Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 16 апреля 2024
Альбина Дронова

Мы с партнерами уже привыкли к непредсказуемости

Коммерческий директор Dentro специально для исследования российского рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок 2023

— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь целей и финансовых показателей, намеченных на 2022 год? 

— 2022 год был очень сложным как для транспортной отрасли, так и для нашей компании. Первые шесть месяцев мы ощущали существенное снижение товарооборота, которое сказалось на тарифах на перевозку (они снизились более, чем в два раза и зачастую не покрывали даже себестоимость рейса). Вторая половина года характеризовалась оздоровлением: наша компания смогла выйти на финансовые показатели 2021 года.

— Как вы оцениваете динамику операционных показателей компании в 2023 году? В какой мере удается сгладить воздействие неблагоприятных факторов? Какие драйверы и барьеры для развития рынка вы видите? 

— В 2023 году динамика показателей положительная: сказалась низкая лизинговая нагрузка в сложный период. Поэтому сейчас мы можем расширять свой парк несмотря на все трудности.

— Изменилась ли работа вашей компании (объем грузоперевозок и география) в направлении международных грузоперевозок? Были ли скорректированы сроки и стоимость поставок по сравнению с 2021 годом? Если да, то как?

— Работа компании в части объемов и географии существенно изменилась. Мы наблюдаем, как транспортные потоки перестроились больше на центральную часть страны. Это обусловлено концентрацией локальных производств. Ощущаем, как изменился характер перевозимого груза с уходом многих международных игроков-производителей и дистрибьютеров.

— Увеличился ли объем внутренних перевозок? Если да, то благодаря каким факторам? Компании из каких отраслей предъявляют наибольший спрос на автомобильные перевозки?

— На наш взгляд сложно сказать, что объем внутренних перевозок увеличился, скорее поменялась структура транспортной отрасли в целом. На это повлияли трудности с работой международных перевозчиков в России, минимальный выход новой техники на дороги во время пандемии и СВО, высвобождение рабочих мест гражданами ближайшего зарубежья, и соответственно отток водителей из отрасли. Все эти факторы создали дефицит техники, что привело к повышенному спросу на транспортные услуги.

Если говорить об увеличении объема внутренних перевозок в рамках всей отрасли, то наиболее активно он происходил в сегменте строительных материалов, который стал активно расти после затишья 2020–2022 годов.

— Как вы оцениваете ситуацию со спросом на логистические услуги в 2023 году? Насколько сильно на рынок повлиял уход из России крупных международных компаний, которые были потребителями логистических услуг?

— Спрос на логистические услуги остался скорее на прежнем уровне, поскольку он сбалансирован сокращением товарооборота из-за ухода потребителей логистических услуг, а также дефицитом техники и водителей.

— Как компания справляется с задачей содержания и обновления автопарка в условиях санкций и ухода иностранных вендоров?

— Задача содержания автопарка, конечно, существенно усложнилась. Во-первых, запасные части выросли в цене, и номенклатура стала более скудной. Во-вторых, гарантия техники от производителей, можно сказать, не работает. В-третьих, происходит естественное устаревание парка, который требуется обновлять. И поскольку цены на автомобили европейских производителей неоправданно высокие, мы вынуждены переходить на китайские: на свой страх и риск, не зная, как поведет себя техника даже через пару лет.

— Столкнулась ли компания с нехваткой кадров? Если да, то какие меры были предприняты для исправления ситуации? Есть ли среди них инструменты автоматизации и роботизации процессов (от чат-ботов до ИИ-решений)?

— Безусловно, мы, как и все транспортные компании, ощущаем огромный дефицит кадров. В первую очередь водительского состава. Как я отмечала ранее, освободилось множество рабочих мест. Водители хотят проводить больше времени с семьей, и свободный рынок труда в регионах спокойно позволяет им это делать. Чем выше дефицит кадров, тем требовательнее соискатель. Сложно привлечь людей и на административные должности.

Что касается того, может ли цифровизация бизнеса стать реальным ответом на текущие вызовы, то мы считаем, что соответствующие технологии могут облегчить труд персонала, но ни в коем случае не должны рассматриваться как замена человека.

— Насколько болезненным был уход из России иностранных поставщиков программного обеспечения (Oracle и SAP)? Осуществлен ли в компании переход на продукты российских компаний?

— Были сложности с размещением баз на сторонних серверах, с их оплатой, но сейчас они решены благодаря использованию отечественных ресурсов. 

— Как вы оцениваете перспективы отрасли грузоперевозок в ближайшие 1–2 года? Каким направлениям деятельности в вашей компании будет уделено основное внимание? Планируется ли расширение географии работы и наращивание логистической инфраструктуры?

— В настоящее время у нас небольшой горизонт планирования: квартал, максимум  полгода. Мы с партнерами уже привыкли к непредсказуемости. Но если говорить о векторе развития компании, то в первую очередь мы работаем над совершенствованием бизнес-процессов. Еще многое нужно сделать, и желательно лучше других.

РБК Исследования рынков Российский рынок коммерческих автомобильных грузоперевозок 2023 170 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 11 июня 2024 Компания Гидмаркет Рынок 3PL-логистики в России продолжает расти В 2023 году объём рынка достиг максимального значения в 453,97 млрд рублей

Рынок 3PL-логистики в России демонстрирует устойчивый рост на протяжении последних нескольких лет. Несмотря на сложности, вызванные пандемией и геополитической ситуацией, объём рынка продолжает увеличиваться.
В 2020 году из-за пандемии коронавируса темпы прироста объёма рынка замедлились до 6,4 С учётом изменения цен прирост составил всего 1,1 Однако уже в 2021 году рынок начал восстанавливаться, и темпы прироста увеличились.
В 2022 году рынок продолжил рост, увеличившись на 23,6 Это было связано с резким ростом цен. Но с учётом изменения цен объём рынка снизился к показателям 2021 года на 3,7 Это произошло из-за сложностей, вызванных кризисными явлениями и сложной геополитической ситуацией.
В 2023 году объём рынка 3PL-логистики восстановился и продолжил рост, достигнув максимального значения в 453,97 млрд рублей. Темп прироста объёма рынка составил 21,1 а с учётом изменения цен объём рынка увеличился на 4 к показателям 2022 года.
Эти данные говорят о том, что услуги 3PL-операторов остаются востребованными на российском рынке.

Статья, 15 мая 2024 Компания Гидмаркет Железнодорожные перевозки лидируют на рынке транспортно-логистических услуг в России В структуре видов транспорта на рынке лидирует железнодорожный с долей 84,4%

В последнем отчете по анализу рынка транспортно-логистических услуг в России были обнародованы свежие данные, согласно которым доминирующую позицию в общем объеме услуг занимают грузоперевозки, составляя 49,2%. При этом наблюдается стабильный спрос и на комплексные логистические услуги, которые занимают значительную долю рынка 45,0%. Складские услуги также играют важную роль, обеспечивая 5,8% от общего объема.

Отчет подчеркивает доминирование железнодорожного транспорта, который уверенно занимает лидирующие позиции с долей рынка в 84,4%. Это значительно превышает доли других видов транспорта, с автомобильным транспортом на втором месте, который составляет 12,3% и внутренним водным транспортом, замыкающим тройку лидеров с 1,8%.

Эксперты отмечают, что такое распределение свидетельствует о стабильности и эффективности железнодорожных перевозок в стране, что делает их предпочтительным выбором для перемещения крупных объемов грузов на дальние расстояния. Одновременно, высокий спрос на логистические услуги отражает растущую потребность рынка в интегрированных решениях, обеспечивающих управление цепочками поставок на всех этапах от производства до конечного потребителя.

Показать еще