По данным «Анализа рынка черной икры в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2022 г ее продажи в стране сократились на 2,3% до 82,6 т. На продажи повлияло сокращение въездного турпотока в Россию, в 2022 г он снизился на 30%. Черная икра является российским брендом, и значительная часть ее продаж приходится на иностранных туристов. Продукт широко представлен в ресторанах и в специализированных магазинах крупных российских городов, посещаемых туристами, а также входит в ассортимент магазинов беспошлинной торговли в аэропортах.
В 2018-2021 гг продажи черной икры ежегодно увеличивались. Даже в 2020 г, в условиях пандемии, когда были закрыты рестораны, продажи выросли на 7,5% несмотря на то, что черная икра является преимущественно ресторанным продуктом. В 2020 г нарастить объем продаж позволила активизация розничного канала сбыта. Опасаясь роста запасов скоропортящейся продукции, продавцы предоставляли покупателям очень привлекательные скидки. Огромное подспорье продавцам оказало в этой ситуации стремительное развитие служб доставки. В 2020 г, в условиях сокращения потока в Россию иностранных туристов, круг покупателей черной икры впервые за долгое время расширился за счет российских граждан.
В 2021 г розничные продажи черной икры продолжили расти. Кроме того, происходило восстановление продаж в секторе HoReCa в условиях отмены коронавирусных ограничений. В результате действия описанных факторов совокупные продажи черной икры в 2021 г выросли, по оценкам BusinesStat, на 25,9%.
В долгосрочной перспективе главные возможности увеличения продаж черной икры состоят в стимулировании сбыта продукции прежде всего отечественным потребителям – посредством продуманных рекламно-информационных кампаний, грамотного подхода к организации доставки, возрождения утраченной культуры потребления черной икры.