По данным «Анализа рынка водки и ликероводочных изделий в России», подготовленного BusinesStat в 2022 г, за 2017-2021 гг их производство (включая теневое) в стране снизилось на 1,1%: с 1,15 до 1,13 млрд л. На рынке превалирует продукция отечественных производителей, которая успешно конкурирует с зарубежными аналогами: в рассматриваемое пятилетие ее доля от продаж составляла более 96,1%. Стагнация выпуска в целом за период была связана с постепенным сжатием внутреннего спроса на водку и ликероводочные изделия.
Российские производители работают в основном на отечественном сырье, их зависимость от импорта также невысока. В 2022 г санкции, введенные в отношении России после начала военных действий в Украине, могут привести к трудностям с закупкой, ремонтом, модернизацией и обслуживанием зарубежного оборудования, приобретением программного обеспечения. Негативное влияние на рынок окажет и уход из страны части иностранных компаний, производящих водку и ликероводочные изделия на российских площадках. Так, Nemiroff аннулировал лицензию на выпуск своей продукции в России, а Global Spirits и Brown-Forman отозвали еще и лицензии на дистрибуцию продукции в стране. Судьба многих других компаний с иностранным участием остается под вопросом, их деятельность может быть прекращена в любой момент.
Однако на рынке крепкого алкоголя высокая конкуренция, которую не сможет ослабить уход зарубежных производителей. Ожидается, что в 2022-2026 гг российский выпуск водки и ликероводочных изделий будет сокращаться вслед за снижением интереса россиян к традиционным напиткам, в том числе к водке.