Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
BusinesStat, 2 августа 2022

В 2017-2021 гг оборот рынка франчайзинга в России сократился на 7%: с 3,1 до 2,8 трлн руб.

В стране активно функционирует более 3 тысяч франшиз из более чем 40 отраслей.

По данным «Анализа рынка франчайзинга в России», подготовленного BusinesStat в 2022 г, в 2017-2021 гг его оборот в стране сократился на 7%: с 3,1 трлн руб до 2,8 трлн руб. Основной спад пришелся на время пандемии, когда большая часть российских франчайзи потеряла существенную часть выручи в связи с сокращением экономической активности и недоступности ряда офлайн услуг.

Франчайзинг – модель ведения коммерческой деятельности, ставшая популярная в России в 2000–2005 гг. Франчайзинг подразумевает приобретения права на использование торгового знака, технологии, бизнес-модели уже устоявшегося бизнеса в обмен на роялти (процент от прибыли) и паушальный взнос (единоразовое отчисление за покупку франшизы и вход на рынок).

В России активно функционирует более 3 тысяч франшиз из более чем 40 отраслей. В 2017-2021 количество точек франчайзи увеличилось на треть: с 204 тыс до 271 тыс. Появилось множество новых направлений в таких сферах как IT-технологии, реклама и маркетинг, доставка и пункты выдачи заказов.  

По прогнозам BusinesStat, в 2022 г объём рынка сократиться на 20%, в основном из-за ухода с российского рынка иностранных франшиз (в первую очередь из сегментов одежды и обуви, авто, ресторанов и кафе). McDonalds, Zara, H&M, Adidas, Nike, IBM и многие другие компании приостановили свою деятельность на территории России. Так, например, закрылись все 219 заведений Yum! Brands, владеющей KFC и Pizza Hut. Это создает значительную угрозу для рынка франшиз, где распространены многие иностранные франчайзинговые сети.

В среде отечественных франшиз больше всего пострадают сферы ресторанов и кафе, сервисные центры, магазины обуви и одежды, а также промтовары и ювелирные магазины. Значительно осложнится работа франшиз из сферы визовых услуг и внешнего туризма. В то же время отечественные франшизы в сфере отелей и туризма, наоборот, получат большую выгоду за счет резкого увеличения внутреннего спроса.

Тем не менее, уже в 2023 г рынок перейдет в стадию восстановления. В 2023-2026 гг темпы роста ожидаются на уровне 3-8% в год. Рынок будет расти по мере замещения западных франшиз и развития более гибких моделей франчайзинга и госпрограмм поддержки предпринимательства.

Уход иностранных сетей фастфуда станет возможностью для «Теремка», «Крошки картошки», «Воккера» и других российских брендов масштабироваться. Такая же ситуация с косметическими средствами. На рынке уже присутствует много российских брендов, например, Faberlic, Organic Shop, Natura Siberica и другие. Среди одежды – известные сети O`STIN, OGGI, Ralf Ringer, SELA, часть которых изготавливает свою продукцию на российских фабриках, часть в Китае.

Материалы по теме
Показать еще