По данным "Анализа рынка одежды в Армении", подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г экспорт одежды из Армении вырос на 22% и достиг 11,6 млн шт. Увеличение экспорта было связано главным образом с наращиванием поставок на российский рынок по параллельному импорту – на 2,6 млн шт. После легализации параллельного импорта в России весной 2022 г страны ЕАЭС стали своеобразными хабами поставок товаров.
С 1 января 2022 г Армения лишилась права пользоваться генеральной системой преференций ЕС GSP+, которая действовала для страны с 2009 г. Статус GSP+ предоставляется только развивающимся странам и подразумевает освобождение от уплаты налогов для экспорта более 6 тыс наименований товаров на европейский рынок. Теперь же армянские экспортеры при поставке продукции легпрома на рынок ЕС обязаны уплачивать пошлину в размере 12%. Отмена режима GSP+ пока не оказала заметного влияния на объем экспортных поставок из Армении. Так, суммарный экспорт одежды в страны ЕС в 2021 г оценивался в 2,1 млн шт, в 2022 г он вырос до 2,4 млн шт, а затем снизился до 2,1 млн шт в 2023 г.
Однако утрата статуса GSP+ негативно сказалась на деятельности местных швейных фабрик, которые работают по заказу крупных зарубежных компаний, используя давальческое сырье, то есть предоставляют услуги толлинга. Производимая одежда стала дороже, а значит менее выгодна европейским заказчикам. Некоторые зарубежные партнеры потребовали от фабрик разделить с ними возникшую финансовую нагрузку, другие – снизить цену на готовый товар на размер пошлины. Отчасти это привело к снижению производства одежды в Армении в 2023 г на 8,9% относительно 2022 г.