По данным «Анализа рынка соков и нектаров в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, их продажи в стране в 2022 г снизились 8% и составили 2,2 млрд л.
Одним из главных факторов, который привел к снижению продаж, выступил рост розничной цены. Средняя цена соков и нектаров наиболее высокая среди всех видов безалкогольных напитков, при этом она продолжает ежегодно расти. Соки и нектары не являются продукцией первой необходимости, поэтому потребители легче отказываются от их покупки. В условии снижения денежных доходов россиян соки в потребительской корзине заменялись на нектары, а нектары, в свою очередь, на более дешевые напитки – газированную воду, квасы и сокосодержащие напитки. Сыграло свою роль и снижение активности со стороны двух крупнейших производителей безалкогольных напитков в России. В 2022 г PepsiCo, которой принадлежат бренды соков «Любимый», «J7», «Фруктовый Сад» и Я», а также Coca-Cola – владелец брендов «Добрый», «Моя Семья» и Rich, резко снизили свою маркетинговую активность из-за неопределенности на рынке и санкций. Негативно на продажах соков и нектаров в 2022 г отразились и проблемы с приобретением и доставкой концентратов для производства, упаковки и красителей.
Ожидается, что в 2023 г продажи соков и нектаров будут расти. Производители адаптируются к новым условиям, решатся проблемы с упаковкой и красителями, будут налажены новые маршруты доставки импортных концентратов. Положительно скажется и введение с июля 2023 г акциза на сладкие прохладительные напитки в размере 7 рублей на литр продукции. Соки и нектары не попадают под действие акциза, благодаря чему разрыв в цене между ними и подакцизными напитками, в число которых входят газированные напитки, сократится, а часть покупателей газировки переориентируется на соки и нектары.