— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь целей и финансовых показателей, намеченных на 2022 год?
— В 2022 году правила игры изменились для абсолютного большинства участников международной деятельности и потребовали от нашей компании корректировок в текущей работе и планировании. Уже после первых пакетов санкций в отношении России спрос и грузовой объем импорта ЕС–РФ упал примерно на 40% и продолжил сокращаться. По данным наших аналитиков, в период с марта по октябрь 2022 года объем грузов снизился (по отношению к аналогичному периоду прошлого года) следующим образом (далее приводим категорию и размер снижения):
- химическая промышленность — на 58%;
- продукты питания — 27%;
- напитки, соки, воды — 29%;
- электроника и бытовая техника — 64%;
- FMCG — 33%;
- стройматериалы — 53%;
- целлюлозно-бумажная — 74%;
- металлургия — 64%;
- с/х продукция — 49%;
- автопром — 84%;
- деревообработка — 64%.
В экспортном направлении из РФ в ЕС самое большое сокращение грузов в физическом объеме произошло в следующих отраслях:
- деревообработка — на 58%;
- химическая промышленность — 27%;
- металлургия — 29%;
- стройматериалы — 64%.
За 8 месяцев после начала боевых действий импорт из ЕС в РФ в физическом выражении сократился на 54%, экспорт — на 64% в годовой динамике.
От наших клиентов количество транспортных заказов во втором квартале сократилось примерно на треть, восстановительный рост спроса начался c середины третьего квартала и ускорился в четвертом. По итогам 2022 года общий объем перевозок компании по сравнению с 2021 годом снизился на 20%, при этом выручка сократилась на 11%.
— Как вы оцениваете динамику операционных показателей компании в 2023 году? В какой мере удается сгладить воздействие неблагоприятных факторов? Какие драйверы и барьеры для развития рынка вы видите?
— За первое полугодие 2023 года выручка компании выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2% при снижении объема грузоперевозок на 20%. Из-за санкций продолжает усложняться логистика не только между Европой и Россией, но и между Европой и странами, транспортное сообщение с которыми обычно осуществлялось транзитом через РФ. Например, часть грузов в Казахстан теперь идет через Турцию, Азербайджан, Каспийское море, что намного сложнее и дороже.
Дополнительные перспективы для логистических операторов создает развитие торговли в Южном и Восточном направлениях.
— Изменилась ли работа вашей компании (объем грузоперевозок и география) в направлении международных грузоперевозок?
— Активно работаем над расширением географии грузоперевозок. Значительно увеличились и продолжают расти объемы наших услуг на таких направлениях как Китай, Турция, Казахстан и другие страны Закавказья, Средняя и Юго-Восточная Азия, Ближний Восток.
— Увеличился ли объем внутренних перевозок? Если да, то благодаря каким факторам? Компании из каких отраслей предъявляют наибольший спрос на автомобильные перевозки?
— В связи с увеличением спроса на перевозки внутри России со стороны наших заказчиков, объем наших услуг в этом сегменте вырос с августа прошлого года к августу текущего в 2,5 раза.
— Как вы оцениваете ситуацию со спросом на логистические услуги в 2023 году? Насколько сильно на рынок повлиял уход из России крупных международных компаний, которые были заказчиками логистических услуг?
— Структура спроса и потенциал рынков существенно изменились. Ухудшаются условия работы на рынке ЕС–РФ, из-за чего спрос здесь, видимо, будет и дальше снижаться. Но растет востребованность других направлений: Юга и Востока.
Уход с российского рынка крупных международных заказчиков, безусловно, ударил по объемам услуг: во втором квартале 2022 года 27% наших активных заказчиков приостановили загрузки по различным причинам, включая прекращение работы на российском рынке. В четвертом квартале начался восстановительный рост по количеству активных клиентов и транспортных заказов в среднем от клиента.
— Как уход с российского рынка иностранных логистических операторов сказался на конкурентной ситуации в отрасли?
— Уход с российского рынка автомобильных перевозок иностранных логистических операторов не сказался на нашем бизнесе заметным образом. Существенный ущерб нанес уход морских линейных операторов, которые были нашими подрядчиками.
— Столкнулась ли ваша компания с нехваткой кадров? Если да, то какие меры были предприняты для исправления ситуации? Есть ли среди них инструменты автоматизации и роботизации процессов (от чат-ботов до ИИ-решений)?
— Здесь нужно уточнить, что недостаток кадров нужной нам квалификации ощущался всегда, даже в лучшие времена. Время закрытия вакансий увеличивалось уже давно. Произошедшие в последние полтора года события не усугубили проблему дефицита кадров. Решать возникающие проблемы нам помогает действенная политика сохранения и развития собственных кадров.
— Может ли цифровизация бизнеса стать реальным ответом на текущие вызовы? Какие решения уже внедрены в компании (электронный документооборот, оптимизация складских процессов, системы управления транспортом и т. п.)?
— Цифровизация — это, безусловно, важная составляющая качественного сервиса и драйвер развития бизнеса, но надо понимать, что главное — это: а) спрос на услуги, то есть развитие производящих отраслей; б) способность логистического оператора генерировать и реализовывать оптимальные логистические схемы. И только при наличии этих двух вещей цифровизация начинает играть существенную роль в развитии бизнеса.
В нашей компании уже давно внедрен электронный документооборот, оцифрованы многие бизнес-процессы, автоматизирован управленческий учет. И всегда в работе около пяти проектов по автоматизации разных сторон функционирования бизнеса. Решаются одни задачи — тут же ставятся другие, и развитие продолжается.
— Планируется ли в компании внедрение новейших технологических решений на основе ИИ (например, беспилотного транспорта)? Насколько подобные эксперименты сейчас актуальны для компании?
— Внедрение технологий искусственного интеллекта идет у нас в сфере маркетинга для решения задач по сбору и обработке информации. Положительные результаты есть, но обучение еще ведется. Поэтому пока неясно, в какой степени ИИ сможет качественно заменить живого аналитика. Облегчить его работу, скорее всего, сможет.
— Как вы оцениваете перспективы отрасли грузоперевозок в ближайшие 1–2 года? Каким направлениям деятельности в вашей компании будет уделено основное внимание? Планируется ли расширение географии работы и наращивание логистической инфраструктуры?
— Начиная с 2020 года любой прогноз можно завершать словами: «но это не точно». Пока в базовом прогнозе от наших аналитиков на ближайшие два года:
- медленное сокращение потенциала рынка ЕС–РФ;
- быстрое развитие рынков перевозок в Южном и Юго-Восточном направлении. (Прежде всего это касается Китая, Турции, Казахстана, Узбекистана.)
Довольно неплохо развивается российский рынок, но есть тревожные моменты. Сейчас он перегрет госзаказами. К тому же за счет бюджетных вливаний платежеспособность населения значительно выросла, и как это дальше отразится на экономике, говорить пока сложно.
Мы будем активно расширять присутствие на перечисленных выше перспективных рынках. Открываем новый офис в Казахстане.