— Каким был 2022 год для вашей компании? Удалось ли достичь целей и финансовых показателей, намеченных на 2022 год?
— 2022 год был очень активным периодом в деятельности нашей компании. Мы показали не только гибкость, но и способность оперативно адаптироваться к меняющимся условиям рынка. Так, например, запуск авиадоставки из Китая и стран Юго-Восточной Азии наряду с установлением регулярных перевозок грузов из Турции позволили расширить географию и упрочить позиции компании на международном рынке, а также дать новые возможности нашим клиентам. В целом нам удалось не просто достичь намеченных целей, но и перевыполнить планы. Рост тоннажа грузов на 8% и увеличение общего расстояния, пройденного нашими фурами, на 11% подтверждают успех стратегии, направленной на расширение и оптимизацию сервиса.
— Как вы оцениваете динамику операционных показателей компании в 2023 году? Какие драйверы и барьеры для роста отрасли вы видите?
— Мы наблюдаем положительную динамику. Одним из основных факторов роста можно назвать перевозки сборных грузов: к концу 2023 года мы ожидаем увеличение грузооборота в этом сегменте на 22%.
Особо отмечу развитие сегмента доставки на маркетплейсы, где мы отмечаем двукратное повышение объемов по сравнению с прошлым годом. Это напрямую коррелирует с развитием электронной торговли в стране. Доставка в торговые сети также показала заметный прирост, что свидетельствует о нарастающем спросе на наши услуги со стороны ретейлеров.
На рынке экспресс-доставки мы фиксируем увеличение спроса на 45%, что в свою очередь повлияло на грузооборот — он вырос на 63%. Видим, что клиенты все больше ценят скорость и качество, и реагируем на меняющиеся запросы.
Однако, несмотря на активный рост отрасли, есть сложности. Возникновение дефицита складских работников и водителей — это те барьеры, с которыми перевозчикам предстоит работать в ближайшее время.
— Изменилась ли работа компании в направлении международных грузоперевозок? Были ли скорректированы сроки и стоимость поставок по сравнению с 2021 годом?
— В международных перевозках продолжается переориентация грузовых потоков с западного направления на восток. Второй год подряд ключевую роль в этом процессе играет Турция. Согласно нашей статистике, спрос на доставку по этому направлению за последний год увеличился на 30%. Еженедельно мы перевозим грузы между портами Стамбула и Новороссийска; запустили экспресс-доставку авиатранспортом, которая занимает от 2 до 6 дней.
Увеличивается спрос на перевозки между Россией и Китаем. За три квартала 2023 года он вырос более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Популярность набирают комбинированные маршруты, преимущественно контейнерные: заказы целого контейнера выросли на 147%, а спрос на морскую перевозку сборных грузов увеличился на 44%.
Еще одно перспективное направление — страны Таможенного союза. По статистике, за сентябрь 2023 года авиаперевозки в ЕАЭС выросли на 238% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Также мы наблюдаем увеличение грузопотока в страны ближнего зарубежья (Монголию, Узбекистан, Таджикистан, Грузию и Азербайджан) на 10% ежемесячно.
— Увеличился ли объем внутренних перевозок? Если да, то благодаря каким факторам? Компании из каких отраслей предъявляют наибольший спрос на автомобильные перевозки?
— Мы отмечаем значительный рост спроса на внутренние грузоперевозки. Благодаря росту отечественного производства и развитию интернет-торговли, за последние девять месяцев 2023 года объемы сборных перевозок увеличились на 22%. Промышленность нарастила обороты, чтобы максимально расширить рынок сбыта продукции и обеспечить оперативное снабжение сырьем и комплектующими. А последнее в значительной степени осуществляется через автомобильные перевозки. Развитие электронной коммерции и маркетплейсов также способствует увеличению потребности в доставке товаров.
Чаще всего к автомобильным перевозкам прибегают производители запчастей и электрооборудования, фирмы, работающие в сфере рекламы и полиграфии, фармацевтические компании.
— Как вы оцениваете ситуацию со спросом на логистические услуги в 2023 году? Насколько сильно на рынок повлиял уход из России крупных международных компаний — потребителей логистических услуг?
— Как я уже говорил ранее, спрос на логистические услуги непрерывно растет. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, активно развиваются маркетплейсы и электронная коммерция. И, следовательно, увеличивается объем внутренних перевозок в распределительные центры. Во-вторых, российская промышленность наращивает обороты и нуждается в оперативной доставке по всей стране. В-третьих, мы видим увеличение спроса на перевозки с востока на запад. Например, компании, которые ранее закупали товары в странах Евросоюза, теперь ищут аналоги в Китае.
Что касается ухода международных компаний, то этот процесс привел к высвобождению ряда ниш, которые постепенно занимают российские производители и новые зарубежные поставщики. Соответственно, выросла и нагрузка на отечественные логистические компании.
— Как компания справляется с задачей содержания и обновления автопарка в условиях санкций и ухода иностранных вендоров?
— Мы стараемся адаптироваться к новым условиям. Автопарк является основой для качественного выполнения наших обязательств перед клиентами. Поэтому мы прилагаем все усилия для его оптимальной эксплуатации и, при необходимости, своевременного обновления.
Мы налаживаем партнерские отношения с ведущими российскими и азиатскими производителями автомобилей, которые сегодня предлагают продукты, соответствующие высоким стандартам качества и надежности. Это позволяет нам не только поддерживать наш автопарк размером более 5 тыс. транспортных средств в оптимальном состоянии, но и обновлять его, внедряя новые технологии и транспортные решения, способные удовлетворять все потребности наших клиентов.
— Столкнулась ли ваша компания с нехваткой кадров? Если да, то какие меры были предприняты для исправления ситуации?
— Мы отмечаем нехватку складского персонала и водителей. Так, за 2023 год спрос на работников склада вырос на 38%, на водителей категории Е — на 8%. Потребность в водителях категории В и С — на 42%.
В «Деловых Линиях» к решению проблемы подходят комплексно. Набор сотрудников осуществляется по разным каналам. В первую очередь это рекрутинговые сайты. Но есть специально разработанная реферальная программа «Приведи друга»: более 30% трудовых ресурсов было принято благодаря ей. Кроме того, проводится большая работа по возврату ушедших сотрудников, например водителей категории E.
В компании конкурентная заработная плата и достойный социальный пакет. Еще у нас разработана спортивная корпоративная программа: есть возможность проводить командные тренировки по игровым видам спорта и участвовать в федеральных и региональных соревнованиях.
Мы стараемся создавать для людей максимально комфортные условия как «на входе» в компанию, так и в процессе работы.
Кроме того, в ноябре мы отправили запрос в профильные министерства, в котором предлагаем меры для преодоления дефицита кадров в отрасли. Речь идет о льготной ипотеке водителям фур, государственной поддержке обучения в автошколе на категорию E и скидке на уплату НДФЛ компаниям-работодателям, что даст возможность повысить зарплату дальнобойщику.
— Может ли цифровизация бизнеса стать реальным ответом на текущие вызовы? Какие решения уже внедрены в компании?
— Цифровизация для нас — это не просто удобный инструмент, а целое стратегическое направление, открывающее новые перспективы для компании. Ускорение работы, сокращение затрат и улучшение коммуникации позволили повысить качество обслуживания наших клиентов. Мы не просто стараемся соответствовать самым высоким стандартам, а стремимся быть на несколько шагов впереди. Поэтому мы первыми из логистических компаний в России внедрили систему управления автопарком с помощью цифровой платформы (TMS). Она помогает организовывать доставки по городу и планировать до двух тысяч рейсов ежедневно, оптимизируя маршруты и загрузку транспорта. Результаты ощутимы: снижение нагрузки на логистов на 10% и возможность выполнять на треть больше заказов за один рейс.
Для автоматизации работы склада используем систему WMS. Переход на цифровое управление 3PL-складами позволил нам в 2 раза быстрее обрабатывать заказы и на 50-70% повысить общую производительность склада.
Также мы применяем технологию цифрового двойника. Например, при переезде терминала из одной локации на другую. С помощью имитационной модели мы заранее собираем параметры будущего терминала, даем предполагаемую нагрузку и просчитываем необходимое число сотрудников. Это решение помогло сократить операционные затраты на 15%. Пробеги сборщиков-комплектовщиков и погрузочно-разгрузочной техники снизились на 20%.
При взаимодействии с клиентами и партнерами мы используем электронный документооборот. Это решение помогло снизить холостые пробеги на 5%, так как водителям больше не нужно заезжать в офис компании для сдачи путевой и перевозочной документации.
— Насколько болезненным был уход из России иностранных поставщиков программного обеспечения (Oracle и SAP)? Осуществлен ли в компании переход на продукты российских разработчиков?
— Для нас уход этих компаний не был болезненным, потому что мы не использовали их решения. В штате ГК много специалистов, которые помогают создавать или оптимизировать модели, на основе которых строится работа. Мы применяем большое количество информационных систем, которые либо создаем внутри компании, либо адаптируем для наших задач. Также мы используем решения, которые предлагает команда нашего партнера BIA Technologies. Все системы базируются на российском программном обеспечении.
— Планируется ли в компании внедрение новейших технологических решений на основе ИИ (например, беспилотного транспорта)? Насколько подобные эксперименты сейчас актуальны для компании?
— В «Деловых Линиях» технологии ИИ применяются для оптимизации логистических процессов, прогнозирования спроса и автоматизации отдельных операций. Мы постоянно ищем новые сферы работы искусственного интеллекта и проводим эксперименты, чтобы определить, будет ли их применение эффективным.
— Как вы оцениваете перспективы отрасли грузоперевозок в ближайшие 1–2 года? Каким направлениям деятельности в вашей компании будет уделено основное внимание?
— Мы считаем, что в ближайшие годы сохранятся тенденции, наметившиеся в 2022–2023 годах. Внутренний грузооборот будет расти за счет бурного развития электронной коммерции и роста отечественного бизнеса. В сфере международных перевозок продолжит превалировать направление через Ближний Восток и Азию. Цифровизация будет набирать обороты — от складской логистики, где моделирование операций с помощью цифрового двойника становится стандартом, до применения искусственного интеллекта для оптимизации маршрутов.
Все более востребованными станут услуги ускоренной доставки — авиа и экспресс. Увеличится интерес к доставке до адреса от терминала (на «последней миле»). Например, в этом году спрос на услугу среди наших клиентов вырос до 50%. Это свидетельствует о том, что гибкость и удобство доставки играют все большую роль для клиентов.
Со своей стороны, мы продолжим развивать востребованные направления и искать новые пути роста, опираясь на пожелания клиентов. А также будем совершенствовать автоматизацию, чтобы улучшить качество обслуживания и сделать сервис еще более доступным.