Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 3 июля 2023
Евгений Браславский

Мы считаем, что на рынке всегда будет место для нишевых игроков, экспертов в своих категориях, в том числе и нишевых маркетплейсов

CEO «Акушерство.ру» специально для исследования рынка онлайн-торговли 2022

 Как Вы можете охарактеризовать результаты работы компании за 2022 год?

 Мы сделали очень много, но не максимум из того, что можно было сделать на нашем рынке в этом году. Мы будем отдельно и комплексно прорабатывать стратегию работы компании в 2023 году. Очевидно, что будет много изменений.

 Какое влияние оказали антироссийские санкции, волатильность рубля, нарушение логистических цепочек и другие факторы на ваш бизнес и на сегмент в целом? Какие меры вы предпринимаете для адаптации к возникшей ситуации? Пришлось ли вносить коррективы в планы по развитию?

 Мы всегда придерживались идеи о том, что все проблемы – наши собственные. Если что-то не так, значит мы не вовремя, не так, как нужно было, отреагировали, и что-то не то сделали. Можно абсолютно все списывать на рынок и внешние факторы.

Тем не менее, конечно, продажи в этом году обычными назвать никак не получится. Мы получили стихийный спрос и пиковые продажи в марте, постепенное их снижение к лету и восстановление вплоть до сентября.

Мы стараемся адаптироваться к текущей ситуации. Насколько это возможно, мы расширяем закупку нашего собственного бренда Forest Kids, а также увеличиваем обороты производства под него, которое мы запустили прямо на нашем складе.

Мы также начали несколько новых проектов, которые очень хорошо растут: фулфилмент для b2b-рынка, которым уже пользуются многие наши поставщики, и сервис аренды детских товаров для покупателей.

 Насколько заметны проблемы с ассортиментом из-за ухода иностранных брендов, затруднений в логистике и роста цен на импортные товары? Используете ли Вы возможность осуществления параллельного импорта и как оцениваете данный механизм?

 На нашем рынке, насколько мы можем об этом судить, проблемы с западными поставками отразились не так сильно, как могли бы. При этом, конечно, многие производители ушли, а некоторые поставщики закрылись или сократили количество брендов и объемы поставок.

Мы напрямую не используем механизмы параллельного импорта, так как для собственного производства работаем с российскими и китайскими площадками. При этом некоторые наши поставщики параллельный импорт используют.

 Ощутили ли Вы новую волну миграции покупателей в онлайн в связи с закрытием магазинов иностранных брендов в традиционной рознице?

 В наших основных категориях мы такие тренды не видим.

 Как менялось потребительское поведение россиян в течение года? Наблюдался ли ажиотажный спрос в марте, сентябре или в другое время? Ожидаете ли Вы перехода россиян к сберегательной стратегии, сокращения трат, количества импульсивных и дорогостоящих покупок?

 Январь–февраль были типичными месяцами для начала года со своей сезонностью. В марте действительно был ажиотажный спрос, к февралю заказы выросли на 65%, выручка – на 95%. Средний чек вырос на 60%. Увеличилось также количество товаров в корзине покупателя. С точки зрения финансовых показателей март был лучшим месяцем в 2022 году. Но это был пиковый месяц, после которого началось падение. В апреле заказы рухнули на 28%, а выручка на 40%. В мае и июне снижение составляло около 5–10% каждый месяц. В июле мы вышли на плато и после небольшой стагнации начали понемногу расти вплоть до ноября включительно.

Стоит отметить, что в ноябре обе крупные акции (11.11 и Черная Пятница) прошли довольно спокойно. Средний рост (около 15–20%) был в период акций, но в другое время было снижение: видимо, клиенты заняли выжидающую позицию. Такая сберегательная стратегия клиентов, на наш взгляд, сохранится и в следующем году. Количество импульсивных покупок, скорее всего, будет снижаться, но никуда не пропадет, учитывая сферу нашего бизнеса – детские товары.

 На рынке интернет-торговли усиливается влияние маркетплейсов. Последние активно наращивают ассортимент и увеличивают количество партнеров. Ощущаете ли вы конкуренцию со стороны таких игроков? Что предпринимаете для сохранения или усиления собственных позиций на рынке?

 Влияние маркетплейсов на рынок очевидно, причем сегмент товаров для детей особенно важен для этих площадок, так как является трафикообразующим. Конечно, мы ощущаем давление маркетплейсов, особенно в категориях, не требующих от продавцов экспертизы.

Мы считаем, что на рынке всегда будет место для нишевых игроков, экспертов в своих категориях, в том числе и нишевых маркетплейсов. Поэтому мы развиваем свой детский маркетплейс очень активно, он быстро растет как по количеству поставщиков и товаров, так и по доле в общих продажах группы «Акушерство».

У нас также очень быстрая и качественная логистика, которую мы планируем развивать и в дальнейшем, в том числе предоставляя к ней доступ сторонним компаниям, что мы уже делаем в рамках проекта «Фулфилмент».

Мы также считаем, что можем эффективно сотрудничать с крупными маркетплейсами и сами размещать там товары, которые производим. Мы это делаем.

 Как развивается ситуация в интернет-торговле в регионах за пределами Москвы и Санкт-Петербурга?

 Наши основные рынки – Москва и Санкт-Петербург, где есть своя собственная логистика. В других городах мы также видим улучшение сервиса и сроков доставки у сторонних логистических служб: мы сотрудничаем практически со всеми.

 Какие меры предпринимает Ваша компания для сохранения лояльности клиентов? Внедряете ли Вы механизмы персонализации и подписок? Какие тренды Вы могли бы отметить в данном направлении?

 Мы стараемся выстраивать лояльность к нашему бренду по всем направлениям.

– Предоставление качественного и детального контента, проработка фильтров и рекомендательных блоков, чтобы облегчить выбор клиента;

– Очень удобный процесс покупки, гибкие условия, которые позволяют клиенту покупать максимально комфортно;

– Быстрая и удобная доставка, возможность забрать заказ день-в-день, а некоторые товары мы можем доставить даже в день заказа;

– Работа с рекламациями. Да, проблемы бывают у всех, но мы решаем каждую из них и стараемся делать это быстро и качественно;

– Мы также развиваем свою программу лояльности, в рамках которой можно накапливать бонусы за покупку товаров и другие активности.

Персонализация – это, бесспорно, тренд, который продолжит набирать обороты. Мы также используем персонализацию на нашем сайте, в рассылках и пуш-уведомлениях. В дальнейшем мы планируем развивать персонализацию и выводить ее на новый уровень. Подписки – это тоже интересный механизм, который уже активно используют некоторые игроки. Возможно, и мы не будем исключением и попробуем его в следующем году.

 Изменилась ли маркетинговая политика вашей компании за последнее время? Какие инструменты маркетинга вы оцениваете как наиболее эффективные? На какие каналы коммуникации с клиентами сейчас делаете ставку (особенно в условиях блокировки некоторых иностранных соцсетей)?

 Конечно, изменилась. Исторически у нас был достаточно большой платный и органический траффик из Google, который еще и рос, но компания, как известно, приостановила продажу рекламы в России. Что касается заблокированных соцсетей, то большинство компаний пытаются взаимодействовать с аудиторией и там, но все измеримые показатели, безусловно, снизились.

Сейчас мы все больше стараемся работать с базой, сегментировать, находить закономерности, более тщательно оценивать влияние различных акций на поведение клиента. В первую очередь мы делаем акцент на перфоманс каналы, но также активно используем и бренд / брендперфоманс каналы.

Для нас важным направлением является развитие нашего мобильного приложения и привлечения трафика в приложение. Поэтому мы активно его закупаем сами, с помощью подрядчиков, и через сотрудничество с блогерами. В этом году мы также активно подключали различные банковские сервисы, например оплату по частям. Попробовали новый для себя рекламный формат – подкасты. В течение этого года мы размещались в двух крупных подкастах в сфере детства и остались довольны результатом.

Ну и конечно, это развитие нашей собственной программы лояльности, с которой мы экспериментируем уже больше года.

 Какие опции доставки и оплаты пользуются наибольшим спросом? Возросла ли популярность экспресс-доставки? Как оцениваете динамику соотношения самовывоза и курьерской доставки?

 Доля безналичных оплат непрерывно растет все последние годы и снижалась только локально, например, в некоторые месяцы пандемии или в момент резкого всплеска спроса в марте этого года. Думаю, эта тенденция продолжится, потому что так просто удобнее для клиента.

Экспресс-доставка – это отличный сервис, который всегда у нас пользовался большой популярностью. Весь товар, который есть на нашем складе, вы можете получить день-в-день с доставкой на дом в Москве до 16:00, а в Санкт-Петербурге – на следующий день.

В наших продажах очень велика доля крупногабаритных товаров, которые не так удобно забирать из ПВЗ, поэтому доля этого способа самовывоза у нас скорее ниже, чем в среднем по рынку, но это, думаю, наша особенность.

 Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2023 г.? Есть ли планы по расширению географии доставки, наращиванию логистической инфраструктуры, экспериментам с новыми форматами работы? Или же вы сосредоточитесь на оптимизации бизнеса и адаптации деятельности компании к текущей кризисной ситуации?

 У нас есть ряд перспективных проектов, которые мы планируем усиленно развивать в 2023 году – это собственное производство под брендом Forest Kids, наш маркетплейс для поставщиков, проект аренды детских товаров и проект «Фулфилмент». Безусловно, мы будем очень внимательно следить за расходами, и крупные инвестиции делать не планируем.

 Как вы считаете, насколько сильным окажется влияние на рынок e-commerce санкций, экономической неопределенности и других сопутствующих факторов? Как оцениваете перспективы развития отрасли в ближайшие 1–2 года?

 Отрасль росла и развивалась все последние годы, и общий тренд здесь не изменится: клиентам удобно делать покупки именно таким способом. Можно посмотреть на рынок США или Великобритании и доли e-commerce в общем обороте торговли, и станет очевидно, что рост у нас продолжится. Но, конечно, не будет таким, каким мог бы быть по вполне понятным причинам.

РБК Исследования рынков Российский рынок интернет-торговли детскими товарами 2022 95 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще