Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 3 апреля 2024
Александр Семенцов

Изменили подход к формированию приоритетных направлений перевозок

Операционный директор «Светлана-К» специально для исследования российского рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок 2023

— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь целей и финансовых показателей, намеченных на 2022 год?

— ООО “Светлана”-К оказывает услуги комплексного логистического обслуживания крупного и среднего бизнеса в формате полного цикла 3PL. На начало 2022 года портфель клиентов ООО “Светлана”-К в значительной мере определялся компаниями с иностранным участием. Часть клиентов покинула РФ, часть снизила объем своих операций, что привело к снижению финансовых показателей. В качестве компенсирующих мероприятий была осуществлена диверсификация бизнеса с фокусом на развитие складских операций и привлечение российских компаний в быстрорастущих сегментах (автозапчасти, медицинские изделия), а также оптимизирована региональная сеть филиалов и ликвидированы специализированные услуги в сегменте LTL.

— Как вы оцениваете динамику операционных показателей компании в 2023 году? В какой мере удается сгладить воздействие неблагоприятных факторов? Какие драйверы и барьеры для развития рынка вы видите?

— Воздействие неблагоприятных факторов удалось сгладить лишь частично. Мы наращиваем складские мощности в Московской области. По итогам 2023 года планируется удвоение площадей, используемых под складские операции. Также мы осуществляем проекты по переходу на 1С:WMS и повышению производительности труда совместно с Федеральным центром компетенций.

— Удалось ли вам воспользоваться мерами государственной поддержки бизнеса в 2022–2023 годах? Как оцениваете их эффект? Каково влияние действий правительства и законодательной власти на отрасль грузоперевозок? Что можно улучшить?

— В 2022 и 2023 году мы не пользовались государственными мерами поддержки. На наш взгляд, логистика, за исключением крупных инфраструктурных проектов, не является приоритетной областью государственной поддержки. Серьезное беспокойство вызывает недостаточная подготовка отрасли к продекларированному переходу на электронные транспортные накладные. 

— Увеличился ли объем внутренних перевозок? Если да, то благодаря каким факторам? Компании из каких отраслей предъявляют наибольший спрос на автомобильные перевозки?

— Объем внутренних перевозок, осуществляемых нашей компанией, снизился. С одной стороны, это связано с последствиями ухода с рынка клиентов с иностранным участием или снижения объемов доставки для них. С другой стороны, в 2022 году мы изменили подход к формированию приоритетных направлений перевозок и выбору клиентов: снизили долю региональных перевозок в пользу рейсов на внутриобластных и городских маршрутах, а также ликвидировали специализированные услуги в сегменте LTL.

— Как вы оцениваете ситуацию со спросом на логистические услуги в 2023 году? Насколько сильно на рынок повлиял уход из России крупных международных компаний, которые являлись потребителями логистических услуг?

 В первой половине года завершались процессы трансформации цепочек поставок и реорганизации компаний с иностранным участием. В этот период мы наблюдали резкое снижение объемов грузоперевозок при низких ставках, несмотря на серьезное увеличение себестоимости операций. Во второй половине года, к концу третьего квартала 2023 года на рынке сложилась диспропорция между спросом и предложением на перевозки крупнотоннажным транспортом, что привело к росту ставок и снижению требований к транспортным компаниям со стороны клиентов. 

— Как уход с российского рынка иностранных логистических операторов сказался на конкурентной ситуации в отрасли?

— В основном они работали в сегменте LTL (курьерской доставки). В этом сегменте идет серьезное развитие локальных игроков (маркетплейсы, ретейл). Таким образом, серьезного влияния на ситуацию в отрасли уход иностранных логистических компаний не оказал.

— Как ваша компания справляется с задачей содержания и обновления автопарка в условиях санкций и ухода иностранных вендоров?

— Мы находимся в процессе изучения новых игроков  китайских производителей.

— Столкнулась ли ваша компания с нехваткой кадров? Если да, то какие меры были предприняты для исправления ситуации?

— Наблюдается серьезная нехватка производственного персонала. В складских операциях мы ведем работу над повышением эффективности операций за счет малой механизации, стандартизации процессов, в том числе с помощью проектов по переходу на 1С:WMS и повышению производительности труда совместно с Федеральным центром компетенций. Наиболее сложная ситуация с водителями категории «Е». Здесь мы усиленно работаем в направлении мотивации персонала, как материальной, так и нематериальной.

— Может ли цифровизация бизнеса стать реальным ответом на текущие вызовы? Какие решения уже внедрены в компании (электронный документооборот, оптимизация складских процессов, системы управления транспортом и т. п.)?

— Цифровизация — это один из аспектов комплексного подхода к улучшению показателей компании. Большинство базовых решений (система управления складом, электронный документооборот, система управления транспортом) уже внедрены в нашей компании. Идет процесс постоянных улучшений и, тем не менее, новые разработки не позволяют в полной мере компенсировать рост наиболее значимых составляющих себестоимости (фонд оплаты труда, покупка, ремонт и обслуживание техники, ГСМ).

— Насколько болезненным был уход из России иностранных поставщиков программного обеспечения (Oracle и SAP)? Осуществлен ли в компании переход на продукты российских компаний?

— Базовой системой для ООО “Светлана”-К является 1С. Есть собственный отдел программных разработок. Сейчас мы переходим на 1С:WMS.

— Планируется ли в компании внедрение новейших технологических решений на основе ИИ?

— На данный момент рассматриваем эти направления как отдаленную перспективу.

— Как вы оцениваете перспективы отрасли грузоперевозок в ближайшие 1–2 года? Каким направлениям деятельности в вашей компании будет уделено основное внимание?

— В краткосрочной перспективе мы продолжим фокусироваться на развитии складских операций, при этом сохраняя компетенции в области грузоперевозок. Цель остается прежней  оказывать услуги комплексного логистического обслуживания в формате 

РБК Исследования рынков Российский рынок коммерческих автомобильных грузоперевозок 2023 170 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 11 июня 2024 Компания Гидмаркет Рынок 3PL-логистики в России продолжает расти В 2023 году объём рынка достиг максимального значения в 453,97 млрд рублей

Рынок 3PL-логистики в России демонстрирует устойчивый рост на протяжении последних нескольких лет. Несмотря на сложности, вызванные пандемией и геополитической ситуацией, объём рынка продолжает увеличиваться.
В 2020 году из-за пандемии коронавируса темпы прироста объёма рынка замедлились до 6,4 С учётом изменения цен прирост составил всего 1,1 Однако уже в 2021 году рынок начал восстанавливаться, и темпы прироста увеличились.
В 2022 году рынок продолжил рост, увеличившись на 23,6 Это было связано с резким ростом цен. Но с учётом изменения цен объём рынка снизился к показателям 2021 года на 3,7 Это произошло из-за сложностей, вызванных кризисными явлениями и сложной геополитической ситуацией.
В 2023 году объём рынка 3PL-логистики восстановился и продолжил рост, достигнув максимального значения в 453,97 млрд рублей. Темп прироста объёма рынка составил 21,1 а с учётом изменения цен объём рынка увеличился на 4 к показателям 2022 года.
Эти данные говорят о том, что услуги 3PL-операторов остаются востребованными на российском рынке.

Показать еще