Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 19 марта 2024
Глеб Доброрадных

Хотим не только доставлять еду, но и рассказывать о блюдах и заведениях

Руководитель ресторанного направления «Яндекс Еды» и «Маркет Деливери» специально для исследования рынка общественного питания 2023

— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?

— Очевидно, 2022 год был непростым — с рынка уходили крупные иностранные игроки. Мы фиксировали кратковременные падения спроса и что-либо прогнозировать было сложно. В этих условиях нам, как и другим игрокам из любой сферы, нужно было быстро реагировать на все изменения рынка, чтобы сохранить доступность сервиса для людей. Несмотря на геополитическую напряженность мы смогли быстро перестроиться, удержать клиентскую базу и реализовать все ранее намеченные планы.

В 2022 году нам удалось запустить несколько новых направлений бизнеса, а также успешно закрыть сделку по покупке Delivery Club — это было одно из важнейших событий для нас. В первом полугодии 2022 года «Яндекс Еда» запустила собственный сервис для оплаты счета по QR-коду «Яндекс Чек». Мы вышли на рынок корпоративного питания, а также создали новый продукт для ресторанов — подписку, в которую объединили разные услуги для партнеров. Сделка по покупке Delivery Club была закрыта в сентябре — за рекордные 12 недель мы смогли успешно объединить команды и технологии и стали одной компанией.

Помимо запуска новых бизнес-направлений мы инвестировали много сил в развитие операционных технологий. После закрытия сделки с Delivery Club мы перешли на единую технологическую платформу. За счет этого плотность заказов, то есть их число на квадратный километр, стала выше. Курьеры смогли выполнять больше доставок в пределах района и, соответственно, увеличить свой доход. Пользователи начали получать заказы быстрее, а выбор ресторанов расширился. 

Если смотреть на цифры, то к концу 2022 года нам удалось снизить среднее время доставки заказов на 10% относительно предыдущего года. Также на 20% вырос объем заказов, которые выполняют за час курьеры-партнеры «Яндекс Еды» и «Маркет Деливери». Доход курьеров вырос в среднем на 30%. Развитие технологий позволило нам сохранять доступность сервиса для пользователей даже в сложных погодных условиях или при большом спросе. Теперь нам удается гораздо чаще сохранять для клиентов стандартное ценообразование и радиус доставки, и благодаря этому наши рестораны-партнеры могут получать больше заказов.

— Как вы оцениваете результаты компании в первой половине 2023 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры рынка вы видите?

— Мы позитивно оцениваем результаты нашей работы за первое полугодие 2023 года. Нам удалось выполнить тот амбициозный план, который мы наметили еще в начале года. Например, в апреле «Яндекс Еда» запустилась в Узбекистане, а в июне мы провели масштабный ребрендинг Delivery Club — сервис получил новое название «Маркет Деливери» или просто «Деливери».

Мы видим, что предложение на рынке доставки готовой еды растет, ускоряется процесс проникновения доставки в регионах, и это дает нам новые драйверы для развития.

Однако спрос на доставку растет быстрее, чем число курьеров, которые готовы доставлять заказы. Основным барьером для рынка доставки уже стала нехватка курьеров, и эта проблема будет сохраняться. Мы стараемся решать этот вопрос в том числе за счет развития технологий — за последний год скорость нашей доставки выросла на 10%. Объем заказов в час, которые выполняют курьеры-партнеры, вырос в 1,5 раза. Повышение эффективности позволяет курьерам нарастить свой заработок в час, а ресторанам выполнять больше заказов и увеличивать доход. По нашим данным, среднечасовой доход курьеров-партнеров «Яндекс Еды» вырос за год почти на 30%.

Также мы стараемся создать комфортную среду для сотрудничества с нами — например, отмечаем рестораны, где можно зарядить телефон или бесплатно попить кофе во время перерыва. Мы даем курьерам специальные тарифы на аренду и покупку велотранспорта, субсидируем обеды в ресторанах, проводим спортивные и другие мероприятия. Я уверен, что в борьбе за доставщиков победят те сервисы, которые помимо стабильного дохода смогут позаботиться о курьерах и создать дополнительные преимущества для сотрудничества.

— Насколько повлияла на маржинальность бизнеса волатильность рубля в 2023 году? Пришлось ли сервису повышать комиссию для партнеров или стоимость услуги для потребителей? Какую ценовую политику планируете применять до конца года?

— Наши сервисы — это трехсторонние маркетплейсы, которые объединяют пользователей, курьеров и рестораны с магазинами. Чтобы сохранять систему в балансе, для нас важно поддерживать комфортные условия сотрудничества для всех. Благодаря этому пользовательский интерес к заказам растет, скорость доставки сокращается, а рестораны могут растить свой бизнес. 

Наши стандартные условия работы с партнерами не изменились — мы не повышали и не планируем повышать комиссию. Доход курьеров, как я отметил ранее, за год вырос в среднем почти на 30%. Мы также продолжаем инвестировать средства в новые маркетинговые акции и субсидируем партнерам скидочные предложения, чтобы рестораны могли привлечь новую аудиторию и увеличить число заказов.

При этом мы считаем, что быстрая и качественная доставка — это услуга, которая не может быть бесплатной. По нашим данным, скорость доставки — это самый важный фактор для пользователей при выборе ресторана для заказа. Сумма, которую пользователь платит за доставку заказа, полностью уходит курьеру. При этом мы выделяем дополнительные средства в развитие технологий, которые помогают нам поддерживать и улучшать скорость и качество логистики. 

— Трансформировалась ли за последний год модель работы с партнерами, стратегия по их привлечению и удержанию? Изменился ли подход к работе с агрегаторами у самих ресторанов, стали ли они чаще делать ставку на собственные сервисы доставки?

— Популярность доставки увеличивается, а наша задача — помогать партнерам эффективнее развивать свой бизнес. С нами сотрудничают десятки тысяч заведений, и в таком многообразии пользователю может быть сложно принять решение о выборе. Чтобы ресторану было проще заявить о себе, мы создали новые рекламные инструменты. С ними заведения могут участвовать в акциях, поднимать себя в выдаче и занимать первые места в ресторанной ленте. По нашим данным, использование рекламного инструментария может дать ресторану до 30% дополнительных заказов.

Помимо привлечения новых партнеров, в этом году мы стараемся фокусироваться на улучшении сотрудничества с текущими — помогаем им повышать свои операционные показатели, даем больше инструментов для роста заказов, а также инвестируем в обучающие материалы и образовательные мероприятия. Например, в этом году мы провели первую собственную конференцию «Тема Еды», в которой приняло участие несколько тысяч рестораторов, а еще запустили собственный обучающий курс. 

Популярность доставки на рынке подтверждают и цифры — по данным Data Insight, уже более 60% российских ресторанов работают с доставкой. При этом работа с агрегатором остается одним из самых распространенных способов организации витрины и доставки. Многие рестораторы и лидеры рынка признаются, что создание своей витрины и логистики — это достаточно дорого и сложно. Мы знаем, что некоторые владельцы заведений пробуют запускать собственную доставку. Однако большинство из них потом делятся мнением, что это достаточно непростой и затратный процесс, поэтому выбирают сотрудничество с агрегатором.

— Как менялись средний уровень цен на платформе, количество заказов, средний чек, наполняемость чека по сравнению с 2022 годом? Наблюдается ли перераспределение спроса в сторону более демократичных ресторанов?

— Мы не видим значительного изменения ни в наполняемости чека, ни в его размере. То же самое могу сказать и о перераспределении спроса в сторону более демократичных ресторанов — такого тренда мы не наблюдаем. 

«Яндекс Еда» и «Маркет Деливери» объединяют в себе как разные сегменты ресторанов, так и разные кухни мира. Мы видим, что у пользователей растет интерес к разным категориям блюд, желанию открывать для себя что-то новое. Например, в прошлом году мы запустили Ultima — сервис по доставке готовой еды из ресторанов авторской кухни. Почти за год оборот ресторанов в доставке, которые ранее не работали, а затем начали использовать сервис Ultima, в среднем увеличился на 45%, а число заказов — примерно на 20%.

— Насколько отличается ситуация на рынке доставки в регионах от Москвы и Санкт-Петербурга?

— Проникновение доставки готовой еды в регионах традиционно более низкое, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Однако мы видим, как быстро развивается спрос на эту услугу в миллионниках и городах с меньшим населением. По нашим данным, с 2019 года количество заказов из ресторанов Москвы и Санкт-Петербурга выросло в 2,5, и в 5,5 раз соответственно. При этом регионы показывают еще более высокий темп: число заказов выросло в 16 раз.

Конечно, без развития локального ресторанного рынка достичь такого прироста в заказах было бы сложнее. Нам очень приятно видеть, как в регионах открываются новые яркие заведения, развивается гастрономическая культура. Мы и сами стараемся способствовать этому росту — рассказываем о разных гастрономических открытиях в социальных сетях в нашем новом медиа «Открытая кухня», а также поддерживаем местные мероприятия и фестивали.

— Изменилась ли стратегия развития «Яндекс Еды» после приобретения Delivery Club «Яндексом»? На какую аудиторию сейчас делаете ставку? Будут ли различия по аудитории или продукту доставки у сервисов «Яндекс Еда» и «Деливери Маркет»?

— «Яндекс Еда» всегда была и будет сервисом о еде, и даже название нашего бренда помогает в этой задаче. Мы хотим быть местом, куда человек приходит заказать готовую еду из ресторана или продукты, чтобы что-то приготовить. Мы работаем не только с заведениями, популярными среди массовой аудитории, но и премиальными ресторанами. При этом мы хотим не только доставлять еду, но и рассказывать о блюдах и заведениях. В этом нам помогает наш новый проект — собственное медиа о ресторанной культуре «Открытая кухня», которое мы запустили в этом году.

«Маркет Деливери», в свою очередь, сконцентрируется на экспресс-доставке всего, что есть вокруг пользователя — от готовой еды до товаров для дома, электроники и других категорий. Усиление non-food направления в «Маркет Деливери» стало логичным продолжением стратегии развития Delivery Club: команда сервиса придерживалась ее еще до сделки с «Яндексом», и теперь мы продолжаем развивать это направление уже в новом составе. На протяжении последнего года команда сервиса активно расширяла этот сегмент, и еще до ребрендинга пользователи могли заказать доставку из магазинов для взрослых, аптек, зоомагазинов и других специализированных сетей.

— Как вы оцениваете влияние от ухода или приостановки работы в России ряда иностранных операторов общепита?

— После ухода крупных зарубежных сетей питания мы не заметили существенных изменений в поведении пользователей. Спрос достаточно быстро перераспределился на другие ресторанные сети и локальные заведения. 

— Используете ли вы новые технологические решения (например, роботов, доставку дронами, решения на основе AI и т. д.)?

— Мы, в первую очередь, технологическая компания: более половины наших сотрудников являются техническими специалистами. Например, весь наш логистический процесс основан исключительно на технологиях — мы используем разные алгоритмы для назначения курьеров и управления ценой доставки. Благодаря алгоритмам работает рекомендательная лента выдачи ресторанов и многое другое.

Этим летом мы запустили доставку роботами-доставщиками в новом регионе — в Красной Поляне. Роботы-доставщики успешно привозят еду и заказы из магазинов вот уже на протяжении нескольких лет. Такая доставка работает в нескольких районах Москвы, Санкт-Петербурга, а также в Иннополисе. За все время роботы-доставщики привезли уже более 230 тыс. заказов.

Мы используем искусственный интеллект в нашей работе — такие технологии могут значительно облегчить работу с операционными задачами. Уже сейчас мы тестируем генерацию фотографий блюд для ресторанов с помощью нейросети «Яндекс Шедеврум». В скором времени планируем использовать технологии генеративных нейросетей, в частности YandexGPT, и в других частях бизнеса — например, в контенте и службе поддержки.

— Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2023–2024 годах? Есть ли планы по расширению географии доставки, выходу на рынки зарубежных стран, развитию проектов других форматов?

— Только за последний год «Яндекс Еда» вышла в две новые страны — Армению и Узбекистан. Помимо географического расширения мы сфокусированы на развитии текущего бизнеса. Например, мы планируем активно инвестировать в ретейл-направление. По итогам второго квартала 2023 года вертикаль доставки продуктов в «Яндекс Еде» и «Маркет Деливери» уже приблизились к безубыточной юнит-экономике, и мы видим у этого бизнеса большой потенциал. Также мы хотим развивать бренд «Яндекс Еда» в качестве того места, где пользователь может знакомиться с разными ресторанами и шефами, открывать для себя новые кухни и блюда и пробовать то, чего не пробовал ранее.

РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2023 102 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще