Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 17 октября 2022
Артем Халимоненко

Запускаем продажу франшизы FoodBand по всей России

Основатель сервиса доставки еды FoodBand специально для исследования рынка общественного питания 2022

― Каким был 2021 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей?

― Год был интересным из-за большого количества неопределенностей. Прошли мы его хорошо, со значительным ростом выручки, почти на 50%. 

― Какое влияние на рынок и компанию оказали новые антироссийские санкции? Какие меры вы предпринимаете для адаптации к возникшей ситуации?

― Санкции оказывают значительное влияние на поставщиков продуктов и оборудования. К примеру, цены на лосось выросли почти в два раза. Продукты мы закупаем у отечественных производителей, но вот ингредиенты у них часто импортные. Из-за перебоев с поставками отсутствие даже одного из них может парализовать все производство.

Пока мы справляемся, находим аналоги. Но цены растут. Уменьшаем косвенные расходы, такие как площадь офиса, бумага, салфетки и прочие расходные материалы, не трогая основной продукт.

― Наблюдаете ли вы изменения в уровне спроса на услуги доставки?

― Сегмент доставки в Москве растет, что связано с изменением привычек людей. Большое значение имеет ассортимент блюд. Мы используем качественные ингредиенты и предлагаем не только пиццу: у нас большой выбор блюд из разных кухонь мира. По сути, мы стали достойной альтернативой, например, вечеру в хорошем ресторане.

― Как вы оцениваете результаты компании в первом квартале 2022 года, а также отдельно в марте-апреле 2022 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней?

― Результаты FoodBand в первом квартале хорошие. В марте-апреле произошло перераспределение рынка: выручка росла за счет ухода с рынка иностранных конкурентов. При этом рост цен негативно сказался на прибыли.

― Удалось ли вам воспользоваться государственными мерами поддержки бизнеса? Как оцениваете их эффект?

― Адресная поддержка ― это хорошо, но только для тех, кто ее получает. Участники рынка оказываются в неравных условиях.

Поэтому лучше упрощать работу и снимать бюрократические ограничения сразу для всех. Например, снижать комиссии за прием платежей, минимизировать стоимость установки и подключения касс и т.д. Любые действия, которые упрощают работу и снижают косвенные расходы для всего рынка ― это самая лучшая помощь. 

― Насколько повлияли на маржинальность бизнеса новые санкции и волатильность рубля? Какую ценовую политику планируете применять до конца 2022 года?

― Цены на некоторые продукты выросли в 1,5-2 раза. Потому и мы немного повысили цену ―скорее, вынужденно. Сейчас все быстро меняется, поэтому мы действуем по ситуации. В вопросе цен важно держать руку на пульсе, чтобы не уйти в минус.

― Как складываются ваши отношения с поставщиками? Возникали ли за последнее время перебои в поставках продуктов?

― Мы в FoodBand всегда открыты новым качественным поставщикам, хотя у нас хорошие отношения и с текущими. Из-за роста курса доллара и отсрочки платежа поставщики попали в ловушку, поскольку снизилась покупательная способность полученных ими средств. Чтобы поддержать поставщиков, мы значительно сократили отсрочку платежа, и получили за это хороший дисконт.

В меню у нас постоянно появляются новинки, вне зависимости от ситуации ― есть и что-то экзотическое, вроде гавайского поке с креветками, есть и блюда для вегетарианцев с тофу, есть и милая русскому сердцу жареная картошка с мясом и грибами. Мы умеем все или почти все. Хотя пицца FoodBand и ее вариации по-прежнему самые любимые у большей части аудитории.

― Заметили ли вы изменения в поведении клиентов? Как менялись количество заказов, средний чек, наполняемость чека по сравнению с 2021 годом?

― Чек вырос из-за работы с ассортиментом. Был ₽1 400, стал ₽1 650. У нас появились новые вкусные пиццы-хиты, например, «Груша Блю Чиз» с соусом из манго и чили, уникальная по составу «7 Сыров» и хит продаж «Парма Рукола». Сейчас вводим недорогие роллы. Скоро улучшим и лапшу вок. Стало выгоднее заказывать на компанию из-за скидок на большие заказы. Число заказов тоже растет, но не так быстро, как выручка. 

― Как вы оцениваете влияние от ухода или приостановки работы в России ряда иностранных операторов общепита?

― Нужно понимать, что причина нашего роста сейчас ― это уход конкурентов. Если взять рынок ресторанов в целом, то, думаю, он просел. Некоторые рестораны закрываются, освобождая свои отремонтированные помещения. Это позволяет другим занять их место с более дешевым и модным продуктом. Некоторые люди так и делают, покупая у нас франшизу FoodBand. За май только в Подмосковье мы продали две. У нас отличный продукт и автоматизация: покупать франшизу сейчас получается выгоднее, чем делать все с нуля.

― Какие инструменты маркетинга вы оцениваете как наиболее эффективные? На какие каналы коммуникации с клиентами делаете ставку сейчас?

― Мы стали больше тратить на «ВКонтакте» и «Яндекс.Директ». Есть и хорошие партнерские интеграции FoodBand с другими компаниями, с узнаваемыми медиа-персонами, журналистами, инфлюенсерами.

Также мы увеличили расход на блогеров, которые снизили цены на рекламу и готовы на оплату по результатам. Общий бюджет рекламы сейчас около 5 млн в месяц.

― Какие направления деятельности будут в фокусе компании во второй половине 2022 и 2023 году? Есть ли планы по расширению географии доставки, экспериментам с новыми форматами работы?

― В 2022 мы полностью покрыли Москву. Средняя скорость доставки составляет 42 минуты. Теперь запускаем продажу франшизы FoodBand по всей России, о чем нас давно просили. Также ищем надежных партнеров из других стран. Кроме того, планируем продвигать собственный продукт для автоматизации ресторанов.

― Как оцениваете перспективы развития отрасли в ближайшие 1-2 года?

― Влияние санкций будет сильным: выживут сильнейшие игроки. Затем, когда все это закончится, они станут лидерами рынка. Будем надеяться на лучшее и делать все, что от нас зависит, чтобы это лучшее произошло.

РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2022 92 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 6 февраля 2023 РБК Исследования Обувной ретейл 2022: Общее состояние российского рынка обуви В 2021 году несмотря на продолжение пандемии коронавируса в России наблюдались стремительные темпы восстановления продаж обуви.

В сопоставимых ценах прирост составил 18,4%, тем самым приблизив показатели объема рынка к значениям кризисного 2015 года. Напомним, что в 2015-2016 гг. произошло серьезное сокращение продаж обуви ввиду практически двукратного падения курса рубля отно- сительно докризисного значения 2013 года и последующего скачка цен на большинство товаров и услуг. После этого на протяжении 5 лет наблюдалась стагнация на рынке обуви, когда уровень потребления приблизился к значениям физического износа обуви, что было обусловлено продолжающимся падением реальных доходов россиян. Усугубила ситуацию эпидемия коронавируса, которая привела к еще большему ухудшению благосостояния россиян и отказу от многих покупок в условиях крайней неопределенности. Так, в 2020 году продажи обуви составили не более 490 млн пар, тогда как в 2014 году потребление было на уровне 668 млн пар, то есть более чем на треть выше.

Показать еще