― Как Вы можете охарактеризовать результаты работы компании за 2022 год?
― Первая половина года была достаточно сложной для нас – как и многие, мы адаптировалась под новые реалии. Активный рост начался лишь со второй половины. Наш рост связан с результатами нашей работы – мы усердно работаем над изменениями как в продукте, так и в позиционировании. Комплексные меры, которые мы предприняли, позволили нам достичь хороших результатов в этом году.
― Какое влияние оказали антироссийские санкции, волатильность рубля, нарушение логистических цепочек и др. факторы на ваш бизнес и на сегмент в целом? Какие меры вы предпринимаете для адаптации к возникшей ситуации? Пришлось ли вносить коррективы в планы по развитию?
― Мы научились быстро адаптироваться к новым условия и справились со всеми трудностями оперативно и с минимальными потерями. Больше всего мы работали над восстановлением логистических цепочек, и нам удалось наладить поставки за 2-3 месяца. Самое трудное время зачастую является моментом возможностей и новых открытий. Так, сейчас мы направлены на рост бизнеса и завоевание новой аудитории.
― Как вы оцениваете влияние от ухода или приостановки работы в России ряда иностранных компаний? Как это повлияло на бизнес вашей компании? Смогут ли отечественные производители удовлетворить спрос?
― Как мы уже упомянули, сейчас мы направлены на рост бизнеса. Мы уверены, что в силах удовлетворить растущий потребительский спрос. Верхняя одежда – это наш ключевой продукт, по которому нас узнают и благодаря которому мы завоевали доверие на рынке. Однако сейчас мы активно работаем над тем, чтобы быть актуальными круглый год – производим больше конфекций и расширяем ассортиментный ряд.
― Насколько заметны проблемы с ассортиментом из-за ухода иностранных брендов, затруднений в логистике и роста цен на импортные товары? В каких товарных категориях наблюдаются трудности? Используете ли Вы возможность осуществления параллельного импорта и как оцениваете данный механизм?
― Расширение ассортимента – одна из наших глобальных целей. Ассортимент коллекции весна-лето сильно обогатился легкой конфекцией, в 2023 году мы впервые ввели в постоянную линейку костюмную группу. Так как мы отдаем предпочтение качественным и натуральным материалам, мы не могли не ощутить рост цен на сырье. Кризис на рынке металлов привел к удорожанию фурнитуры на 30-40%. За минувший год подорожал и хлопок – на 30%. Нами была проведена большая работа по оптимизации уровня цен. Благодаря многолетнему сотрудничеству с пулом поставщиков нам удалось выдержать минимальный рост цен.
― Как менялось потребительское поведение россиян в течение года? Наблюдался ли ажиотажный спрос в марте, сентябре или в другое время? Ожидаете ли Вы перехода россиян к сберегательной стратегии, сокращения трат, количества импульсивных и дорогостоящих покупок?
― Если говорить про трафик в торговых центрах, то мы видим явное снижение, особенно во втором полугодии. Естественно, ведь доходы россиян сократились, а инфляция выше, чем рост дохода. Большая часть населения уже перешла на сбережение и сокращение в тратах, однако, здесь до сих пор есть влияние пандемии, еще в тот период люди перешли к более осознанному потреблению. А в ситуации неопределённости потребительский спрос на одежду всегда снижается. Но несмотря на падение трафика и потерю группы потребителей, мы наблюдаем приток новых клиентов, готовых покупать у нас, и за счет этого мы прирастаем.
― Представлена ли ваша продукция на маркетплейсах? Если нет, то планируете ли подобные партнерства? Как Вы оцениваете перспективы данного канала продаж?
― Маркетплейсы для нас являются одним из эффективных и давно устоявшихся каналов продаж. Перспективы данного канала мы оцениваем исключительно положительно. Планируем и в дальнейшем реализовывать свою продукцию с помощью маркетплейсов.
― Как развивается ситуация в интернет-торговле в регионах за пределами Москвы и Санкт-Петербурга?
― Основную долю в интернет-торговле, конечно же, составляют Москва и Санкт-Петербург. Регионы – с чуть более низкими показателями, однако, покупка одежды в среднем и высоком ценовом сегменте в регионах значительным образом не снижается. Небольшой спад, который мы можем наблюдать, связываем с небольшими объемами свободных финансовых средств у населения.
― Какие меры предпринимает Ваша компания для сохранения лояльности клиентов? Внедряете ли Вы механизмы персонализации и подписок? Какие тренды Вы могли бы отметить в данном направлении?
― Мы продолжаем развивать модель OMNI-CHANNEL, так как для нас очень важна постоянная и многоканальная коммуникация с клиентами для усовершенствования качества обслуживания, обеспечения удобного и индивидуального взаимодействия и повышения лояльности. Благодаря глубокому изучению клиента и истории его покупок во всех каналах мы точно знаем, что предложить покупателю, поэтому активно внедряем персонализированные и триггерные рассылки. Подобный индивидуальный подход можно назвать главным трендом в данном направлении. Сейчас мы также работаем над усовершенствованием нашей программы лояльности, а держатели наших дисконтных карт всегда получают лучшие предложения.
― Изменилась ли маркетинговая политика вашей компании за последнее время? Какие инструменты маркетинга вы оцениваете как наиболее эффективные? На какие каналы коммуникации с клиентами сейчас делаете ставку (особенно в условиях блокировки Facebook, Instagram, TikTok и Twitter)?
― Традиционно мы идем классическим выверенным путем: в онлайне делаем ставку на перфоманс-каналы, OLV, вплетая омниканальную стратегию с классической розницей и DOOH. Большой упор сейчас делаем и на PR-окружение, инфлюенс-маркетинг, репутационный маркетинг, параллельно подпитывая все ростом работы с контентом. В условиях сокращения доступных платформ, крайне важно уделять внимание именно контенту, эстетике и фокусу аудитории. Чем лучше цепляет креатив, тем больше и нижняя часть воронки.
― Какие опции доставки и оплаты пользуются наибольшим спросом? Возросла ли популярность экспресс-доставки? Как оцениваете динамику соотношения самовывоза и курьерской доставки?
― Наибольшим спросом пользуется опция самовывоза из розничного магазина. Причин тому несколько – это и удобство примерки, и оплата по факту, легкий возврат, а также возможность легко заменить товар или подобрать новый непосредственно в магазине. Доля самовывоза у нас превышает курьерскую доставку, но на подобную динамику влияет и то, что курьерская доставка у нас платная, а самовывоз бесплатный. Что касается экспресс-доставки, то мы только внедряем данную опцию.
― Какие направления деятельности будут в фокусе вашей компании в 2023 г.? Есть ли планы по расширению географии доставки, наращиванию логистической инфраструктуры, экспериментам с новыми форматами работы? Или же вы сосредоточитесь на оптимизации бизнеса и адаптации деятельности компании к текущей кризисной ситуации?
― На текущий момент бизнес уже адаптирован к кризисной ситуации. Что касается географии доставки, то мы уже доставляем по всей России, а также у нас есть розничные магазины в Казахстане и Белоруссии. Однако перед нами стоит задача по сокращению сроков доставки для клиента. Фокус направления деятельности – это развитие нового продукта, расширение ассортиментной линейки и привлечение нового клиента. А также сейчас мы работаем над новым концептом в рамках ребрендинга.
― Как вы считаете, насколько сильным окажется влияние на рынок e-commerce санкций, экономической неопределенности и других сопутствующих факторов? Как оцениваете перспективы развития отрасли в ближайшие 1-2 года?
― E-commerce и дальше будет только развиваться и расти – вопрос лишь в продукте. По нашим продажам мы тоже видим, как растет доля интернет-торговли, и особенно это касается продаж через мобильные устройства. Это напрямую связано с клиентом, который выбирает для себя наиболее удобный способ – покупку онлайн.