― Каковы итоги 2020 года? Насколько сильно пандемия и ковидные ограничения сказались на финансовых показателях компании? Какие антикризисные меры были предприняты для адаптации к работе в условиях пандемии COVID-19?
― Мы прошли 2020 год практически без потерь. Два торговых центра полностью закрыли фудкорты в Москве. Мы продолжали открывать большие и красивые рестораны с посудой. Антикризисные меры были стандартные – сокращение издержек и экономия без потери качества.
― Как вы оцениваете результаты работы в первом полугодии 2021 года? Насколько новые антиковидные меры, введенные в июне, сопоставимы по эффекту с локдауном?
― В мае 2021 года мы вышли на рост 15% к маю 2019 года. В целом, это очень неплохо. Новые меры ограничений в июне были не столь сильны как в период локдауна, но привели к существенному сокращению оборотов, особенно на фуд-кортах и в ресторанах без летнего кафе.
― Какими государственными и региональными мерами поддержки вам удалось воспользоваться с начала пандемии? Насколько они оказались эффективными?
― Мы получали субсидии под сохранение 90% штата компании и кредит под 3% по программе ФОТ 3.0. Для нас меры были очень эффективными.
― Как изменилось поведение гостей? Какие потребительские тренды актуальны для ресторанной индустрии и для вашего сегмента, в частности? Какие из них получат развитие в ближайшие 2-3 года?
― Поведение гостей не изменилось, доли продаж блюд и модель посещения остались прежними. Пока серьезных трендов мы не видим. Каждая компания создает свои собственные тренды. Тренда на фитнес-питание мы не видим, а еда в «Теремке» всегда была здоровая.
― Пандемия COVID-19 ускорила процесс диджитализации бизнеса. Какие действия в этой сфере были предприняты в вашей компании и каковы их результаты?
― Мы запустили программу лояльности, подключив к лету этого года уже более 600 000 участников, и запустили мобильное приложение «Теремка» с возможностью онлайн-заказа. Теперь не обязательно подходить к кассе, можно сделать заказ заранее на нужное время.
― Первые волны коронавируса поспособствовали стремительному развитию рынка доставки. Ожидаете ли Вы дальнейшего роста доставочного бизнеса и его доли в обороте вашей компании? Как намерены развивать данное направление и на какие тренды в сфере доставки Вы будете ориентироваться?
― Доля доставки у нас плавно росла и до пандемии. Мы не препятствуем этому процессу. Нам есть, что предложить и в ресторанах «Теремок» - уютную атмосферу и комфортную еду, прекрасных гостей. Но если кому-то нужна доставка – мы будем только рады. Тренд доставки очень простой – блины отлично сохраняются, в отличие от бургеров и пиццы. Так что, будущее есть однозначно.
― Как COVID-19 повлиял на темпы открытия новых заведений? Корректировали ли вы стратегию развития сетевого бизнеса на 2021-2022 гг.?
― Темпы были чуть ниже, чем в прошлые годы. Но наша программа была всегда очень простой – брать столько помещений, сколько мы найдем в хороших местах и на хороших условиях. Именно этот подход позволил сохранить все рестораны в 2020 и 2021 годах. Программа развития предполагает возможность открытия сотен ресторанов в ближайшие годы.
― На какие финансовые показатели вы ожидаете выйти по итогам 2021-2022 гг.? Что для этого намерены предпринять? Планируется ли увеличение количества заведений и расширение представленности сети?
― Да, каждый новый ресторан открывается с отличными показателями. Наш бренд и продукция за 23 года стали эталоном вкуса и качества русской кухни в доступном сегменте. Поэтому мы будем активно инвестировать в новые рестораны площадью от 150 до 300 м2. В том числе и постепенно переезжать с фуд-кортов в рестораны с собственной посадкой.
― Ожидаете ли вы возврата ресторанного рынка (посещаемости, размера и глубины среднего чека) на допандеймийный уровень в 2021 году? Если нет, то когда это, по вашему мнению, произойдёт?
― Мы уже вернулись на этот уровень и уже превзошли его. Но выросли и расходы. Как поведет себя рынок в целом, я не берусь прогнозировать. Мне не известно в каком финансовом состоянии были и в каком состоянии сейчас рестораны России. Нас интересует только собственное развитие.