Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 17 апреля 2024
Владислав Склянов

Клиенты все чаще делают выбор в пользу тех платформ, которые предлагают более выгодные условия в части изначальной цены на товар, в меньшей степени — бонусные программы, акции и т.д.

Финансовый директор «Яндекс.Маркета» специально для исследования рынка онлайн-торговли 2023

 Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию? Насколько ситуация изменилась в сравнении с прошлогодней?

 Как и предыдущий, 2023-й год был для «Яндекс.Маркета» сложный, но без сомнения успешный. Первые три квартала компания шла с хорошим опережением собственных бюджетных планов. Тем не менее, в четвертом квартале рост по отношению к желаемому немного замедлился из-за того, что все основные участники рынка электронной коммерции перенаправляли почти все средства в улучшение ценового предложения для клиентов. Такая тактика со стороны маркетплейсов позволяет привлекать больше покупателей, однако не может формировать устойчивую бизнес-модель компании. Именно поэтому «Яндекс.Маркет» старался следовать тенденции более осмотрительно и фокусироваться преимущественно на качественном экономическом росте. Компании удалось достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию. В целом, команда довольна достигнутыми результатами за год. 

Что касается значительных изменений, то можно отметить, что на рынке происходит все большая консолидация вокруг маркетплейсов: каждая онлайн-площадка регулярно сообщает об увеличении количества продавцов и покупателей. Продолжается развитие механизма параллельного импорта, благодаря которому ввозится большое количество зарубежных товаров.

 Насколько повлияла на маржинальность бизнеса волатильность рубля и инфляция в 2023 году? Пришлось ли площадке повышать комиссию для партнеров или стоимость услуги для потребителей? Какую ценовую политику планируете применять в 2024 году?

 В 2023 году волатильность рубля и инфляция остались в пределах наших ожиданий, поэтому незначительно повлияли на маржинальность бизнеса. При этом «Яндекс.Маркет» имеет достаточно необходимых инструментов хеджирования как валютных, так и инфляционных рисков для минимизирования влияния подобных экономических факторов. 

В течение года «Яндекс.Маркет» повышал комиссию для партнеров вслед за общим ростом стоимости услуг онлайн-площадок на рынке. Тем не менее, мы остаемся одним из самых доступных маркетплейсов для партнеров — это можно проверить по специальному калькулятору расходов для продавцов на сайте «Яндекс.Маркета». При этом мы, наоборот, снижали стоимость услуг для потребителей, в особенности это касалось финтех-продуктов и экспресс-доставки. Например, у «Яндекс.Маркета» появился бесплатный «Сплит» (сервис оплаты покупок частями) на 6 и 12 месяцев, до этого максимальный срок составлял 6 недель. Также, во второй половине года, мы сделали бесплатной доставку «по клику» — новая услуга, которая позволяет покупателю выбрать доставку своего заказа за 30 минут — заказ поступит на ближайший даркстор «Яндекс.Лавки», а оттуда его принесет курьер, когда клиенту будет удобно. Сейчас доставка «по клику» из «Маркета» есть в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону. В Москве и Санкт-Петербурге уже каждый пятый заказ из «Маркета» доставляют через «Лавку». Это позволяет экономить время клиента, кроме того, к посылке можно добавить что-то из «Лавки». В конце года покупатели добавляли продукты и товары из «Лавки» уже к каждой третьей доставке «по клику».

Для развития направления быстрой доставки на маркетплейсе «Яндекс» объединил технологии и опыт сервисов электронной коммерции — «Маркета», «Еды», «Лавки» и «Деливери». Технология в логистике позволяет оптимизировать скорость доставки и нагрузку на курьеров, а синергия команд — ускорить расширение ассортимента.

 Как менялось потребительское поведение россиян в течение года? Отразился ли на нем рост реальных доходов населения?

 Маркетплейсы корректируют развитие бизнеса, отталкиваясь от изменения потребительского поведения. За 2023 год онлайн-площадки продолжали увеличивать сеть пунктов выдачи заказов (ПВЗ), так как этот канал доставки остается наиболее востребованным. Мы заметили, что у покупателей меняется паттерн-покупки — переходит в более частотный. Покупатели все больше привыкают к тому, что их заказы привозят за относительно короткий срок, поэтому начинают заказывать меньше, но чаще, причем из разных категорий товаров. Мы видим, что клиенты стали привыкать к доставке любых товаров, а не только из категории готовой еды, электроники и техники и др. Например, растет количество заказов автозапчастей для разных транспортных средств, доступ к которым на онлайн-площадках возможен преимущественно благодаря трансграничной торговли. Еще одна важная тенденция — клиенты все чаще делают выбор в пользу тех платформ, которые предлагают более выгодные условия в части изначальной цены на товар, в меньшей степени — бонусные программы, акции и т.д.

 Как изменился ассортимент на площадке за последний год? Остается ли проблемой уход иностранных брендов? Используете ли Вы возможность осуществления параллельного импорта и как оцениваете данный механизм?

 За последний год ассортимент на «Яндекс.Маркете» увеличился на 43%, сейчас он составляет более 60 млн товарных единиц (SKU — stock keeping unit). Уход иностранных брендов все еще остается существенной проблемой — их товары тяжело привозить как нам, так и нашим продавцам. При этом существует механизм параллельного импорта, который значительно сокращает негативный эффект. Но в последние месяцы 2023 года значительно усложнились передвижения денежных средств за границу из-за более жестких проверок со стороны банков, это увеличивает срок транзакций и заставляет как маркетплейсы, так и продавцов тщательнее планировать любые импортные покупки. 

Чтобы минимизировать негативный эффект для пользователей от отсутствия привычных брендов в некоторых нишах, маркетплейсы стараются сохранить ассортиментную матрицу товаров на площадке с помощью запуска собственных торговых марок (СТМ). Это также помогает сократить отток покупателей с маркетплейса, которым проще заказать все товары в одном месте, а не распыляться по разным площадкам. Например, в январе «Яндекс.Маркет» запустил продажу товаров для дома под собственным брендом Pragma. Среди товаров бренда представлены мебель, домашний текстиль, сантехника и товары для ванной комнаты, кухни, уборки, освещение и системы хранения. Многие из товаров производятся на российских фабриках — в Иванове, Курске, Нижнем Новгороде и Москве.

 Привлекаете ли вы на площадку иностранных продавцов? Если да, расскажите, насколько успешно развивается данное направление? Смогут ли витрины иностранных продавцов на маркетплейсах стать основным каналом для трансграничной онлайн-торговли?

 «Яндекс.Маркет» запустил трансграничную торговлю только в июле 2023 года, но мы уже видим в этом направлении большой потенциал. Сейчас зарубежные магазины размещают на площадке преимущественно товары из категорий: электроника, для дома, автомобили, для красоты и здоровья, а также одежда, обувь и аксессуары.

Витрины иностранных продавцов на маркетплейсах, действительно могут стать основным каналом для трансграничной торговли. Но для этого нужно, чтобы онлайн-площадки смогли предложить иностранным продавцам такие же комфортные условия, как и российским, т.е. перевод денежных средств в удобных валютах, понятный интерфейс внутренней системы, адаптация платформы к разным языкам и др. 

Появление определенного количества товаров от иностранных продавцов сможет стать хорошим дополнением к расширению доступного ассортимента для пользователей на фоне ушедших из России брендов. Также это поможет косвенно стимулировать продажи на площадке у российских продавцов, привлекая внимание к их товарам у клиентов благодаря просмотру общего ассортимента на онлайн-площадках.

 Какие товарные категории демонстрируют наиболее высокую динамику роста, а какие, напротив, проседают? Как ведут себя продажи в сегментах fashion, продуктов питания, детских товаров, цифровой и бытовой техники? Какова их доля в вашем обороте? Появились ли новые категории товаров на вашей площадке? Как оцениваете перспективы их развития?

 «Яндекс Маркет» — мультикатегорийный маркетплейс с исторически сильной категорией товаров «электроника и бытовая техника». По итогам 2023 года оборот электроники и бытовой техники продолжил составлять менее половины от общего товарооборота (GMV) «Яндекс.Маркета». То, что эта категория продолжает быть сильной — обусловлено появлением на площадках новинок, которое стало возможно благодаря механизму параллельного импорта. Наибольшие темпы роста показали категории одежды (+250%) и детских товаров (+50%). Также отдельно хотелось бы отметить категорию товаров для дома, которая приросла на 100% год к году.

 В 2022 году на рынке интернет-торговли наблюдался тренд на запуск ретейлерами собственных торговых марок? Продаются ли товары СТМ на вашей площадке? Если да, то как показывают себя продажи в условиях ухода иностранных брендов?

 Многие оффлайн и онлайн-ретейлеры уже давно видят в запуске собственных торговых марках (СТМ) потенциал из-за растущего спроса со стороны потребителей. При этом важно помнить, что создание СТМ — достаточно капиталоемкое направление, которое не сможет стать основным источником дохода для маркетплейса. 

«Яндекс.Маркет» развивает СТМ в разных категориях товаров: например, Pragma (товары для дома, мебель и сантехника), Tuvio (телевизоры, микроволновые печи, пылесосы и мелкая бытовая техника), Lunnen (компьютеры, ноутбуки, планшеты и др.), Commo (зарядки, кабели, чехлы для мобильных телефонов и батарейки), Junion (товары для детей), Lapsville (товары для животных), Nocord (электроинструменты) и др. Для нас СТМ — не только возможность продавать товары по хорошим для клиентов ценам, но также возможность задействовать российское производство. Например, товары для дома под брендом Pragma производятся в Иваново, Курске, Нижнем Новгороде и Москве.

 Как в вашей компании относятся к перспективе легализации онлайн-торговли алкоголем? Развиваете ли вы продажи алкоголя путем самовывоза из магазинов? Если да, то насколько популярна данная опция среди покупателей?

 На «Яндекс Маркете» не продается алкогольная продукция, так как это запрещено законодательством. Если регуляторы разрешат продавать алкогольную продукцию в онлайне, то мы как бизнес рассмотрим возможность реализовать это на нашей площадке, чтобы дать возможность локальным винодельням и производителям выйти в онлайн с нашей помощью. При этом мы понимаем, что рынок алкоголя — зона отдельной экспертизы, где есть давно сформировавшиеся, более сильные игроки.

 Как развивается ситуация в интернет-торговле в регионах за пределами Москвы и Санкт-Петербурга?

 Российские регионы растут быстрее Москвы и Санкт-Петербурга благодаря низкой базе — в среднем на 10 п.п. Однако за счет разницы в средних заработных платах потребители из регионов чаще имеют меньший средний чек и пониженную частотность покупок по сравнению с центральной частью России. При этом мы замечаем, что в большинстве городов-миллионников (Екатеринбург, Самара, Ростов-на-Дону, Казань и др.), где «Яндекс.Маркет» имеет широкую сеть пунктов выдачи заказов (ПВЗ), поведение покупателей схоже с жителями Москвы и Санкт-Петербурга.  

 Столкнулась ли ваша компания с нехваткой кадров? Если да, то какие меры были предприняты для исправления ситуации? Есть ли среди них инструменты автоматизации и роботизации процессов (от чат-ботов до ИИ-решений)?

 Начиная с марта 2023 года, мы пытаемся решить проблему найма сотрудников на сортировочные центры, склады и в курьерскую доставку «Яндекс.Маркета». К сожалению, нехватка кадров — острая проблема, которая возникла одновременно у всех игроков рынка, что привело к определенного рода инфляции стоимости физического труда.  

В «Яндекс.Маркете» есть как инструменты автоматизации на складах, так и специальные чат-боты в службе поддержки, но решения с использованием искусственного интеллекта в этих областях вряд ли заменят необходимый персонал в нашем бизнесе. Для «Маркета» искусственный интеллект — скорее способ помочь продавцам: добавлять быстрее контент, создавать видеообложки, рекламные баннеры и др.

 Какие меры предпринимает Ваша компания для сохранения лояльности клиентов? Внедряете ли Вы механизмы персонализации и подписок? Какие тренды Вы могли бы отметить в данном направлении?

 У сервисов экосистемы «Яндекса» есть подписка «Плюс» — это сквозная программа лояльности для клиентов. Но в «Яндекс.Маркете» основная роль сейчас отдана целевым инструментам лояльности — карте «Яндекс Пэй». Для нашего сервиса финтех-направление — относительно новый бизнес, несмотря на это с момента запуска «зеленых цен» (специальные цены почти на все товары, которые предоставляются при оплате заказа картой «Яндекс Пэй»; дополнительная скидка суммируется с промокодами и достигает 30%) на «Маркете» мы увидели трехкратный рост выпуска карт «Яндекс Пэй». В целом, механизмы персонализации и рекомендательных алгоритмов, в том числе и установления индивидуальных ценовых предложений — то, на чем строится наша торговая тактика на маркетплейсе. 

Новый тренд в данном направлении — увеличение лояльности пользователей не с помощью бонусов и акций после покупки, а инвестирования в привлекательную изначальную цену товара. В период высокой инфляции сохранить расположение клиента можно незначительно растущей ценой, а также уникальным персонализированным предложением специально под него.

 Какие опции доставки и оплаты пользуются наибольшим спросом? Возросла ли популярность экспресс-доставки? Как оцениваете динамику соотношения самовывоза и курьерской доставки?

 Самовывоз продолжает быть доминирующим методом доставки среди покупателей маркетплейсов. Чтобы удовлетворять клиентский спрос на такой тип доставки, площадки инвестируют большие средства в развитие сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ). В большинстве случаев поддержание сети ПВЗ позволяет маркетплейсу сокращать расходы на логистику: одна машина, забирая товары со склада и сортировочного центра, может одновременно доставить заказы как в ПВЗ, так и на конкретные адреса клиентов. 

Сейчас ПВЗ составляют около 79% от общего грузопотока «Яндекс.Маркета». На этом фоне в 2023 году значимо вырос новый продукт «Маркета» — доставка «по клику», которая является важным конкурентным преимуществом. Что касается «экспресс-доставки», то спрос на нее сохраняется, но растет не так значимо из-за увеличения стоимости вследствие нехватки рабочей силы, роста стоимости логистики и др.

По нашим прогнозам, если сравнивать самовывоз и доставку курьером, то пропорция в плане спроса сохранится в соотношении 80 на 20. При этом в курьерской доставке все больше будут сосредотачиваться крупногабаритные заказы, либо различные форматы «экспресс-доставки» — когда клиенту необходим товар здесь и сейчас. 

 Используете ли вы в своем бизнесе новые технологические решения (например, роботы, доставка дронами, решения на основе AI и т.д.)? Видите ли сейчас перспективные идеи в данном направлении для интернет-торговли? Какие из них планируете внедрять в свой бизнес?

 Технологичность — базовая составляющая «Яндекса» в целом. Поэтому «Яндекс.Маркет» развивает ряд технологичных решений, которые позволяют в разы упростить некоторые процессы. 

В 2023 году команда «Маркета» открыла свой центр робототехники с тестовым полигоном площадью около 1 тыс. м2. Центр позволяет тестировать прототипы, быстрее собирать и выпускать для работы на складах промышленных роботов. Они помогают нашему сервису сокращать расходы на хранение товаров, повышать эффективность логистики и избавляют сотрудников складов от монотонных задач. Инженеры «Маркета» занимаются всем, что связано с автономными складскими роботами и другими системами, начиная прототипированием и разработкой первичных образцов и заканчивая запуском серийного производства. Сейчас у компании есть 3 складских робота: инвентаризатор Spectro, извозчик Motus и тотоносец Dilectus. Spectro сканирует QR-коды на палетах с товарами и заносит в систему складского учета данные о том, что и где хранится. Motus перевозит по складу палеты, коробки и другие грузы общим весом до 700 кг. Задача Dilectus-а брать коробки с товарами со стеллажей из зоны хранения на складе, перемещать их в зону комплектации и обратно. Да, у нас есть свое производство и применение на наших складах, но пока это не массовая история. Возможно, в течение следующих нескольких лет из этого получится операционное решение, помогающее бизнесу.

Еще одно конкурентное преимущество «Маркета» — бесплатный доступ для продавцов «Маркета» к нейросетям и другим техническим решениям «Яндекса». Например, генерирование контента для заполнения карточки товара и продающих рекламных баннеров для продвижения на сервисе. Также с помощью искусственного интеллекта мы делаем предварительную модерацию контента, который загружают продавцы на нашу площадку.

 Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2024 г.? Есть ли планы по расширению географии доставки, наращиванию логистической инфраструктуры, экспериментам с новыми форматами работы? Или же вы сосредоточитесь на оптимизации бизнеса и адаптации деятельности компании к текущей кризисной ситуации?

 Основной фокус «Яндекс.Маркета» на 2024 год — адаптация к текущей экономической ситуации и оптимизация нашей экономической модели при максимально достижимом росте бизнеса. Мы хотим сосредоточиться на увеличении оборота категорий товаров, которые относятся к высокочастотным с точки зрения спроса: товары для дома, детей, одежда и красота. 

При этом мы собираемся наращивать логистическую инфраструктуру с оглядкой на текущие ставки кредитования и стоимость девелопмента отдельных объектов. Отдельно «Маркет» в значительной степени сосредоточится на развитии финтех-продуктов и их правильном интегрировании в покупательский опыт.

РБК Исследования рынков Российский рынок интернет-торговли 2023 110 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 27 апреля 2024 AnalyticResearchGroup (ARG) Исследование показало, какие услуги чаще всего предлагаются в стоматологических клиниках Оказалось, что в каждой второй стоматологии можно получить бесплатную консультацию перед необходимой процедурой.

На рынке стоматологических услуг в России, который – даже с учетом спада в ковидном 2020 году – за последнее десятилетие рос в среднем на 15% ежегодно, продолжает увеличиваться количество услуг, предлагаемых клиентам. Исследование «AnalyticResearchGroup» показало, какие ключевые услуги и врачи каких специализаций доступны в стоматологических клиниках в России. Было проанализировано предложение более чем 21 тыс. клиник, работающих в крупных российских городах. Анализ услуг проведен на основе данных, которые организации указали в своих профилях в геоинформационной системе «2ГИС», по состоянию на конец октября прошлого года.

Показать еще