По данным «Анализа рынка обуви в России», подготовленного BusinesStat в 2021 г, в 2020 г ее продажи в стране составили 425,2 млн пар, что уступало уровню 2016 г на 21%. После реализации отложенного спроса, которая привела к существенному росту продаж в 2017 г, показатель стал падать уже в 2018-2019 гг, а в 2020 г темп падения продаж обуви увеличился до 19,5%. На фоне пандемии коронавируса в условиях ограничений в передвижениях, перехода на дистанционный формат работы и учебы части жителей страны, а также роста безработицы и сокращения доходов населения многие потребители были вынуждены отказаться от покупки новой пары обуви. Немаловажную роль в сокращении продаж также сыграло временное закрытие розничных магазинов обуви.
Основной объем предложенной к продаже в России обуви составляет импортная продукция – более 65% всего рынка в 2016-2020 гг. Отечественным производителям сложно конкурировать с дешевой продукцией, поставляемой преимущественно из Китая. К тому же, зачастую, для производства обуви на территории России используются импортные сырье и оборудование, что в условиях ослабления рубля негативно сказывается на цене российской обуви.
Стоит отметить, что на российском рынке обуви остро стоит проблема присутствия нелегальной продукции. В качестве мер противодействия теневому обороту обуви с 1 июня 2018 г в России был начат эксперимент по маркировке продукции. На начальном этапе маркировка обуви производилась по добровольному решению производителей. В список обуви, подлежащей маркировке по распоряжению правительства РФ № 792-р от 28 апреля 2018 г вошли все коды ОКПД2 обувной номенклатуры. С 1 июля 2020 г в стране официально запрещен оборот немаркированной обуви: стало нельзя производить, импортировать и продавать обувь без кодов. С 1 июля 2020 г за хранение, перевозку или покупку для продажи обуви без кодов «Data Matrix» были введены штрафы, при этом продукция подлежит конфискации. Указанные меры ведут к постепенному обелению рынка – производство и оборот контрафактной обуви на территории России сокращаются.