Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 11 марта 2022

Техническая конопля в России. Новая жизнь легенды.

Выращивание технической конопли и производство продуктов ее на основе в последние годы все больше набирало обороты. Сохранятся ли драйверы развития отрасли в кризисном 2022?

До 60-х годов СССР являлся ведущей мировой державой по объему выращиванию и переработки технической конопли, совокупная посевная площадь под культурой составляла около 620 тыс. га.

По итогам 2021 года посевные площади технической конопли в России, согласно данным Агропромышленной Ассоциации Коноплеводов, составляют 13,3 тыс. га. При этом урожайность конопли среднерусской составляла в среднем — 5,7 ц/га убранной площади, что на 111,8% больше, чем в 2020 году.

По прогнозам Министерства сельского хозяйства РФ, к 2025 году совокупная площадь посева под культурой увеличится до 20 тыс. га, валовой сбор пеньковолокна при этом составит — 10 тыс. тонн, а его урожайность достигнет 8,5 ц/га. Столь выраженная популяризация сельскохозяйственной культуры в стране будет обусловлена, прежде всего, развитием спроса на пищевые продукты на основе технической конопли, а также расширением сфер применения конопляного волокна и костры, в том числе в текстильной и композитной промышленности, производстве строительных материалов, медицинских изделий и даже машиностроении.

Одним из значимых факторов развития спроса на пищевые продукты на основе технической конопли в России, согласно оценке аналитиков консалтинговой компании «Смарт Консалт Груп», является нарастающая популяризации здорового образа жизни. В период пандемии 2020-2021 гг. россияне начали больше интересоваться правильным питанием, стали активнее заниматься спортом, набрал популярность тренд полного вегетарианства или частичного отказа от употребления животного белка.

По прогнозам аналитиков «Смарт Консалт Груп», данная тенденция с каждым годом будет усиливаться, что создаст благоприятные условия для роста потребления эко-продуктов, в том числе на основе конопли. При этом важно отметить, что в технической конопле содержится большое количество полезных веществ, необходимых организму человека. К ним относятся не только минеральные вещества, но и витамины К, Е, С, группы В, жирные и эфирные масла, алкалоиды и фитин. Такие продукты как конопляное масло, каша, мука, салатные топпинги и сиропы оказывают благоприятное воздействие на иммунитет, способствуют поддержанию функций ЖКТ, а также профилактике бронхитов, пневмоний, туберкулёза, язвы, гастрита, ожирения, диабет и прочих заболеваний.

Смежной отраслью с производством пищевых продуктов на основе технической конопли является выпуск органической косметики. Данный продуктовый сегмент также набирает популярность в России под влиянием общего тренда роста экологичности жизнедеятельности. При этом важно отметить, что косметические продукты на основе CDB (каннабидиола — экстракта стебля конопли) в РФ на текущих момент запрещены для производства и использования, предложение представлено исключительно продуктами на основе масла конопляных семян.

Применение конопли в прочих направлениях промышленности, за исключением традиционного выпуска канатов, шпагатов, веревок, пока развивается в России не столь интенсивно. Производство композитных материалов, арболитовых блоков на основе костры, натуральных тканей и медицинской ваты повышенной гигроскопичности, альтернативного топлива, пеллет, кормовых гранул пока носит скорее экспериментальный характер, но имеет значительный потенциал для развития в случае появления энтузиастов, готовых направить в отрасль значительные инвестиции.

Стоит отметить и тот факт, что в последние годы в стране был снят статус «табу» с данной темы и государство начало поддерживать отрасль выращивания и переработки технической конопли. С 2021 года для производителей технической конопли ввели субсидии по возмещению затрат на её выращивание. Помимо этого, появились примеры оказания помощи руководством регионов в создании инновационных производств по глубокой переработки конопли.

Тем не менее в настоящее время для участников отрасли все еще актуальны проблемы

отсутствия современной нормативной базы, четко регламентирующей все виды деятельности по выращиванию и переработке конопли, а также импортозависимости от уборочного оборудования, которое поставляется исключительно из стран ЕС. В 2022 году, в связи со сложившейся с ситуацией в мире и последовавшего введения санкций против России, поставки любой сельскохозяйственной техники из Европы будут отложены на неопределенный срок, что заставит текущих производителей отказаться от наращивания посевной площади, а потенциальных новых игроков — от идеи выхода на рынок.

Согласно оценкам участников рынка, несмотря на неминуемые трудности, с которыми столкнется отрасль в текущем году и в последующие периоды под санкциями, медленно, но верно наша страна будет вновь возрождать коноплеводство, а вновь возникшие вызовы в области повсеместного импортозамещения станут драйверами для развития данного рынка. 

SmartConsult Анализ рынка выращивания и переработки технической конопли 26 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 6 февраля 2023 РБК Исследования Обувной ретейл 2022: Общее состояние российского рынка обуви В 2021 году несмотря на продолжение пандемии коронавируса в России наблюдались стремительные темпы восстановления продаж обуви.

В сопоставимых ценах прирост составил 18,4%, тем самым приблизив показатели объема рынка к значениям кризисного 2015 года. Напомним, что в 2015-2016 гг. произошло серьезное сокращение продаж обуви ввиду практически двукратного падения курса рубля отно- сительно докризисного значения 2013 года и последующего скачка цен на большинство товаров и услуг. После этого на протяжении 5 лет наблюдалась стагнация на рынке обуви, когда уровень потребления приблизился к значениям физического износа обуви, что было обусловлено продолжающимся падением реальных доходов россиян. Усугубила ситуацию эпидемия коронавируса, которая привела к еще большему ухудшению благосостояния россиян и отказу от многих покупок в условиях крайней неопределенности. Так, в 2020 году продажи обуви составили не более 490 млн пар, тогда как в 2014 году потребление было на уровне 668 млн пар, то есть более чем на треть выше.

Показать еще