«2020–2022 гг. были сложными рынка кейтеринга. Отрасль, не успев восстановиться от последствий пандемии COVID-19, столкнулась с новыми вызовами. В 2022 году произошел массовый исход иностранных компаний из России, что существенно сказалось на клиентском портфеле операторов. Продолжившие работу иностранные бренды значительно сократили свои активности в плане проведения корпоративных и промо-мероприятий. Наряду с перестройкой клиентского портфеля кейтеринговые операторы боролись и с инфляцией (+13-15%), и с перебоями в поставках, что зачастую сопровождалось отказом от закупок иностранных продуктов в пользу локальных поставщиков. Столь масштабная работа по перестройке бизнеса, конечно, не способствовала росту индустрии. По итогам 2022 году оборот рынка кейтеринга лишь на 4% превысил показатели 2019 года, тогда как ресторанная индустрия закончила год с ростом в 29% относительно допандемийного года. Лишь в 2023 году мы наблюдаем уверенный рост рынка кейтеринга», — отметила Инга Микаелян.
✅ Итоги 2023 года
👉Объем рынка кейтеринга в России вырос на 26% относительно 2022 года и достиг ₽634 млрд.
👉Событийный кейтеринг показал более динамичное развитие: сегмент прибавил 53% относительно 2022 года.
✅ Драйверы рынка кейтеринга
👉Рост предпринимательской уверенности и активности.
В 2022–2023 годах около 750 иностранных компаний приостановили работу в России. Уход западных компаний был воспринят российскими предпринимателями как возможность по наращиванию производства и увеличению доли на рынке.
👉Динамичный рост Event-индустрии.
По оценкам «РБК Исследований рынков» оборот компаний от организации конференций и выставок в 2023 году вырос на 55% относительно 2022 года и на 39% опередил показатели доковидного 2019 года.
👉Двузначный рост рынка бизнес-трэвел услуг
Его объем в 2023 году вырос на 23%. При этом наиболее динамичный рост наблюдается в сегменте внутрироссийских деловых поездок.
На сегодняшний день лишь каждый третий рубль, которые российский бизнес тратит на командировки и деловые поездки, приходится на специализированные агентства. То есть российские предприятия в большинстве своем самостоятельно осуществляют покупки билетов и бронирования гостиниц. Однако данная практика сопряжена с проблемами, возникающими при отмене рейсов, овербукинге и различных внутрикомандировочных изменений. В этой связи компании все чаще делегируют организацию выездных поездок сотрудников, обращаясь к услугам специализированных бизнес-трэвел агентств.
«Кооперация кейтеринговых компаний со специализированными бизнес-трэвел агентствами является обоюдовыгодной практикой. Для кейтеринговых компаний подобное сотрудничество дает возможность доступа к новым клиентам, а для бизнес-трэвел агентств является конкурентным преимуществом, позволяющим выходить за рамки лишь организации поездок», — отмечает Инга Микаелян.
✅Перспективы отрасли
Емкость рынка кейтеринга в 2,3–2,5 раз превышает текущие обороты. Оценки «РБК Исследований рынков» основаны на сопоставлении российского рынка и рынка США, где по оценкам Grand View Research, его оборот в 2022 году составил $60,4 млрд (~₽4,1 трлн по среднегодовому курсу 2022 года). При оценке емкости российского рынка учитывались разница в численности населении, розничных ценах и зарплатах в России и США.
Несмотря на перспективность рынка, наличие потенциала по дальнейшему масштабированию, в РБК отметили чувствительность сегмента к любым негативным аспектам.
«Рынок кейтеринга крайне чувствительно реагирует на любые негативные новости. Это эмоциональный бизнес, развитие которого напрямую зависит от уверенности клиентов и российских предпринимателей в завтрашнем дне», — подчеркнул эксперт.