― В период пандемии наблюдался рост популярности кулинарии. Как менялся спрос на готовые блюда по мере стабилизации ситуации с пандемией?
― Несмотря на то, что мы активно расширяли ассортимент нашей сети «Магнолия», в период пандемии мы не наблюдали роста популярности кулинарии среди покупателей. При этом мы смогли успешно нивелировать влияние этого фактора увеличением продаж брендовой и СТМ-продукции. Мы предполагаем, что последнее было связано с переводом сотрудников на удаленный режим работы: люди больше стали готовить самостоятельно. По мере стабилизации ситуации с пандемией повысился спрос на кулинарию, блюд линейки здорового питания и фаст-фуда, вырос средний чек и частота покупок. В итоге выручка в СТМ-категории выросла на 30% в 2021 году.
― Заметили ли вы изменения в поведении покупателей с конца февраля 2022 года?
― Да, естественно. Произошли изменения, в первую очередь, в образе жизни жителей Москвы, что, несомненно, повлияло на потребление. Мы отметили рост объема продаж кулинарии и готовой выпечки собственного производства. Эти направления хорошо развиты в нашей сети, несмотря на тренды «диетического питания». Мы уверены, что «здоровое питание» ― это натуральные продукты высокого качества с минимальным количеством добавок. Поэтому у нашей кулинарии небольшие сроки годности, и производство работает ежедневно. А положительную динамику в качестве прироста показателей можно связать с приостановкой деятельности популярных зарубежных сетей быстрого питания. Покупатель стал чаще приобретать готовую продукцию и пользоваться акциями на кулинарию.
― Отразились ли новые антироссийские санкции на ценообразовании готовой еды? Планируете ли изменения в составе блюд и ассортименте кулинарии собственного производства?
― К сожалению, изменения действительно произошли, в том числе в нашей сети. Из-за санкций подорожала одноразовая упаковка и сырье, так как мы выбирали и продолжаем закупать только высококачественную продукцию без искусственных заменителей.
Мы можем предположить, что весь рынок ретейла был вынужден увеличить конечную стоимость товара на полке. В «Магнолии» мы стараемся максимально сдерживать цены за счет сезонных скидок, акций из наших буклетов и специальных предложений для покупателей, подключенных к системе лояльности. Кроме того, на ряд социальных товаров действует наценка всего в 10%.
В целом, экономическая ситуация не привела к падению интереса покупателя к готовой еде. Поэтому мы оперативно оптимизировали работу нашего производства, чтобы ежедневно осуществлять свежие поставки в наши магазины. Мы ежемесячно добавляем новинки в наш ассортимент собственного производства, чтобы радовать покупателей новыми сочетаниями в каждой категории. Мы не собираемся жертвовать качеством блюд и не планируем вводить новые химические заменители вкуса, чтобы удешевить товар, так как здоровье покупателей для нас важнее.
― Какую долю кулинария занимает в продажах продукции под собственным брендом?
― Доля кулинарии в продажах СТМ-продукции занимает 45%. Остальное приходится на выпечку, мясные изделия, кондитерские изделия, замороженные полуфабрикаты и многое другое. Для сравнения, в 2020 году доля кулинарии составляла 39%.
В данный момент доля SKU кулинарии от общего количества наименований в сегменте собственного производства равна 41% ― это достаточно высокий показатель. В рамках нашего производства в Москве мы ежемесячно создаем новые начинки, вариации сочетаний вкусов практически в каждой категории. Расширение производственных мощностей сильно зависит от популярности той или иной категории продукции среди клиентов. Пока мы эффективно реализуем всю продукцию и удовлетворяем потребности покупателей.
― Какие тренды в кулинарии вы наблюдаете? Как адаптируете ассортимент под новые запросы покупателей?
― Мы наблюдаем рост популярности замороженной продукции быстрого приготовления ― готовых обедов и вторых блюд. Однозначно, это связано с тем, что покупатель экономит свое время. В заморозку мы отправляем самые свежие блюда и строго следим за сроком годности изделий, чтобы они имели те же вкусовые качества, как и только что изготовленная продукция. Также с каждым месяцем увеличивается объем продаж нашей выпечки. На наших полках всегда можно найти традиционные супы и полезные завтраки, знакомые нашим покупателям еще с детства. Мы поддерживаем «домашнюю» кухню, чтобы клиент точно нашел сочетания, которые будут ему по душе.
Мы отслеживаем динамику показателей продаж и увеличиваем ассортимент под запросы покупателей, вводим в меню новые блюда и вкусы на основании анализа отзывов и пожеланий различных категорий покупателей, поэтому москвичи ежемесячно могут видеть новинки среди позиций готовой кулинарии.
― Есть ли различия в уровне спроса на кулинарию в зависимости от региона?
― Наши магазины расположены только в Москве и ближайшем Подмосковье. Каждый наш магазин находит «своего покупателя» в зависимости от местоположения точки: ближе к центру города покупки совершают офисные сотрудники, студенты, среди которых высок спрос на кулинарию. В спальных районах покупатели чаще выбирают продукты для дальнейшего самостоятельного приготовления или кондитерские изделия.
― Как различаются динамика спроса и поведение покупателей кулинарии в офлайн и онлайн-каналах?
― Пока что ключевым каналом трафика для нас являются офлайн-магазины, но мы продолжаем развитие нашего интернет-магазина и доставки. В наших офлайн-магазинах кулинария есть практически в каждом втором чеке.
― Сотрудничаете ли вы с ресторанными проектами?
― В данный момент мы не сотрудничаем с ресторанными проектами, но это может быть перспективно. У нас в планах есть подобные партнерства. Мы поддерживаем идею здоровой конкуренции и обмена ценными наработками, чтобы разрабатывать больше вкусных и доступных блюд для наших клиентов.