По данным «Анализа рынка кисломолочных продуктов в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2018-2022 гг их продажи в стране сократились на 9,9%: с 2,94 до 2,65 млн т. Снижение продаж наблюдалось ежегодно.
В 2022 г сокращение продаж было максимальным за пятилетие – на 6,9%. В 2022 г снижались продажи всех видов кисломолочной продукции, кроме кумыса и сметаны. На продажи оказал влияние ряд факторов.
- Сокращение числа покупателей – как из-за продолжающегося снижения численности населения, так и по причине миграционных процессов, начавшихся после объявления частичной мобилизации.
- В результате снижения реальных доходов россияне стали стремиться к экономии, и отдельные дорогостоящие категории кисломолочной продукции, например, йогурты, стали заменяться в структуре потребления более дешевым питьевым молоком.
- Цены на кисломолочную продукцию существенно выросли. Из факторов удорожания особо следует выделить дефицит и стремительный рост цен на упаковку. В 2022 г западные страны ограничили поставки в Россию красок, растворителей и иной полиграфической продукции. Это создало значительные проблемы для выпуска основных типов упаковки. Кроме того, норвежская компания Elopak, специализирующаяся на производстве упаковки для скоропортящейся продукции, ушла с российского рынка. Ушел из России и транснациональный производитель упаковки Tetra Pak. Ситуацию несколько сгладило решение обеих упомянутых компаний о передаче своих российских подразделений местному менеджменту.
В 2018-2021 гг продажи кисломолочных продуктов сокращались небольшими темпами: на 0,6-1,3% в год. В 2018-2021 гг ежегодно снижались продажи традиционных видов продукции, рынок которых насыщен: кефира, ряженки, ацидофилина. При этом ежегодно росли продажи национальных напитков – айрана и кумыса. Тенденцию к росту в 2018-2021 гг имели продажи йогуртов, сметаны, кисломолочной продукции для детского питания.