюбной адаптации и мотивации персонала через диджитал канал.

 Используете ли вы в своем бизнесе инновационные решения (например, роботы, доставка дронами, решения на основе AI и т.д.)? Видите ли сейчас перспективные идеи в данном направлении для индустрии общественного питания? Какие из них планируете внедрять в свой бизнес? 

 Да, сейчас используем в основном при создании рекламных креативов. Подобное решение позволяет нам экономить время и ресурсы при запуске новых акций, что делает работу сети более эффективной.  Однако у нас есть интерес в развитии похожих проектов и в других направлениях деятельности «ВкусON». 

 Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2024-2025 гг.? Есть ли планы по открытиям новых ресторанов и расширению географии сети, выходу на рынки зарубежных стран, развитию проектов других форматов? 

 Мы продолжим идти по пути масштабирования сети, также мы планируем выход как в новые сегменты бизнеса, так и в новые страны.

 Какие инновации на рынке общественного питания и готовой еды вы видите перспективными на горизонте ближайших 4-5 лет? Есть ли направления в этой области, которые планируете развивать или тестировать в рамках своего бизнеса? 

 В целом на рынке доминируют 2 основных тенденции: сохраняющийся фокус на локализацию производства и сильный акцент на качество продукта. 

Потребитель получает разносторонний опыт, становится все более разборчив в своих предпочтениях и готов платить только за вкусный и качественный продукт. Более того, клиента интересует не только что он ест, но и где он ест, и во многом от этого зависит решение, захочет ли он вернуться. Оба фактора значительно подогревают конкуренцию на рынке, оставляя место для развития лишь наиболее сильным и гибким игрокам. 

Нашим приоритетом, конечно, остается качество продукта. К слову, в первом полугодии 2024 хот-доги «ВкусON» стали лидерами независимого исследования, проведенного компанией HumanNature.  

РБК Исследования рынков Российский рынок быстрого питания (фаст-фуда) 2024 93 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще