Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 15 февраля 2024
Наталья Пономарева

Наша сеть объединяет более 4 тыс. точек

Маркетинг-менеджер сети закусочных «ВкусОн Трейд» специально для исследования рынка общественного питания 2023

— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?

— 2022 год стал первым годом для бренда «ВкусON» в составе группы «Черкизово». Бизнес был выкуплен у ушедшего с российского рынка иностранного игрока, после чего были запущены и, к концу прошлого года, частично реализованы процессы интеграции этого нового для компании направления. 

На макроуровне очевидны разнонаправленные тенденции. В целом, мы проходим через сложные процессы адаптации к новым условиям, усугубленные объективными процессами, связанными со сменой владельца бизнеса. В то же время новой команде удалось заложить базис новой управленческой структуры и реформировать операционные процессы, что в свою очередь позволило удержать позиции сети в том числе на иностранных рынках, что в условиях общей турбулентности, безусловно, является успешным результатом. 

— Какое влияние оказали волатильность рубля и уход с рынка иностранных дистрибуторов на формирование меню и ценовую политику компании? Изменилась ли структура поставщиков в сторону локальных производителей?

— Любой игрок на рынке ресторанов быстрого питания последние 10 лет стремится работать с локальными производителями продукции  иначе его предложение просто не было бы конкурентоспособным. «ВкусON» не исключение. Основная наша задача  создавать качественный продукт. Мы выбираем на b2b рынке лучшие решения, в основном локальные, но в том числе у нас есть ряд иностранных позиций. Важно их эффективно интегрировать в наш бизнес, предлагая клиенту только лучшее. 

— Как вы оцениваете результаты компании в первой половине 2023 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры для развития рынка вы видите? Как изменилась маржинальность бизнеса в 2023 году?

— В целом у нашего бизнеса положительная динамика, несмотря на то, что мы, как и многие, сталкиваемся с большим количеством сложностей. Мы умеем работать с маржинальностью конечного продукта за счет грамотных разработок, на этапе создания продукта и процесса R&D. 

Даже с учетом значительного количества барьеров для роста бизнеса, среди которых общее падение покупательской способности и высокая волатильность цен на бензин («ВкусON» в основном представлена на АЗС, и это важный фактор для нашего бизнеса), мы видим много возможностей для развития в первую очередь за счет работы с продуктовой линейкой и выходом в новые еще незадействованные форматы торговых точек. 

— Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются на рынке? Как менялись количество заказов, средний чек, наполняемость чека по сравнению с 2022 годом? Какие блюда и концепции набирают популярность?

— Традиционно в периоды турбулентности концепции QSR оказываются на коне. Что-то подобное мы наблюдаем и сейчас. Дополнительным преимуществом нашей концепции стал акцент на АЗС, что в условиях вынужденного роста внутреннего туризма также добавило нам клиентов. 

Средний чек в наших заведениях растет, однако я не могу сказать, что этот рост связан только с рыночной ситуацией. Основной причиной его увеличения является расширение продуктового портфеля по сравнению с 2022 годом. Например, мы расширили категорию снеков, которая была слабо представлена в сети ранее. Помимо этого, мы много работаем над нашим основным продуктом, расширяя линейку уникальных и интересных хот-догов. Непрерывная работа над улучшением ассортимента находит свое отражение в росте среднего чека в заведениях.

Люди хотят качественно питаться и пробовать что-то новое. Повторюсь, возможностей для путешествий у россиян стало меньше, но они все равно хотят пробовать новые вкусы еды. Поэтому мы и другие рестораторы должны давать гостю возможность выбора и удивлять интересными решениями: не только отечественными, но и иностранными. Несмотря на все сложности, в нашей стране доступно множество продуктов и существуют возможности для экспериментов, особенно когда в компании есть увлеченные шефы и R&D. 

— Насколько успешно развивается франчайзинговое направление? Сохранился ли спрос на франшизу в текущей экономической ситуации? Оказываете ли поддержку партнерам?

— Модель работы нашей компании достаточно нестандартна для российского рынка. Наша сеть объединяет более 4 тыс. точек, и все они управляются партнерами: в основном крупными сетями АЗС. У нас нет классического договора франчайзинга, мы продаем нашим партнерам концепцию заведения, а также продукты для его работы. 

Вместе с тем мы видим значительный спрос на нашу концепцию и продаем ее все больше и больше, а также развиваем новые направления и форматы. 

— Изменился ли ваш подход к выбору локаций? Какова стратегия развития вашей сети?

— Основным направлением для нас являются АЗС. Сейчас мы стали выходить и в другие, более классические ресторанные локации, например, в парковые и спортивные зоны, транспортные узлы и прочее.

— Получила ли ваша компания какие-либо преимущества от ухода с рынка иностранных сетей? Например, приток новой аудитории или помещения в удачных локациях? Остаются ли свободные ниши сейчас?

— В контексте общей турбулентности преимущества от ухода ведущих QSR брендов были минимальны. Так, в 2022 году был период, когда рестораны ключевых сетей, например, McDonald's, были закрыты. В это время, действительно, трафик в наших заведениях был значительно выше, что помогло узнать о нашем продукте более широкой аудитории. Однако в долгосрочном периоде уход иностранных брендов не принес с собой каких-либо преимуществ.

— Изменились ли маркетинговая политика, рекламный бюджет вашей компании за последний год? Как вы адаптировались к запрету в России крупных социальных сетей и отключению рекламы в Google? На какие каналы коммуникации делаете ставку?

— «ВкусON»  новый бренд, маркетинговая коммуникация которого строится, по сути, с нуля и должна обеспечить узнаваемость масштабного бизнеса в сжатые сроки, а значит предусматривает все необходимые эффективные доступные инструменты.

Конечно, плохо, что часть социальных сетей сейчас недоступны в России, но, тем не менее, осталось достаточное количество каналов для коммуникации с клиентами. Это соцсети, «Яндекс», мероприятия, нативные интеграции. Нам есть с чем работать, каналы коммуникации не исчезли, они просто изменились. 

— Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2023–2024 годах?

— Наш приоритет  качество, причем качество в самом широком смысле: качество продукта, качество ассортимента, качество коммуникации с клиентами, качество управленческих и операционных проектов. Такой подход позволяет нам быть конкурентоспособными, как в глазах потребителей, так и для партнеров и поставщиков, и, что немаловажно, дает возможность быстро адаптироваться с учетом меняющихся правил игры и новых реалий рынка. На практике мы строим эффективную систему, способную расти в самых отдаленных регионах нашей страны и за рубежом, что и планируем делать дальше.

РБК Исследования рынков Российский сетевой рынок общественного питания 2023 110 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 19 декабря 2024 РБК Исследования рынков Драйверы рынка.Поддержку развитию рынка доставки оказывает растущая потребительская уверенность, чему способствует увеличение доходов россиян. Так, по данным Росстата, в 2023 году реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 5,8%. Улучшение ситуации с доходами оказывает позитивное влияние на рынок доставки и в 2024 году. За девять месяцев 2024 года соответствующий показатель увеличился на 8,6% к аналогичному периоду предыдущего года.

Помимо роста доходов, стимулирующих спрос, на рынке сказывается в целом изменение потребительских моделей. Питание готовой едой все больше становится частью повседневной жизни россиян. На фоне высокой занятости и ускоряющихся темпов жизни в мегаполисах люди не хотят тратить время на самостоятельную готовку, отдавая предпочтение готовой еде в службах доставки и кулинарии из магазинов. «Доставка уже не кажется людям чем-то особенным, постепенно становится привычкой. Растет понимание, что заказ готовых блюд помогает значительно экономить время и силы, а вместе с ним и новый покупательский паттерн», — считает Александра Артюшкина, руководитель управления ресторанного бизнеса «Яндекс Еды».

Показать еще