Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 17 января 2022

Россияне стали реже обедать в столовых и буфетах в период пандемии

Пандемия COVID-19 привела к значительному снижению трафика столовых и буфетов при предприятиях. Наряду со оттоком клиентов (по оценкам «РБК Исследований рынков» за период пандемии столовые потеряли 8,3% своих посетителей), данные предприятия общепита столкнулись со снижением интенсивности питания лояльной группы посетителей.

Высокие показатели заболеваемости вынудили последних реже питаться в столовых. Если до пандемии средняя частота посещения столовых и буфетов при предприятиях составляла около 99 раза в год, то в сложных эпидемиологических условиях показатель снизился до 82 раз в год, что следует из результатов опроса, проведенного в рамках подготовки отчета «Российский рынок быстрого питания (фаст-фуда) 2021». По сравнению с мартом 2020 года частота питания в столовых упала на 17,2%.

Крайне негативно на деятельности столовых сказался и перевод части сотрудников предприятий на дистанционный режим работы. Согласно результатам опроса, проведенного «РБК Исследованиями рынков» в июле 2021 года среди 3 675 россиян в возрасте 18-54 лет, COVID-19 привел к значительному росту сотрудников, работающих на «удаленке». В условиях пандемии перешли на постоянный дистанционный режим работы 9,3% опрошенных. 

Наиболее сильно изменилось поведение посетителей столовых, проживающих в Московской области, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках (за исключением столиц). Последние в среднем на четверть (24-25%) сократили количество визитов в буфеты при предприятиях по сравнению с мартом 2020 года. В условиях пандемии жители Москвы оказались более привержены своим привычкам в питании, частота посещения ими столовых снизилась лишь на 8%: со 105 до 97 раз в год. Сравнительно низкие показатели заболеваемости в городах России от 100 до 500 тыс. человек, также способствовали стойкости рынка. Посетители столовых и буфетов при предприятиях стали обедать в них реже, но лишь на 9% по сравнению с показателями марта 2020 года. Частота посещения заведений снизилась с 85 до 78 раз в год.  

РБК Исследования рынков Российский рынок быстрого питания (фаст-фуда) 2021 69 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 17 февраля 2025 AnalyticResearchGroup (ARG) ESG в России: адаптация к новым условиям и перспективы на Востоке Восточные рынки, включая Китай и Индию, открывают новые возможности для бизнеса в отношении ESG, а внутренние инициативы усиливают экологические проекты.

До начала СВО российские компании активно развивали ESG-направления, что позволяло привлекать западных инвесторов и выпускать «зеленые» облигации. Например, объем размещений ESG-облигаций в 2021 году составил 211,9 млрд. рублей, но уже в 2022 году этот показатель составил всего лишь 106,2 млрд. Компании перестраивали свои бизнес-процессы, ориентируясь на экологические и социальные факторы.

В результате санкций западные страны практически прекратили сотрудничество с Россией по ESG-направлениям. Прекращены контакты с такими ключевыми агентствами, как GRI и CDP, что ограничило доступ к международным стандартам в сфере устойчивого развития.
Переориентация российского бизнеса на восточные рынки, включая Китай и Индию, привела к новым возможностям для ESG. В частности, Индия установила цель достичь углеродной нейтральности к 2070 году и планирует к 2030 году сократить углеродоемкость на 45%, что делает ее перспективным партнером.

В 2023 году на российском рынке появились новые ESG-инструменты, включая облигации устойчивого развития. Однако отсутствие значимых экономических стимулов по-прежнему ограничивает развитие этого сегмента. Эмитенты и инвесторы пока не получают ощутимых выгод от верификации выпуска в качестве ESG-инструмента, а эффект снижения ставок для «зеленых» облигаций (greenium) остается незначительным.

Для поддержки ESG-рынка были введены новые стандарты, такие как социальная таксономия, однако немногие компании в полной мере понимают, как ей пользоваться. Кроме того, финансовый сектор по-прежнему недостаточно открыт: информация о ESG-портфелях многих банков остается закрытой, что затрудняет создание полной картины рынка устойчивого финансирования.

Тем не менее в 2024 году Россия продолжила активное развитие ESG-проектов. Банк России взял на себя ведущую роль, занимаясь разработкой рекомендаций для банков и компаний по учету ESG-факторов. Этот шаг стал важной вехой для дальнейшего расширения устойчивого финансирования в стране.
Комплексный анализ и обзор тенденций ESG в России доступны в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Развитие ESG-повестки в России: стратегия и перспективы. Июнь, 2024».

Показать еще