— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь целей и финансовых показателей, намеченных на 2022 год?
— ООО “Светлана”-К оказывает услуги комплексного логистического обслуживания крупного и среднего бизнеса в формате полного цикла 3PL. На начало 2022 года портфель клиентов ООО “Светлана”-К в значительной мере определялся компаниями с иностранным участием. Часть клиентов покинула РФ, часть снизила объем своих операций, что привело к снижению финансовых показателей. В качестве компенсирующих мероприятий была осуществлена диверсификация бизнеса с фокусом на развитие складских операций и привлечение российских компаний в быстрорастущих сегментах (автозапчасти, медицинские изделия), а также оптимизирована региональная сеть филиалов и ликвидированы специализированные услуги в сегменте LTL.
— Как вы оцениваете динамику операционных показателей компании в 2023 году? В какой мере удается сгладить воздействие неблагоприятных факторов? Какие драйверы и барьеры для развития рынка вы видите?
— Воздействие неблагоприятных факторов удалось сгладить лишь частично. Мы наращиваем складские мощности в Московской области. По итогам 2023 года планируется удвоение площадей, используемых под складские операции. Также мы осуществляем проекты по переходу на 1С:WMS и повышению производительности труда совместно с Федеральным центром компетенций.
— Удалось ли вам воспользоваться мерами государственной поддержки бизнеса в 2022–2023 годах? Как оцениваете их эффект? Каково влияние действий правительства и законодательной власти на отрасль грузоперевозок? Что можно улучшить?
— В 2022 и 2023 году мы не пользовались государственными мерами поддержки. На наш взгляд, логистика, за исключением крупных инфраструктурных проектов, не является приоритетной областью государственной поддержки. Серьезное беспокойство вызывает недостаточная подготовка отрасли к продекларированному переходу на электронные транспортные накладные.
— Увеличился ли объем внутренних перевозок? Если да, то благодаря каким факторам? Компании из каких отраслей предъявляют наибольший спрос на автомобильные перевозки?
— Объем внутренних перевозок, осуществляемых нашей компанией, снизился. С одной стороны, это связано с последствиями ухода с рынка клиентов с иностранным участием или снижения объемов доставки для них. С другой стороны, в 2022 году мы изменили подход к формированию приоритетных направлений перевозок и выбору клиентов: снизили долю региональных перевозок в пользу рейсов на внутриобластных и городских маршрутах, а также ликвидировали специализированные услуги в сегменте LTL.
— Как вы оцениваете ситуацию со спросом на логистические услуги в 2023 году? Насколько сильно на рынок повлиял уход из России крупных международных компаний, которые являлись потребителями логистических услуг?
— В первой половине года завершались процессы трансформации цепочек поставок и реорганизации компаний с иностранным участием. В этот период мы наблюдали резкое снижение объемов грузоперевозок при низких ставках, несмотря на серьезное увеличение себестоимости операций. Во второй половине года, к концу третьего квартала 2023 года на рынке сложилась диспропорция между спросом и предложением на перевозки крупнотоннажным транспортом, что привело к росту ставок и снижению требований к транспортным компаниям со стороны клиентов.
— Как уход с российского рынка иностранных логистических операторов сказался на конкурентной ситуации в отрасли?
— В основном они работали в сегменте LTL (курьерской доставки). В этом сегменте идет серьезное развитие локальных игроков (маркетплейсы, ретейл). Таким образом, серьезного влияния на ситуацию в отрасли уход иностранных логистических компаний не оказал.
— Как ваша компания справляется с задачей содержания и обновления автопарка в условиях санкций и ухода иностранных вендоров?
— Мы находимся в процессе изучения новых игроков — китайских производителей.
— Столкнулась ли ваша компания с нехваткой кадров? Если да, то какие меры были предприняты для исправления ситуации?
— Наблюдается серьезная нехватка производственного персонала. В складских операциях мы ведем работу над повышением эффективности операций за счет малой механизации, стандартизации процессов, в том числе с помощью проектов по переходу на 1С:WMS и повышению производительности труда совместно с Федеральным центром компетенций. Наиболее сложная ситуация с водителями категории «Е». Здесь мы усиленно работаем в направлении мотивации персонала, как материальной, так и нематериальной.
— Может ли цифровизация бизнеса стать реальным ответом на текущие вызовы? Какие решения уже внедрены в компании (электронный документооборот, оптимизация складских процессов, системы управления транспортом и т. п.)?
— Цифровизация — это один из аспектов комплексного подхода к улучшению показателей компании. Большинство базовых решений (система управления складом, электронный документооборот, система управления транспортом) уже внедрены в нашей компании. Идет процесс постоянных улучшений и, тем не менее, новые разработки не позволяют в полной мере компенсировать рост наиболее значимых составляющих себестоимости (фонд оплаты труда, покупка, ремонт и обслуживание техники, ГСМ).
— Насколько болезненным был уход из России иностранных поставщиков программного обеспечения (Oracle и SAP)? Осуществлен ли в компании переход на продукты российских компаний?
— Базовой системой для ООО “Светлана”-К является 1С. Есть собственный отдел программных разработок. Сейчас мы переходим на 1С:WMS.
— Планируется ли в компании внедрение новейших технологических решений на основе ИИ?
— На данный момент рассматриваем эти направления как отдаленную перспективу.
— Как вы оцениваете перспективы отрасли грузоперевозок в ближайшие 1–2 года? Каким направлениям деятельности в вашей компании будет уделено основное внимание?
— В краткосрочной перспективе мы продолжим фокусироваться на развитии складских операций, при этом сохраняя компетенции в области грузоперевозок. Цель остается прежней — оказывать услуги комплексного логистического обслуживания в формате