По данным «Анализа рынка картофеля в России», подготовленного BusinesStat в 2022 г, за 2017-2021 гг его продажи в стране сократились на 5%: с 7,1 до 6,7 млн т в год. Основным каналом его реализации на территории страны является розничная торговля. В 2021 г в розницу было продано порядка 4 млн т картофеля, что ниже значения 2017 г на 4%. Дело в том, что рынок данной культуры уже достаточно насыщен, поэтому в условиях снижения численности населения на рынке наблюдался спад. Кроме того, в картофелеводческой отрасли отмечаются проблемы, связанные с хранением и транспортировкой, несовершенством технологий выращивания, значительным увеличением бизнес-издержек на соблюдение санитарно-эпидемических требований Роспотребнадзора по коронавирусу. При этом урожайность картофеля существенно зависит от погодных условий и при ее снижении значительно повышается его стоимость. Данные факторы препятствуют росту продаж.
В 2017-2021 гг закупки картофеля промышленными предприятиями составляли порядка 0,9 млн т в год. Востребованность картофеля для переработки обусловлена популярностью картофельных полуфабрикатов. Отечественные аграрии активно расширяют ассортимент возделываемых овощей, в том числе специально выращенных сортов картофеля, например, для производства снеков. Они стараются обеспечивать предприятия сектора промышленной переработки необходимыми сортами картофеля, предназначенными для производства конкретного конечного продукта, что стимулирует спрос. В промышленности данная культура используется для приготовления сырого чищенного картофеля, чипсов, хлопьев, замороженного картофеля «фри» и «по-деревенски», картофельных долек. В свою очередь, перерабатывающие предприятия предоставляют комфортные условия для сельхозпроизводителей. Они предлагают товарное кредитование, посадочный материал, авансовые платежи. Это обеспечивает гарантированные каналы сбыта, что способствует поддержанию доверительных отношений и регулярности отгрузок.
В 2017-2021 гг наблюдалось активное развитие демократичных предприятий общественного питания (фаст-фуды, пиццерии) и сервиса доставки готовой еды. Картофель «фри» и «по-деревенски» пользуется широкой популярностью. Он подается как гарнир к бургерам, мясу, рыбе или как самостоятельная закуска к напиткам по относительно низким ценам. Зачастую фаст-фуд из картофеля заказывают домой или в офис в качестве «быстрого перекуса». В 2017-2021 гг заведения общепита для своих нужд приобретали порядка 0,7 млн т картофеля в год.
Ожидается, что новый виток кризиса приведет к сокращению объемов реализации картофеля в России в 2022 г. Возросшее санкционное давление на страну ускорило инфляцию, усложнило транспортно-логистические услуги и порядок взаиморасчетов с иностранными партнерами. При этом прямых санкций на импорт картофеля не вводилось. Однако частичная зависимость аграриев от поставок зарубежного оборудования и посевного материала повлекут за собой удорожание производства. Это спровоцирует производителей и продавцов картофеля поднимать цены, чтобы компенсировать возрастающие издержки. Россияне с низкими доходами в целях экономии будут вынуждены переходить на самостоятельное выращивание картофеля, ограничивать посещение заведений общепита и снижать потребление снеков.