Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 12 июля 2024

Обязательная маркировка в РФ: барьеры и перспективы

В перспективе ближайших лет отрасль по нанесению обязательной маркировки на товарную продукцию будет активно развиваться. Предпосылки этой тенденции видны уже сегодня.

К началу 2024 года обязательной маркировке средствами идентификации подлежит уже 18 товарных групп и в отношении 13 товарных групп в настоящее время ведется эксперимент, по 2 группам товаров эксперимент завершен и планируется/ обсуждается ввод обязательной маркировки.

В дополнении на государственном уровне обсуждаются законопроекты по внедрению обязательной маркировки и на прочие товарные группы.

По состоянию на середину апреля 2024 года в единой системе «Честный знак» зарегистрировано более 700,0 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих в своей деятельности обязательную маркировку продукции. При этом наибольшее число игроков отрасли, а именно 267,4 тыс. компаний, зарегистрировано в сегменте продаж продуктов молочной промышленности — молочных и кисломолочных изделий.

Далее следуют производители и импортеры упакованной воды — их в настоящее время насчитывается более 233,8 тыс. компаний.

Из сегмента легкпрома — одежды и белья — зарегистрировано более 207,0 тыс. игроков, а табака — 173,3 тыс. компаний.

Следующими по представленности идут поставщики обуви, а также производители безалкогольных напитков: 116,9 и 113,2 тыс. компаний соответственной.

Согласно прогнозам «Смарт Консалт», в перспективе ближайших лет отрасль по нанесению обязательной маркировки на товарную продукцию будет активно развиваться. Предпосылки этой тенденции мы видим уже сейчас.

Учитывая ретроспективу с прошлыми пилотными проектами (ныне обязательно маркируемыми товарными группами) после окончания эксперимента на анализ ситуации на рынке и оценку успешности эксперимента требуется дополнительное время. Зачастую эксперимент продлевается, дата обязательной маркировки откладывается до момента решения всех проблем с интеграцией и проведением подготовительных работ, понимания готовности рынка к введению маркировки.

В будущем, по заявлениям оператора «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ), планируется введение обязательной маркировки на все товарные группы.

Как ожидает Минпромторг РФ, распространение практики обязательной маркировки товаров не должно негативно сказаться на подорожании продукции. Так, единовременный рост цен на молочные изделия, согласно расчетам Министерства, составил примерно 1,8%. Однако представители производственно-торгового сектора, т. е. участники процесса по нанесению ОМ, уверены в обратном: кодирование изделий способствует их подорожанию на 3-7% (единоразово).

Важно отметить, что структура отрасли по нанесению обязательной маркировки продукции будет ежегодно развиваться.

Так, активизация ОМ в отношении таких массовых продуктов, как молочные изделий, упакованная вода, уже сейчас способствовала переделу рынка техники и ИТ-решений для освоения процесса кодирования товаров.

SmartConsult Анализ рынка обязательной маркировки 2017-2023 гг., прогноз 2024-2025 гг. 60 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 25 марта 2025 Компания Гидмаркет Российский рынок психологических услуг: рекордный рост и трансформация спроса Рынок услуг психологов показал стремительный рост в 2,3 раза за 4 года

Российский рынок психологических услуг демонстрирует беспрецедентный рост: за последние четыре года его объем увеличился в 2,3 раза с 21,9 млрд рублей в 2020 году до 49,7 млрд рублей в 2024 году. Такой стремительный рост, со среднегодовым темпом в 12,6% с учетом инфляции, свидетельствует о глубоких изменениях в отношении общества к ментальному здоровью. Потребление психологических услуг на душу населения выросло со 150 до 340 рублей, что отражает растущую осознанность граждан в вопросах психологического благополучия.

Ключевым драйвером роста стали кризисные периоды в жизни страны. Пандемия COVID-19 в 2020-2021 годах привела к увеличению тревожных расстройств на 35% и вызвала первый массовый переход психологических услуг в онлайн-формат доля дистанционных консультаций выросла на 25% всего за год. Последующие геополитические события 2022-2024 годов спровоцировали новый виток спроса, особенно на терапию посттравматических стрессовых расстройств (PTSD) и семейное консультирование количество таких запросов увеличилось в 1,8 раза.

Параллельно с количественными изменениями произошла качественная трансформация общественного сознания. Согласно данным ВЦИОМ, доля россиян, считающих обращение к психологу "постыдным", сократилась с 47% в 2020 году до 22% в 2024 году. Социальные сети сыграли в этом процессе ключевую роль сегодня 70% начинающих психологов стартуют свою практику в них, делая услуги более доступными и понятными для широкой аудитории.

Показать еще