Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 3 мая 2024
Олег Германович

Структура спроса и потенциал рынков существенно изменились

Исполнительный директор TELS GLOBAL специально для исследования российского рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок 2023

— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь целей и финансовых показателей, намеченных на 2022 год?

— В 2022 году правила игры изменились для абсолютного большинства участников международной деятельности и потребовали от нашей компании корректировок в текущей работе и планировании. Уже после первых пакетов санкций в отношении России спрос и грузовой объем импорта ЕСРФ упал примерно на 40% и продолжил сокращаться. По данным наших аналитиков, в период с марта по октябрь 2022 года объем грузов снизился (по отношению к аналогичному периоду прошлого года) следующим образом (далее приводим категорию и размер снижения):

  • химическая промышленность  на 58%;
  • продукты питания  27%;
  • напитки, соки, воды  29%;
  • электроника и бытовая техника  64%;
  • FMCG  33%;
  • стройматериалы  53%;
  • целлюлозно-бумажная  74%;
  • металлургия  64%;
  • с/х продукция  49%;
  • автопром  84%;
  • деревообработка  64%.

В экспортном направлении из РФ в ЕС самое большое сокращение грузов в физическом объеме произошло в следующих отраслях:

  • деревообработка  на 58%;
  • химическая промышленность  27%;
  • металлургия  29%;
  • стройматериалы  64%.

За 8 месяцев после начала боевых действий импорт из ЕС в РФ в физическом выражении сократился на 54%, экспорт  на 64% в годовой динамике. 

От наших клиентов количество транспортных заказов во втором квартале сократилось примерно на треть, восстановительный рост спроса начался c середины третьего квартала и ускорился в четвертом. По итогам 2022 года общий объем перевозок компании по сравнению с 2021 годом снизился на 20%, при этом выручка сократилась на 11%.

— Как вы оцениваете динамику операционных показателей компании в 2023 году? В какой мере удается сгладить воздействие неблагоприятных факторов? Какие драйверы и барьеры для развития рынка вы видите?

— За первое полугодие 2023 года выручка компании выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2% при снижении объема грузоперевозок на 20%. Из-за санкций продолжает усложняться логистика не только между Европой и Россией, но и между Европой и странами, транспортное сообщение с которыми обычно осуществлялось транзитом через РФ. Например, часть грузов в Казахстан теперь идет через Турцию, Азербайджан, Каспийское море, что намного сложнее и дороже.

Дополнительные перспективы для логистических операторов создает развитие торговли в Южном и Восточном направлениях.

— Изменилась ли работа вашей компании (объем грузоперевозок и география) в направлении международных грузоперевозок?

— Активно работаем над расширением географии грузоперевозок. Значительно увеличились и продолжают расти объемы наших услуг на таких направлениях как Китай, Турция, Казахстан и другие страны Закавказья, Средняя и Юго-Восточная Азия, Ближний Восток.

— Увеличился ли объем внутренних перевозок? Если да, то благодаря каким факторам? Компании из каких отраслей предъявляют наибольший спрос на автомобильные перевозки?

— В связи с увеличением спроса на перевозки внутри России со стороны наших заказчиков, объем наших услуг в этом сегменте вырос с августа прошлого года к августу текущего в 2,5 раза. 

— Как вы оцениваете ситуацию со спросом на логистические услуги в 2023 году? Насколько сильно на рынок повлиял уход из России крупных международных компаний, которые были заказчиками логистических услуг?

— Структура спроса и потенциал рынков существенно изменились. Ухудшаются условия работы на рынке ЕС–РФ, из-за чего спрос здесь, видимо, будет и дальше снижаться. Но растет востребованность других направлений: Юга и Востока.

Уход с российского рынка крупных международных заказчиков, безусловно, ударил по объемам услуг: во втором квартале 2022 года 27% наших активных заказчиков приостановили загрузки по различным причинам, включая прекращение работы на российском рынке. В четвертом квартале начался восстановительный рост по количеству активных клиентов и транспортных заказов в среднем от клиента.

— Как уход с российского рынка иностранных логистических операторов сказался на конкурентной ситуации в отрасли?

— Уход с российского рынка автомобильных перевозок иностранных логистических операторов не сказался на нашем бизнесе заметным образом. Существенный ущерб нанес уход морских линейных операторов, которые были нашими подрядчиками.

— Столкнулась ли ваша компания с нехваткой кадров? Если да, то какие меры были предприняты для исправления ситуации? Есть ли среди них инструменты автоматизации и роботизации процессов (от чат-ботов до ИИ-решений)?

— Здесь нужно уточнить, что недостаток кадров нужной нам квалификации ощущался всегда, даже в лучшие времена. Время закрытия вакансий увеличивалось уже давно. Произошедшие в последние полтора года события не усугубили проблему дефицита кадров. Решать возникающие проблемы нам помогает действенная политика сохранения и развития собственных кадров.

— Может ли цифровизация бизнеса стать реальным ответом на текущие вызовы? Какие решения уже внедрены в компании (электронный документооборот, оптимизация складских процессов, системы управления транспортом и т. п.)?

— Цифровизация  это, безусловно, важная составляющая качественного сервиса и драйвер развития бизнеса, но надо понимать, что главное  это: а) спрос на услуги, то есть развитие производящих отраслей; б) способность логистического оператора генерировать и реализовывать оптимальные логистические схемы. И только при наличии этих двух вещей цифровизация начинает играть существенную роль в развитии бизнеса.

В нашей компании уже давно внедрен электронный документооборот, оцифрованы многие бизнес-процессы, автоматизирован управленческий учет. И всегда в работе около пяти проектов по автоматизации разных сторон функционирования бизнеса. Решаются одни задачи  тут же ставятся другие, и развитие продолжается.

— Планируется ли в компании внедрение новейших технологических решений на основе ИИ (например, беспилотного транспорта)? Насколько подобные эксперименты сейчас актуальны для компании?

— Внедрение технологий искусственного интеллекта идет у нас в сфере маркетинга для решения задач по сбору и обработке информации. Положительные результаты есть, но обучение еще ведется. Поэтому пока неясно, в какой степени ИИ сможет качественно заменить живого аналитика. Облегчить его работу, скорее всего, сможет.

— Как вы оцениваете перспективы отрасли грузоперевозок в ближайшие 1–2 года? Каким направлениям деятельности в вашей компании будет уделено основное внимание? Планируется ли расширение географии работы и наращивание логистической инфраструктуры?

— Начиная с 2020 года любой прогноз можно завершать словами: «но это не точно». Пока в базовом прогнозе от наших аналитиков на ближайшие два года: 

  • медленное сокращение потенциала рынка ЕС–РФ;
  • быстрое развитие рынков перевозок в Южном и Юго-Восточном направлении. (Прежде всего это касается Китая, Турции, Казахстана, Узбекистана.)

Довольно неплохо развивается российский рынок, но есть тревожные моменты. Сейчас он перегрет госзаказами. К тому же за счет бюджетных вливаний платежеспособность населения значительно выросла, и как это дальше отразится на экономике, говорить пока сложно.

Мы будем активно расширять присутствие на перечисленных выше перспективных рынках. Открываем новый офис в Казахстане.

РБК Исследования рынков Российский рынок коммерческих автомобильных грузоперевозок 2023 170 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 11 июня 2024 Компания Гидмаркет Рынок 3PL-логистики в России продолжает расти В 2023 году объём рынка достиг максимального значения в 453,97 млрд рублей

Рынок 3PL-логистики в России демонстрирует устойчивый рост на протяжении последних нескольких лет. Несмотря на сложности, вызванные пандемией и геополитической ситуацией, объём рынка продолжает увеличиваться.
В 2020 году из-за пандемии коронавируса темпы прироста объёма рынка замедлились до 6,4 С учётом изменения цен прирост составил всего 1,1 Однако уже в 2021 году рынок начал восстанавливаться, и темпы прироста увеличились.
В 2022 году рынок продолжил рост, увеличившись на 23,6 Это было связано с резким ростом цен. Но с учётом изменения цен объём рынка снизился к показателям 2021 года на 3,7 Это произошло из-за сложностей, вызванных кризисными явлениями и сложной геополитической ситуацией.
В 2023 году объём рынка 3PL-логистики восстановился и продолжил рост, достигнув максимального значения в 453,97 млрд рублей. Темп прироста объёма рынка составил 21,1 а с учётом изменения цен объём рынка увеличился на 4 к показателям 2022 года.
Эти данные говорят о том, что услуги 3PL-операторов остаются востребованными на российском рынке.

Показать еще