Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 23 февраля 2022
Анастасия Жбанова

Социальная коммерция — это не один канал коммуникации, а целая экосистема, которую мы создаем

Направление занимает уже 6% оборота площадки, рассказывает вице-президент по коммуникациям «AliExpress Россия»

 Как Вы можете охарактеризовать результаты работы компании за 2021 год? Все ли поставленные цели были достигнуты?

 В 2021 году мы значительно выросли как в плане бизнеса, так и в размерах самой компании. Сейчас в «AliExpress Россия» работает больше тысячи человек. В этом году мы запустили собственное приложение, в котором больше средний чек, выше конверсия, а по росту скачиваний оно опередило всех конкурентов в России в этом году, по данным App Annie. У AliExpress Россия появилась собственная логистика, а в конце сентября открылся первый фулфилмент для российских продавцов на 55 тыс. квадратных метров. Также в сентябре открылся первый в России центр экспертизы и поддержки продавцов и покупателей в Нижнем Новгороде. В 2021 году мы увеличили локальную долю бизнеса: она составляет уже треть от всего оборота «AliExpress Россия», а количество российских продавцов превысило 75 тыс. При этом мы ― лидер российского рынка по ассортименту с более чем 209 млн уникальных товаров. 

 Как в целом оцениваете состояние российского e-commerce в вашем сегменте?

 Последние два года электронная коммерция развивалась особенно динамично, в онлайн пришло большое количество пользователей и продавцов. Но у e-commerce рынка в России еще большой потенциал и есть огромное пространство для роста, мы только в начале пути.

 Какие товарные категории демонстрируют наиболее высокую динамику роста, а какие, напротив, проседают? Какова их доля в вашем обороте?

 За прошедший год основной фокус в e-commerce пришелся на экспресс-доставку FMCG-товаров. В первую очередь, продуктов питания. AliExpress Россия также запустила доставку в срок от 15 минут для продуктов питания и товаров первой необходимости в сервисе «Есть!». Сейчас пользователям доступны товары из Metro, «Ашана», «Вкусвилла», «Ленты» и других супермаркетов. Также мы подключили сервис бронирования лекарств «Все Аптеки».

За период с апреля по сентябрь самыми быстрорастущими локальными категориями на AliExpress по GMV стали:

  • продукты питания (рост 13000%)
  • электронные товары (подписки, сертификаты) (рост 7000%)
  • товары для свадеб и праздников (рост 4500%)
  • одежда и аксессуары (рост 485%)
  • мебель (рост 346%)
  • мужская одежда и нижнее белье (рост 344%)
  • товары для дома и сада (рост 307%)
  • электроника и аксессуары (рост 291%)
  • ювелирные украшения и аксессуары (рост 275%)
  • товары для мам и детей (рост 217%)
  • нижнее белье (рост 212%)
  • игрушки и товары для хобби (рост 209%)

Топ категорий в локальном сегменте по количеству заказов:

  • товары для дома и сада (2 млн заказов с ростом 563%)
  • телефоны (1,5 млн заказов с ростом на 135%)
  • красота и здоровье (1,3 млн заказов с ростом на 177%)
  • инструменты (1,3 млн заказов с ростом 178%)
  • электроника (1,2 млн заказов с ростом на 73%)
  • автомобильные запчасти и аксессуары (1,2 млн заказов с ростом на 158%)
  • продукты питания (964 тыс. заказов с ростом 7077%)
  • устройства для дома (881 тыс. с ростом на 70%)

 В пандемию многие игроки стали усиливать онлайн-канал продаж за счет выхода на маркетплейсы. Насколько за последний год удалось расширить ассортимент и увеличить количество продавцов на площадке?

 После создания совместного предприятия в 2019 году мы начали активную локализацию маркетплейса, включая работу с российскими продавцами. За два года их число превысило 75,5 тысяч, только за последний год рост составил +172%. Общее количество продавцов на AliExpress Россия уже превышает 350 тыс., а ассортимент, представленный на распродаже 11.11, превысил 209 млн товаров.

Среди быстрорастущих локальных российских магазинов, например, производители и продавцы электроники и гаджетов POCO Official Store, «Связной», «Ситилинк», «Мегафон», Xiaomi, Molnia Electronics, Realme, Asus, ELKO PC Store, TechPort Store, товары для детей и хобби LEGO, товары для дома «Сима Ленд».

 Как сейчас развиваете отношения с партнерами?

 «AliExpress Россия» создает удобные условия для бизнеса: в течение 60 дней продавцы могут хранить товары бесплатно на складах партнеров AliExpress Россия, не платить за доставку первых 100 заказов, а впоследствии пользоваться фиксированными тарифами на доставку по всей России. Продолжает действовать программа, при которой продавцы не оплачивают комиссию за первые 100 заказов. Дополнительно для поддержки российского малого и среднего бизнеса в период распродаж компания выделила 3,5 млрд рублей. Доля МСП у AliExpress Россия составляет порядка 80%. Мы продолжим работать над существующими тарифами, чтобы сделать их выгоднее и проще для бизнеса, а также будем и дальше продолжать субсидировать и вводить льготы для селлеров.

 Как развивается ситуация в интернет-торговле в регионах за пределами Москвы и Санкт-Петербурга?

 На Москву и Санкт-Петербург приходится менее 20% продаж «AliExpress Россия», а остальные равномерно распределены по регионам. Для многих удаленных регионов электронная коммерция ― это фактически единственный способ получить полноценный доступ к большому ассортименту товаров. «AliExpress Россия» ― крупнейшая площадка в России по ассортименту, которая насчитывает уже 200 млн уникальных товаров. Благодаря партнерству с Почтой России получить свои заказы смогут жители даже самых отдаленных уголков страны.

Если говорить о российских продавцах, то среди них 65% — представители регионов (кроме Москвы, Санкт-Петербурга и прилегающих к ним областей). 

Топ-10 регионов России по числу местных продавцов на AliExpress:

  1. Москва и область
  2. Санкт-Петербург и Ленинградская область
  3. Свердловская область
  4. Новосибирская область
  5. Краснодарский край
  6. Челябинская область
  7. Ростовская область
  8. Республика Татарстан
  9. Самарская область
  10. Республика Башкортостан

Топ-10 регионов по числу товаров, размещенных в местных магазинах на AliExpress:

  1. Москва и Московская область
  2. Свердловская область
  3. Санкт-Петербург и Ленинградская область
  4. Челябинская область
  5. Самарская область
  6. Волгоградская область
  7. Ростовская область
  8. Оренбургская область
  9. Кемеровская область
  10. Республика Татарстан

 Какие меры предпринимает Ваша компания для сохранения лояльности клиентов? Внедряете ли Вы механизмы персонализации и подписок? Какие тренды Вы могли бы отметить в данном направлении?

 AliExpress известен своими распродажами и большим ассортиментом. Кроме классических распродаж, на маркетплейсе проходят специальные акции по категориям товаров и дни отдельных брендов с уникальными ценами. Формат маркетплейса позволяет собрать наиболее выгодные условия от различных продавцов.

В этом году мы запустили собственное локальное приложение, которое разработано российской командой. Для удобства пользователей мы адаптировали дизайн приложения и уже запустили много новых функций, которые недоступны в других странах.

Многие инструменты на AliExpress используют персонализацию. Например, адаптивная рекомендательная лента на главной странице или релевантные товары в рекомендациях после покупки. В основе персонализации контента ― интересы пользователей к товарам маркетплейса. В целом внутри приложения персонализация есть на всех специальных лендингах, в поисковой выдаче, в адаптивных блоках на главной странице, в пушах и рассылках, а также в индивидуальных pop-up с предложениями и скидками.

Чтобы пользователь мог настроить необходимый уровень персонализации, есть широкий набор инструментов ― от поисковых фильтров до подписок на конкретные магазины. Например, осенью AliExpress Россия запустила фильтр «Топ-товары»: во время поиска он показывает карточки товаров с высоким рейтингом и большим количеством заказов. Подписка на магазин позволяет получать новостные рассылки, информацию о новинках и специальные персональные скидки.

Кроме того, в этом году мы запустили новую программу лояльности с кешбэком в российском приложении. Программа лояльности предусматривает четыре уровня: серебряный, золотой, платиновый и бриллиантовый. Уровень присваивается в зависимости от суммы покупок за последние 12 месяцев. Процент кешбэка зависит от уровня пользователя в программе лояльности ― от 1% до 5% от суммы покупки. Накопленными баллами можно оплатить от 10% до 50% стоимости товара. Уже во время тестирования программы мы отметили существенное увеличение среднего чека покупок в приложении.

Также в приложении AliExpress есть игровые механики, которые помогают заработать дополнительные скидки и получить уникальную итоговую цену на товар. Ежедневно в игры на «AliExpress Россия» играют более 500 тыс. пользователей. Внедрение игровых механик помогает бизнесу и увеличивает частоту покупок. Пользователи, участвующие в играх, тратят на 10–15% больше в сравнении с теми, кто не использует игровые механики покупки платформы.

 Используете ли Вы социальные медиа (в том числе блогеров) в качестве инструмента маркетинга и как площадку для реализации продукции? Как оцениваете перспективы развития социальной коммерции?

 AliExpress Россия первой на рынке e-commerce начала развивать социальные механики, например live-стримы и уникальные интеграции с крупнейшими российскими социальными сетями.

Социальная коммерция — это не один канал коммуникации, а целая экосистема, которую мы создаем. В AliExpress внедрено достаточно большое количество платформенных решений, которые должны быть пластичными, чтобы реагировать на новые продукты и сценарии внутри социальных сетей. Наша стратегия — ISBS-concept (Integrated Social Behaviour Shopping) — строится из понимания того, что мы формируем экосистемный продукт. К примеру, мы активно добавляем функции внутри соцсетей — ссылки, кнопки на покупки, создаем мини-аппы и нативные маркетплейсы внутри соцсетей. Мы активно работаем над своими реферальными программами и вводим новые механики групповых покупок, мини-игры или акции.

Обычно мы определяем несколько сценариев развития нашей экосистемы, и они зависят от категории ее участников. Первая категория — пользователи: для них мы придумываем решения, которые позволяют ознакомиться с информацией о товаре. Вторая категория — блогеры и инфлюенсеры. Они могут зарабатывать, используя ссылки на товары в AliExpress в комьюнити и группах. Мы даем им возможность дистрибутировать наш контент в соцсетях. Третья категория — продавцы, для которых мы предусмотрели широкие возможности для продвижения товаров. Например, в кабинете продавца можно найти доступ в партнерскую программу. Этот инструмент позволяет использовать всю экосистему AliExpress, а также получать доступ к продуктовым решениям и блогерам (продавцы могут ставить им задачи).

Также мы активно работаем над уникальными решениями и игровыми механиками внутри социальных сетей (например, «ВКонтакте» и «Одноклассники»). В свое время мы сделали нативный маркетплейс внутри «Одноклассников», где пользователи могут покупать товары с AliExpress прямо из своей ленты новостей или видеороликов с карточками товаров.

Сейчас доля социальной коммерции составляет более 6% от общего оборота (включает механики во «ВКонтакте» и «Одноклассниках», а также реферальную программу с игровыми механиками во всех социальных сетях). По итогам финансового полугодия с апреля по сентябрь 2021 года аудитория социальной коммерции «AliExpress Россия» достигла 23,6 млн человек.

 Расскажите, пожалуйста, о планах компании по развитию на 2022 год. На каких направлениях деятельности сфокусируетесь? Намерены ли расширять географию продаж?

 В следующие два года мы планируем довести долю локального бизнеса до 50% в общем обороте, а также увеличить ассортимент российских товаров и число российских продавцов. В этом году мы запустили собственную логистическую инфраструктуру и открыли первый фулфилмент центр «AliExpress Россия» в Чехове. На следующий год, для удобства пользователей и для повышения скорости доставки мы запланировали увеличение площадей собственного фулфилмента в Казани, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и других городах России до более чем 200 тыс. кв. м, а также развитие совместных с партнерами брендированных пунктов выдачи заказов и постаматов. Кроме того, мы будем дальше развивать направление социальной коммерции, которое уже в этом году занимает более 6% оборота «AliExpress Россия».

РБК Исследования рынков Российский рынок интернет-торговли 2021 105 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 10 апреля 2024 РБК Исследования рынков Российский рынок быстрого питания (фаст-фуда) 2023 Опрос, проведенный «РБК Исследованиями рынков» в августе 2023 года среди 3700 россиян в возрасте 18-54, зафиксировал изменения позиций четырех крупнейших игроков рынка фаст-фуда в рейтинге наиболее популярных сетей

Сеть «Вкусно — и точка» смогла органично занять нишу McDonald's на рынке. За первую половину 2023 года рестораны сети посетили 59,7% россиян в возрасте 18-54 лет (опрашивались жители городов России, с численностью населения свыше 100 тыс. человек). По данному показателю компания пока уступает KFC и Burger King, но аудитория «Вкусно — и точка» является более лояльной, и по доле постоянных посетителей преемник McDonald's занимает первое место в рейтинге. В июле 2023 года 44,3% респондентов ответили, что обычно посещают рестораны «Вкусно — и точка». Хотя это меньше, чем было у McDonald's в 2021 году (50,9%), однако учитывая темпы расширения сети, можно полагать, что в ближайшие годы показатели ушедшей с рынка американской сети будут достигнуты.

Показать еще