По данным «Анализа рынка автобусов в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2022 г их производство в стране сократилось на 29,0% и составило 26,1 тыс шт. Во многом это связано со снижением внутреннего спроса на новый пассажирский автотранспорт, действием санкционных ограничений.
После введения санкций крупные зарубежные компании заявили о прекращении поставок и производства техники и запчастей в России (Volvo Cars, Renault, Mercedes-Benz, Nissan, Iveco и другие). В марте 2022 г было приостановлено производство автобусов на заводе СП «Соллерс Форд». Компания Ford заявила об уходе с российского рынка, продаже своей доли в совместном предприятии. Из-за перебоев с поставками комплектующих приостанавливал свое производство завод «СТ Нижегородец», выпускающий автобусы и спецтранспорт на базе фургонов и шасси коммерческих автомобилей.
Рынок автобусов в России не так сильно зависит от импорта, как рынки прочих видов автотранспорта. В 2018-2021 гг в структуре продаж автобусов импортная техника составляла около 6%. В 2022 г эта доля выросла до 12%. Основной объем поставок пассажирского автотранспорта приходится на Китай и Беларусь.
В 2022 г импорт автобусов из Китая увеличился почти в 3 раза – до 2,0 тыс шт. В поставках пассажирского автотранспорта китайского производства преобладают марки: Yutong, Higer, Zhongtong, King Long. Эксперты отмечают, что техника из Китая давно вытеснила с рынка машины из европейских стран (новые и использованные), лидирует в классе междугородних и туристических автобусов.
Основной поставщик автобусов из Беларуси на российский рынок – ОАО «Минский автомобильный завод». Компания в рамках транспортной реформы в Санкт-Петербурге по обновлению городского автопарка поставляет дизельные автобусы и машины на газомоторном топливе. Также МАЗ участвует в обновлении пассажирского автотранспорта и в других регионах России.