Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 2 мая 2023

«РБК Исследования рынков» выяснили как россияне адаптировались к уходу иностранных брендов

После начала специальной военной операции на Украине иностранные компании стали массово заявлять об ограничении своей работы в России.

Аналитики приводят разные оценки по количеству компаний, ушедших с российского рынка по итогам 2022 года. По оценкам «Центра стратегических разработок» (ЦСР), с февраля по октябрь 2022 года об ограничении своей работы в стране объявили 205 крупнейших иностранных компаний (по методологии ЦСР к крупнейшим относятся 600 компаний с выручкой от ₽1 млрд), а 129 компаний делали заявления о полном уходе с российского рынка. Несмотря на то, что доля компаний, окончательно покинувших российский рынок не так велика, как прогнозировалось в начале года, а процесс их ухода был растянут во времени, российские потребители ощутили на себе исход иностранных брендов уже весной, так как на практике, временная приостановка деятельности означала закрытие любимых магазинов, недоступность онлайн-сервисов и отсутствие привычных товаров на прилавках.

По этой причине в ходе подготовки обзора «Ключевые тренды российского рынка интернет-торговли 2022» «РБК Исследования рынков» спросили у российских онлайн-покупателей о том, как они адаптировались к уходу из страны иностранных брендов. Результаты опроса показали, что проигнорировать возникшую проблему удалось лишь 38,5% респондентов, которые ответили, что после ухода иностранных брендов их потребительское поведение никак не изменилось.

Самой популярной формой адаптации к уходу иностранных брендов, согласно результатам опроса, стал переход на тот ассортимент, который остался доступен в рознице. В ходе опроса так ответили 34,1% респондентов. Концентрация на доступных брендах стала базовой реакцией на события и среди ретейлеров. В 2022 году они активно расширяли ассортимент от российских производителей, выводили на рынок новые продукты от брендов из «дружественных» стран и наращивали производство СТМ. 

30,6% респондентов в ходе опроса ответили, что после ухода из России иностранных брендов стали приобретать их продукцию на маркетплейсах. Действительно, в своих интервью для «РБК Исследований рынков» представители крупнейших маркетплейсов подтвердили, что на их площадках можно найти товары ушедших брендов. Они попадают на площадки как через собственный импорт, так и через партнеров, помимо этого, на маркетплейсах распродавались складские запасы ушедших компаний. Подробнее о работе с ассортиментом ушедших брендов в интервью рассказал директор по корпоративному развитию OzonФедор Смык: «В этом году на площадке появилась оригинальная продукция бренда Mango, H&M – продавцом тут выступает сам Ozon. Мы также ведем переговоры с турецким fashion-холдингом FLO Retailing о поставках товаров целого ряда брендов. Среди них Lumberjack, U.S. Polo Assn., DOCKERS, Nine West, KINETIX и другие – в ближайшее время они появятся на нашей площадке. Начиная с середины августа, на маркетплейс вернулся спортивный бренд Decathlon – он реализует на маркетплейсе товары, оставшиеся после приостановки деятельности сети. Летом мы запустили отдельную страницу, на которой представлены оригинальные товары из IKEA от разных продавцов».

Таким образом, результаты опроса показали, что потребительское поведение большей части респондентов не изменилось после ухода иностранных брендов. Большинство из них все также выбирают товары из того ассортимента, который представлен в привычных каналах: в рознице, в интернет-магазине или на маркетплейсе. При этом, небольшая часть потребителей все же стала искать для себя новые каналы доступа к привычным иностранным брендам. Из них, наибольшую популярность обрели сервисы-посредники, осуществляющие оплату и доставку товаров из зарубежных магазинов. В реалиях 2022 года востребованность данного сегмента значительно возросла, что привлекло в него крупных логистических игроков, в частности, «СДЭК» и «Почту России».

 

РБК Исследования рынков Ключевые тренды российского рынка интернет-торговли 2022 89 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 31 мая 2023 РБК Исследования рынков Ипотечный рынок стабилизируется после бума 2020-2021 гг. После отличных для ипотечного рынка 2020 и 2021 годов, в 2022 году наблюдается падение показателей объемов выданных ипотечных кредитов более чем на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Причинами тому послужили изменения условий льготного ипотечного кредитования в течение 2022 года, а также проведение специальной военной операции на Украине и падение реальных доходов россиян. Вместе с тем, стоит отметить, что снижение показателя в 2022 году соотносится с пиковым значением 2021 года. Если сравнивать текущие показатели с данными 2019 года, будет наблюдаться условно положительная динамика. Таким образом, в связи с изменением условий получения льготной ипотеки, ростом ключевой ставки ЦБ, а также в целом существенным объемом реализованного спроса на ипотечное кредитование рынок после пиковых значений перешел в стадию стабилизации. 

Статья, 31 мая 2023 РБК Исследования рынков Траты россиян на бытовую технику росли значительно медленнее цен Согласно результатам опроса, проведенного «РБК Исследованиями рынков» в рамках подготовки обзора «Российский рынок интернет-торговли бытовой техникой 2022», средние единовременные затраты на бытовую технику в онлайн-канале с ноября 2021 года по ноябрь 2022 года выросли на 3,7% и составили ₽11 159.

Рост затрат зафиксирован в 16 из 23 изученных категориях бытовой техники. В то же время, стоит отметить, что рост затрат россиян на бытовую технику оказался существенно ниже, чем рост цен. По данным Росстата, за 2022 год, рост потребительских цен на бытовые холодильники составил 24,6%, на стиральные машины – 32,2%, электропылесосы – 20,5%, микроволновые печи – 21,7%, бытовые плиты – 14,4%, в среднем бытовая техника подорожала на 22,6%. В 2021 году, когда цены на бытовую технику росли под влиянием логистического кризиса и дефицита чипов, потребительские расходы отреагировали ростом на 16,8% (при росте цен на 12,2%).

Показать еще